Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиМногие предприятия сегодня для управления рисками осваивают метод анализа видов и последствий потенциальных отказов (FMEA) [1—3]. Его используют для предотвращения проблем с качеством выпускаемой продукции (DFMEA) и для снижения потерь в производственном процессе (PFMEA). С помощью него еще на стадии проектирования и разработки выявляют, какие именно дефекты (отказы) могут произойти, каковы их причины и к каким последствиям это может привести. Подход применяется сегодня в самых разных отраслях промышленности. А в таких отраслях, как автомобильная, авиационная, железнодорожная его применение является обязательным для всех поставщиков, если они претендуют на сертификацию своих СМК по соответствующим международным стандартам.
Использование FMEA позволяет заранее выявить слабые места в конструкции или технологии и снизить или даже свести на нет проблемы с безопасностью и качеством нового изделия и потери при его производстве.
FMEA дает информацию по техническому анализу рисков и предлагает решения, позволяющие предотвратить проблемы. Но для получения выгод от применения метода должны быть выстроены коммуникации между командой проекта по разработке и постановке продукции на производство и руководством.
В одной крупной компании по производству аккумуляторов в соответствии с требованиями потребителя необходимо было проведение FMEA. Консультанты ГК «Приоритет» обучили команду проектировщиков и далее сопровождали работу команды по применению метода DFMEA для улучшения конструкции и команды по методу PFMEA для улучшения технологии. Применение этих методов заняло несколько месяцев, команды рассмотрели около 800 потенциальных отказов и их причины. Для каждого отказа/причины с высокой оценкой потенциального риска («красный риск») или средней оценкой («желтый риск») они предусмотрели дополнительные меры по предотвращению или обнаружению отказов [1]. Ожидалось, что все будет хорошо!
|
Но когда первые десятки этих изделий пошли в эксплуатацию, то в них стали появляться отказы и хорошо, что «не криминальные»! Также возникли некоторые проблемы при производстве.
Пришлось снова собирать команду проектировщиков для «разбора полетов». Оказалось, что по некоторым рискам (видам отказов/причин), по которым были предложены улучшения, разработанные меры не были реализованы. Часть этих мер не была воспринята руководством (лицами, принимающими решения) как действительно важные, а часть показалась «слишком дорогими», непонятными или долгими для исполнения. Проблемы и отказы стали появляться как раз в этих местах и по причинам, которые команда предвидела (рис. 1). Пришлось с запозданием вносить те доработки в конструкцию и технологию, которые и были предусмотрены командой. Посоветовавшись с консультантами, были внесены изменения не только в процедуру FMEA, но и добавились некоторые системные изменения:
Таблица 1. Бланк оценки улучшающих мер (БОУМ)*
Все перечисленное в последующих разработках позволило:
Таким образом, FMEA — это не просто метод предсказания возможных проблем. Это важный элемент коммуникации, который помогает компании видеть слабые места, а также договариваться о мерах и принимать обоснованные решения.
Когда такие предупреждения «слышат» и учитывают все участники процессов, FMEA становится эффективным инструментом предотвращения проблем, а не просто списком потенциальных рисков.
ИСТОЧНИКИ
1. FMEA. Анализ видов и последствий отказов. Справочное руководство. FMEA конструкции. FMEA процесса. Дополнительный FMEA для мониторинга и отклика системы. AIAG & VDA. 1-е изд., июнь 2019.
2. Касторская Л.В., Цвиркунов Д.И., Шашков В.В. Новое руководство по FMEA: изменения в подходе к анализу рисков конструкции и процесса // Методы менеджмента качества. 2019. № 10. С. 24—29.
3. Розно М.И., Шашков В.В., Чуклина Е.В. FMEA: снижение рисков отказов в работе оборудования // Методы менеджмента качества. 2024. № 7. С. 50—51.
4. Шашков В.В., Тюленева Г.А., Чуклина Е.В. Перспективное планирование качества продукции (APQP) // Методы менеджмента качества. 2024. № 6. С. 34—35.