Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

О каких таких целях в области качества говорится в п. 7.1а ГОСТ Р ИСО 9001–2008? (Окончание)

«Методы менеджмента качества» Март 2011

Рубрика: ISO серии 9000: проблемы толкования
Автор(ы): Качалов В.А.

Статья подготовлена на основе доклада, сделанного автором на XV Международном семинаре «Непрерывное совершенствование деятельности организаций», организованном Учебно-научным управлением менеджмента качества и сертификации МИСиС «Металлсертификат» совместно с МОО «МАК» — «СовАсК», Академией проблем качества, Всероссийской организацией качества и прошедшем в Москве 27–29 октября 2010 г.

Данная публикация — очередная попытка ответить на «каверзные» вопросы дотошного менеджера по качеству.

Вопрос этот действительно может задать лишь дотошный менеджер по качеству, который, разбираясь с требованиями п. 5.4.1 ГОСТ Р ИСО 9001–2008, заставит себя «пойти» по сделанной там ссылке на п. 7.1а и обнаружит удивительную вещь, поневоле заставляющую его задать вынесенный в заголовок статьи вопрос. Судите сами.

В первом из указанных пунктов речь идет о необходимости установления в СМК целей в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции (п. 7.1, перечисление а).

Это означает, что совокупный набор целей в области качества разработчики стандарта ИЗНАЧАЛЬНО разделили на две группы: на некие цели условно общего вида и на какие-то СПЕЦИФИЧЕСКИЕ цели, необходимые для выполнения требований к продукции, отличительные особенности которых пользователь стандарта должен искать в п. 7.1а. При этом в организации обе эти группы целей ОБЯЗАНЫ быть. Однако, обратившись к п. 7.1а ГОСТ Р ИСО 9001–2008, мы найдем там ссылку ПРОСТО на цели в области качества, не имеющие далее по тексту не только каких-то прямых ссылок, а даже каких-то намеков на то, чем они должны отличаться от ДРУГИХ целей в области качества, о которых говорится в п. 5.4.1.

В отличие от дотошного менеджера по качеству, многие специалисты, опирающиеся в своей деятельности на национальный «эквивалент» стандарта ISO 9001:2008, не заметили этой нестыковки.

В статье автор подробнейшим образом разбирает особенности целей, упоминаемых в п. 7.1а. Цели в области качества, относящиеся к продукции и необходимые для выполнения требований к ней, изначально не включают в себя ни выполнение САМИХ требований к продукции, ни намерение ИЗМЕНИТЬ эти требования. Это должны быть ДРУГИЕ цели. Остается выяснить, какие именно.

Во второй части статьи автор рассматривает цели в области качества, относящиеся к продукции и необходимые для выполнения требований к ней.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

01.03.2011

448
Поделиться:

Подписка