Архив номеров

Бережливость по-русски

В Москве прошел IV Российский Лин-форум «Бережливая Россия: стратегии эффективности». Данное мероприятие собрало более 200 представителей крупнейших компаний России из различных сфер деятельности. В рамках форума состоялся обмен опытом российских и зарубежных специалистов в области бережливого производства

С 9 по 10 ноября 2009 г. в Москве прошел IV Российский Лин форум «Бережливая Россия: стратегии эффективности», организованный ООО «Центр Оргпром». Данное мероприятие собрало более 200 представителей крупнейших компаний России из различных сфер деятельности. В рамках форума состоялся обмен опытом российских и зарубежных специалистов в области бережливого производства.

Открывая форум, директор ООО «Центр Оргпром» А.В. Баранов отметил, что с каждым годом растет интерес к концепции «Бережливое производство» (Lean Production, далее — Lean), увеличивается количество участников и, несмотря на то, что форум заявлен как российский, тем не менее, он все больше приобретает международный характер и привлекает зарубежных специалистов. В своем приветственном слове Джеффри Лайкер — профессор Мичиганского университета и автор множества книг по Lean — отметил, насколько данное мероприятие важно для России в настоящее кризисное время, «…когда нужно сделать выбор, следовать ли примеру компаний, стремящихся к краткосрочным прибылям и во время кризиса урезающих, все что можно, и наносящих урон всей компании, или настроиться на долгосрочную перспективу, создавая великолепных лидеров, совершенные процессы и стать обучающейся организацией, которая может существовать длительное время? Для меня выбор очевиден — это модель компании Toyota: быть обучающейся организацией в долгосрочной перспективе, организацией, вставшей на путь развертывания концепции Lean. Надеюсь, у вас будет время для размышления, какой компанией вы хотели бы стать».

Возможно, именно с кризисными явлениями связано то, что в этом году так много компаний проявили интерес к концепции Lean и многие уже приступили к освоению бережливого производства. Тем не менее статистика Аналитического центра LEANCOR, представленная в докладе А.В. Баранова, свидетельствует о том, что распространенность Lean в современной России остается небольшой, всего 2% опрошенных руководителей внедряют концепцию бережливого производства (рисунок).

Однако, как отметил в своем выступлении Брайан Маскелл, президент компании BMA Inc. (США), в 80-х гг. прошлого столетия Америка также со скептицизмом воспринимала философию бережливого производства, считая это изобретением японских самурев, которое не подходит для американского менталитета. Но понадобился всего один успешный проект совместного предприятия компаний Toyota и General Motors, который перевернул представление о Lean американских предпринимателей.

В России многие компании внедряют новую для себя философию работы, и некоторые уже ощутили явные преимущества такого подхода. На форуме выступили представители предприятий, которые уже более 20 лет живут, руководствуясь философией Lean, — такие, как «Боинг», и компании, которые только делают первые шаги в освоении данной концепции: ОАО «КамАЗ», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Корпорация «Иркут», ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Русские краски» и др. Они поделились опытом развертывания Lean, рассказали, с какими проблемами столкнулись при этом и какие из них удалось решить. Все участники форума были единодушны во мнении, что освоение на предприятии концепции Lean принесло преимущества, основными из которых являются:

  • сокращение времени производственного цикла;
  • снижение цеховых материальных запасов;
  • уменьшение производственных площадей;
  • снижение трудоемкости производства;
  • снижение потерь от брака.

Стоит отметить выступление генерального директора ЗАО «Опытный завод «Микрон» В.С. Никитина, который рассказал, что в сложные для компании времена освоение концепции Lean помогло не только сохраниться на рынке, но и получить прибыль и новые источники сбыта. В основе Производственной системы, созданной на заводе «Микрон», — идеология, влияние которой ощущается в повседневной работе и взаимодействиях: постоянное совершенствование и уважение к людям. Одним из элементов процесса постоянного совершенствования является внедрение методики 5S (Упорядочение), которая позволила сократить потери на каждом рабочем месте. Важнейшее проявление уважения к людям — вовлечение всего персонала в совершенствование деятельности предприятия, когда к предложениям рядовых сотрудников не только прислушиваются, но и доверяют им самостоятельно принимать решения.

Возможно, именно благодаря мудрому руководству, за столь непродолжительный срок удалось достигнуть удивительных результатов в преобразовании ЗАО «Микрон». В начале года завод оказался в тяжелейшем кризисе из-за того, что крупные заказчики практически прекратили закупки. Тогда генеральный директор принял решение о снижении цен, но для этого нужно было снизить и себестоимость продукции. В тот момент началось активное развертывание концепции Lean в компании, и уже через четыре месяца удалось снизить расходы на производство продукции на 17% и привлечь новых заказчиков — мелкие и средние предприятия. Такие результаты можно достичь только когда высшее руководство принимает активное участие в судьбе своей компании и не боится взять на себя ответственность изменить процессы работы, используя передовые, но не очень популярные в России методы.

Важность заинтересованности высшего руководства подчеркнула в своем докладе Ю.А. Бойко, младший партнер McKinsey & Company Inc.: «…Зачастую именно из-за недостаточной увлеченности руководства идеями бережливого производства проваливаются 70% всех программ Lean». Второй наиболее часто встречающейся проблемой является низкая вовлеченность персонала в процесс изменения компании.

К сожалению, высшее руководство не всегда осознает, что компания состоит не только из менеджеров высшего и среднего звеньев, но и из рядовых сотрудников. Только общими усилиями можно построить успешный бизнес, поэтому нужно доносить необходимость преобразований до каждого работника и определять его роль в процессе непрерывного совершенствования компании.

Конечно, на пути освоения концепции Lean есть определенные проблемы, которые зачастую делают невозможным дальнейшее ее продвижение, ведь сложности появляются значительно раньше, чем ощутимые результаты. И многие руководители отказываются от дальнейшего развертывания Lean, не понимая, что для получения стратегической эффективности иногда нужно принимать решения, которые принесут прибыль только в долгосрочной перспективе, нанося при этом ущерб краткосрочным финансовым целям.

Безусловно, прошедший форум собрал единомышленников и стало очевидным, что многие российские компании понимают необходимость преобразований своих принципов работы и некоторые уже внедряют философию бережливого производства. Все больше руководителей предприятий начинают осознавать: для того, чтобы быть успешными и оставаться на рынке долгое время, нужно учиться у лучших компаний и не пасовать перед трудностями. Надеемся, что появление успешного опыта развертывания концепции Lean, переборет недоверие многих руководителей.

Возможно, через несколько лет понятие «российское качество» будет вызывать гордость у наших соотечественников и уважение у зарубежных партнеров.

Организатор Лин форума
ООО «Центр Оргпром»
Тел.: (343) 2222 120
www.orgprom.ru

«Методы менеджмента качества» Январь 2010

Рубрика: Наша информация
Автор(ы): Юркив Н.Н.
28.12.2009

448
Поделиться:

Подписка