Архив номеров

Принципы менеджмента качества и государство российское

ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ ШПЕР
начальник сектора качества и надежности Всероссийского электротехнического института, действительный член Академии проблем качества, член ASQ и ENBIS

Хорошо известно, что восемь принципов менеджмента качества, на которых основаны стандарты ISO серии 9000 и их многочисленные производные (различные отраслевые расширения этих стандартов), описывают определенную совокупность того, что должно присутствовать в любой системе, если она (эта система) хочет быть долговременно успешной и хочет успешно развиваться в соответствии с изменением окружающей среды. Я решил бросить очень беглый и неизбежно поверхностный взгляд на то государство, в котором мы все живем, с позиции этих восьми принципов. Начнем с первого и, в каком-то смысле, главного принципа: «Ориентация на потребителя».

Итак, первый и главный вопрос: кто является потребителем для государства? Ответ представляется мне самоочевидным: народ, т. е. люди, живущие в этом государстве. Тогда зададим себе следующий вопрос: когда в истории России существовало государство, для которого главным потребителем были люди, в нем живущие?

Ответ: НИКОГДА. Всегда в обозримой истории государства российского народ был отнюдь не потребителем, а средством для удовлетворения совсем иных потребителей: царей, князей, бояр, помещиков, дворян, членов политбюро ВКП(б), членов ЦК КПСС и т. д. Замена персоналий в этом неполном перечне ничего не меняет: народ всегда был и остается и сегодня источником и средством достижения небольшим числом лиц своих целей, которые, в свою очередь, могут быть корыстными и бескорыстными, могут осознаваться этими лицами и не осознаваться до конца, могут маскироваться под заботу о благе народа, но могут и открыто провозглашаться.

И с этой точки зрения современная демократия, к которой Россия давно стремится, но никак не приблизится, — это попытка создания такого государственного устройства, в котором основным потребителем услуг, производимых структурой под названием «государство», оказывается большинство населения. А власть со всеми ее структурами и чиновниками, то бишь бюрократическим аппаратом, оказывается средством обеспечения удовлетворенности основного потребителя — человека, живущего в данном государстве. Следовательно, основной вывод, какой я могу сделать в данный момент, таков: принцип ориентации на потребителя в государстве российском никогда не выполнялся и продолжает не выполняться в настоящий момент.

И ситуация точно не изменится, если ничего не делать. Поэтому давайте стремиться к тому, чтобы государство российское наконец обрело своего истинного потребителя.

«Методы менеджмента качества» Февраль 2012

Авторы: Шпер В.Л.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

01.02.2012

448
Поделиться:

Подписка

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Методы менеджмента качества" >>>

Подписаться


Открытые статьи:

Бережливость по-русски
Враг рабочего человека, или отец научного менеджмента
Эйнштейн в решении проблем
Культурная трансформация: оценка и совершенствование культуры
Стандарт AS 9100
Джозеф Джуран — архитектор качества. Трудный путь становления высококвалифицированного инженера в области управления качеством
Арманд Фейгенбаум — создатель TQM
Что мы оставим для других?
Двенадцать титанических подвигов «бережливого» лидера
Принципы построения и развития систем менеджмента качества строительных организаций в России