Архив номеров

Что век текущий приготовил? Менеджмент XXI века - продолжение краткого обзора основных тенденций

Как известно, прогнозы тем и хороши, что они редко сбываются. Например, небезызвестный Б. Гейтс в 1981 г. утверждал, что 640 кб будет достаточно для каждого пользователя, а Т. Ватсон - директор компании IBM, в 1943 г. считал, что на мировом рынке найдется спрос всего лишь на пять компьютеров. (Эти и некоторые другие несбывшиеся прогнозы можно найти по адресуwww.romuald.info/07.02.2003/1.) Но поскольку мы пять лет тому назад тоже вступили на зыбкую почву предсказаний [1], то пора посмотреть, что из того, о чем мы писали в той статье, сбылось, а что - нет, и почему.
Итак, в статье [1] прежде всего было отмечено, что в мире полным ходом идет очередная научно-техническая революция. На предприятиях это проявляется в тенденции к отказу от массового производства и переходу к новому типу производства, который в [1] был назван рачительным, а здесь мы будем называть его бережливым, поскольку вот-вот из печати выйдет книга1с подробным описанием данного производства, где предложен именно такой перевод исходного термина "Lean Production"2. Надо сказать, что процесс перехода к новому типу производства в мире продолжается, хотя и идет достаточно медленно. Уже наметились контуры будущих перемен. Вероятнее всего, затем настанет черед "Agile manufacturing" [2-4], что мы пока переводим как "активное производство". Согласно такому ходу событий хронология смены типов производства выглядит следующим образом: ремесленное (кустарное) производство ® массовое производство ® бережливое производство ® активное производство.
Основное отличие активного производства от бережливого заключается в том, что первое работает в относительно стабильных условиях, а второе способно работать в совершенно непредсказуемых, быстроизменяющихся условиях. Но это - то самое "потом", какое относится к отдельным организациям. Если же подняться на другой уровень обобщений и посмотреть, что произойдет в будущем с системой организаций, то ответ, который просматривается, выглядит так: и бережливое, и активное производство, как, впрочем, и просто последовательное применение процессного подхода в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 - все это шаги к стиранию границ сначала между организациями, а впоследствии и между странами.
Второй момент, о котором мы писали, - это гуманизация производства на основе отказа от авторитарного стиля руководства и перехода к лидерству, командной работе и вовлечению всех сотрудников в жизнь организации. Эта тенденция за прошедший период времени явно усилилась, не в последнюю очередь за счет того, что все вышесказанное стало частью основополагающих принципов новой версии стандартов ИСО серии 9000, т. е. гуманизация производственных отношений становится одним из основных требований современного стиля управления любой организацией. Об этом же свидетельствует широкое внедрение таких стандартов, как, например, SA 80003.
И третий момент - это создание гибкой организационной структуры на основе проектного подхода и увеличение значимости горизонтальных связей. Этот процесс продолжается, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Надо заметить, что легче всего подобная перестройка проходит в тех организациях, где успешно применяются современные информационные технологии (ИТ). Тем не менее внедрение ИТ создает некоторые трудности с реализацией принципа непрерывного совершенствования, который теперь тоже получил нормативную поддержку. Поэтому рискнем предположить, что ближайшее будущее подарит нам новое поколение ИТ, которые легче, чем существующие, адаптируются к постоянным переменам.
Что касается ориентации на качество, то эта тенденция в развитом мире, который становится постиндустриальным, пожалуй, стала просматриваться заметно меньше, чем во времена написания работы [1]. Но это произошло не потому, что качество перестало быть нужным, а просто необходимость ориентации на качество стала настолько очевидной для всех, что нет смысла кричать о столь простых вещах. К сожалению, этого пока нельзя сказать о нашей стране, где подобное отношение еще не норма и где призыв к ставке на качество по-прежнему актуален. Справедливости ради стоит отметить, что, как мы подчеркивали в [1], наиболее полно философия качества выражена в учении д-ра Э. Деминга. Но это учение, даже и в наиболее развитых странах, по-прежнему, не пользуется спросом и практически не применяется. Хотя отдельные элементы из его учения, например, цикл Шухарта-Деминга, стали весьма популярны и даже вошли в текст стандартов ИСО серии 9000, на практике же ближе всего к применению философии Э. Деминга подошли японские предприятия.
Обучение становится формой жизни, писали мы в [1], и это положение сохраняет свою силу и в настоящий момент. Надо сказать, что в последнее время российские предприятия стали уделять обучению больше внимания, и это, вероятно, одно из немногих направлений, где наша страна идет более или менее в ногу со временем.
Мода на реинжиниринг прошла, хотя сам реинжиниринг, конечно же, не умер, а из очередного увлечения превратился в один из способов перестройки организаций. Просто нужен "симбиоз" реинжиниринга и гуманизации бизнеса, чтобы реинжиниринг перестал быть разрушительной силой.
Как и предсказывали многие специалисты, стало очевидным, что ИТ сами по себе никаких проблем не решают, так что увлечение такого рода разработками, как ERP-системы, постепенно переходит в планомерное внедрение именно таких ИТ, которые соответствуют уровню организации и ее традициям.
Статистическое мышление - один из ключевых элементов системы Э. Деминга - не очень сильно продвинулось в завоевании умов менеджеров и у нас в стране, и за рубежом, хотя некоторые подвижки в этом направлении, безусловно, происходят [5]. В отличие от этого, внедрение статистических методов в практику работы крупнейших компаний мира совершило большой скачок благодаря "хиту" в области качества - подходу под названием "Шесть сигм" [6].
Вообще, менеджеры стали использовать большее число разнообразных методов анализа и решения проблем4, в первую очередь, методов, стимулирующих развитие и использование творческого потенциала работников (ТРИЗ, ПМИ5, "Шесть шляп мышления" Э. де Боно и т. п.).
Бенчмаркинг сохранил свои позиции и продолжает успешно помогать организациям совершенствоваться. Здесь обнаружилась тенденция к движению "в глубь организации", но стали просматриваться и некоторые ограничения метода.
Среди подходов, о которых мы не писали пять лет назад, но которые безусловно будут развиваться в XXI в. и активно влиять на ситуацию, следует отметить:
  • систему экономики качества [7];
  • сбалансированную систему показателей;
  • теорию обучающихся организаций;
  • направление "Управление знаниями" (возникающее на наших глазах);
  • теорию и практику управления изменениями и др.
    В целом, основная современная тенденция в развитии управления, кроме его гуманизации, - это стремление к созданию интегрированной системы менеджмента. Интегрированной в смысле всестороннего подхода к управлению организацией с учетом ее сложности и нелинейности происходящих в ней взаимодействий.
    Продолжается интенсивное развитие международных стандартов в области качества, причем вектор этого развития также направлен в сторону создания интегрированных систем менеджмента. Главное, что жизнь продолжается и не устает удивлять нас неожиданными открытиями.

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1.Адлер Ю.П., Аронов И.З., Шпер В.Л. Что век грядущий нам готовит? Менеджмент XXI века - краткий обзор основных тенденций. - Надежность и контроль качества (Методы менеджмента качества). - 1999. - 1. - С. 26.
    2.Maskell B. The age of agile manufacturing. - Supply Chain Management: An International Journal, 2001, v. 6, 1, pp. 5-11.
    3.Hormozi A.M. Agile manufacturing: the next logical step. - Benchmarking: An International Journal, 2001, v. 8, 2, pp. 132-143.
    4.Li Jin-Hai, Anderson A.R., and Harrison R.T. The evolution of agile manufacturing. - Business Process Management Journal, 2003, v. 9, 2, pp. 170-189.
    5.Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Серия статей о статистическом мышлении // ММК. - 2003. - 1, 3, 5, 7, 11.
    6.Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Шесть сигм - еще одна дорога к храму // ММК. - 2000. - 10. - С. 15.
    7.Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Путь к системе экономики качества // СтК. - 2003. - 4. - С. 68-73.




    1Вумек Дж. и Джонс Д. Бережливое производство: Пер. с англ. / Под ред. Ю.П. Адлера. - М.: Альпина паблишер, 2003.
    2В журнале используются два перевода этого термина: "бережливое" и "экономное". - Прим. ред.
    3См.: SA 8000: инструмент улучшения качества жизни // ММК. - 2003. - 5. - С. 38-41.
    4См.: ММК, рубрика "Методы поиска новых идей и решений". - 2003. - 1-12.
    5ПМИ - плюс, минус, интересно. Отбираются положительные аспекты проблемы, затем - все отрицательные, и наконец - интересные. - Прим. ред.

    «Методы менеджмента качества» Январь 2004

    Авторы: Адлер Ю.П., Аронов И.З., Шпер В.Л.

    Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

    01.01.2004

    448
    Поделиться:

    Подписка

    Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Методы менеджмента качества" >>>

    Подписаться


    Открытые статьи:

    Бережливость по-русски
    Враг рабочего человека, или отец научного менеджмента
    Эйнштейн в решении проблем
    Культурная трансформация: оценка и совершенствование культуры
    Стандарт AS 9100
    Джозеф Джуран — архитектор качества. Трудный путь становления высококвалифицированного инженера в области управления качеством
    Арманд Фейгенбаум — создатель TQM
    Что мы оставим для других?
    Двенадцать титанических подвигов «бережливого» лидера
    Принципы построения и развития систем менеджмента качества строительных организаций в России