Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Гуру организационного совершенства: памяти Джеймса Харрингтона

«Методы менеджмента качества» Июнь 2025

Рубрика: Комментарий эксперта
Автор(ы): Варфоломеева Н.Р.

Год назад, 7 июня 2024 г. в возрасте 95 лет ушел из жизни Джеймс Харрингтон, последний из американских гуру качества «второй волны», во многом сформировавший современные представления о качественном менеджменте и деловом совершенстве.

Первые сорок с лишним лет карьеры Харрингтона были отданы компании IBM, в которой, по свидетельству известного эксперта в области истории менеджмента качества Л.А. Конаревой [1], он начал работать еще 12-летним школьником, расставляя кегли в кегльбане и подстригая газоны.

В начале 1950-х гг. Харрингтона, тогда еще молодого специалиста, включили в состав команды, которая внедряла на одном из заводов IBM первую производственную систему, организованную по принципу «точно вовремя».

В 1962 г. IBM приступила к запуску нового завода в Сан-Хосе, и Харрингтона назначили на нем экспертом по вопросам надежности. Спустя два года ему поручили создать при этом заводе исследовательский центр по проблемам качества, одним из первых проектов которого стала разработка системы учета и оценки затрат по обеспечению качества.

В дальнейшем под руководством Харрингтона была разработана система учета потерь от низкого уровня качества.

В 1978 г. Джеймс Харрингтон разработал методику бенчмаркинга, в соответствии с которой в IBM дважды в год сравнивали показатели каждого из многочисленных процессов, используемых в создании продукции, и осуществляли оценку их совместимости.

В 1985–1986 гг. Харрингтон являлся президентом Американского общества качества (ASQ), а в 1985–1989 гг. — председателем правления этого общества. Именно в эти годы ASQ выступила инициатором учреждения Национальной премии США по качеству имени Малкольма Болдриджа, которая с тех пор ежегодно присуждается компаниям за выдающиеся успехи в области качества.

С 1990 по 1993 гг. Джеймс Харрингтон был президентом Международной академии качества (IAQ), а с 1993 по 1996 г. — председателем правления этой организации.

В 1990 г. Джеймс Харрингтон, Уолтер Херд и Фрэнк Сквайерс основали консалтинговую фирму, которая вскоре объединилась с другой такой же компанией под брендом Harrington, Hurd & Rieker. Она работала столь успешно, что вскоре была куплена крупнейшей консультационной фирмой Ernst & Young, в которой Харрингтон получил статус международного советника по вопросам качества. В своей новой должности он, в частности, помогал клиентам разрабатывать концепции реинжиниринга процессов, их регулировки, а также занимался проблемами управления изменениями.

В 2000 г. Харрингтон возглавил компанию Systemcorp, которую впоследствии приобрела IBM. Systemcorp занималась разработкой и распространением отличных программных продуктов для управления портфелями проектов, ресурсами предприятия, а также управления знаниями.

В 2002 г. гуру вернулся к консалтингу, учредив собственную фирму Harrington Institute Inc., с которой была связана вся его деятельность вплоть до последних дней жизни.

Ключевые постулаты, которыми Джеймс Харрингтон руководствовался в своей жизни, гласят: «Вы должны:

  • стараться больше, чем другие, которые полагают такое старание неразумным;
  • рисковать больше, чем другие, которые полагают, что больший риск опасен;
  • мечтать больше, чем это делают другие, полагая это непрактичным;
  • ожидать большего, чем другие полагают возможным достичь» [1].

Мировое признание заслуг Харрингтона столь велико, что одно только перечисление его наград и званий заняло бы несколько страниц. Он являлся почетным членом обществ по управлению качеством таких стран, как Аргентина, Бразилия, Великобритания, Колумбия, США, Тайвань, Сингапур, Чили, обладателем медали ASQ имени Ланкастера «за лидерство в деле пропаганды качества» (1996), а также медали Фейгенбаума «за жизненные заслуги» (2012).

В 1997 г. сообщество качества Канадской провинции Квебек, признавая огромный вклад Харрингтона в пропаганду качества, назвало награду, присуждаемую за достижения в области качества, медалью имени Харрингтона и Нерона.

Генеральный директор Джефф Дьюар Quality Digest, вспоминал: «Когда я только начинал свой путь в мире качества, то постоянно слышал о Харрингтоне. Люди цитировали его, размахивали его книгой. Куда бы я ни поехал, от Нью-Йорка до Ирландии, от Буэнос-Айреса до Южной Африки, казалось, что Джим уже побывал там и оставил свой внушительный след в аудитории, поскольку меня постоянно спрашивали о его позиции по качеству. Его труды стали центральными для формирования моих собственных взглядов на качество» [2].

С одной из книг Харрингтона [3] отечественные специалисты смогли познакомиться еще 35 лет назад. Вместе с тем, пожалуй, наиболее масштабный вклад в популяризацию идей гуру в среде русскоязычных читателей принадлежит РИА «Стандарты и качество», в котором были опубликованы пять книг, посвященные «столпам» организационного совершенства: процессам, проектам, изменениями, знаниям и ресурсам.

В память о выдающемся ученом и практике небольшие фрагменты из каждой из книг мы решили опубликовать на страницах журнала ММК в рубрике «Классика менеджмента». Статья «Три подхода к совершенствованию процессов» открывает эту серию публикаций.



ИСТОЧНИКИ


1. Конарева Л.А. Джеймс Харрингтон — высококвалифицированный специалист, который старается больше других // Методы менеджмента качества. 2010. № 11. С. 50–53.
2. Wallin-Kerth M. Jim Harrington’s Legacy. URL: https://www.qualitydigest.com/inside/quality-insider-article/jim-harringtons-legacy-061424.html.
3. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. М.: Экономика, 1990. 272 с.

01.06.2025

448
Поделиться:

Подписка