Архив номеров

Качество жизни и интернет

Владимир Львович Шпер
действительный член Академии проблем качества, член ASQ и ENBIS

В последнее время, когда я еду на метро или в электричке, все чаще обращаю внимание на то, как много людей лихорадочно общается со своими гаджетами, не замечая ничего и никого вокруг. То же самое можно наблюдать в институте, где студенты умудряются слушать лектора или выполнять какое-то задание и одновременно отвечать на эсэмэски, в местах общественного питания, где легко заметить человека, жующего и не сводящего глаз с экрана, и т. д. и т. п. Что-то подобное происходит и в школах, исключая те (говорят, такие тоже есть), в которых запрещено пользоваться гаджетами.

Более того, многие знакомые жалуются, что дети во дворах теперь не играют друг с другом: они сидят рядом, каждый со своей игрушкой, и общаются с «френдами» через интернет. Похоже, сбываются худшие опасения фантастов и человечество начинает скатываться из реального мира в мир иллюзий. Ведь виртуальное общение — это совсем не эквивалент ни дружеской беседе, ни романтической встрече, ни семейным посиделкам, ни даже совместному походу по магазинам…

Массовый психоз под названием «селфи» показывает, что человек — исключительно общественное животное. Нам всем очень хочется быть уважаемыми членами своего круга общения и получать одобрение со стороны тех, с кем мы поддерживаем дружеские контакты. Если вспомнить А. Маслоу, это можно рассматривать как стремление к достижению верхних ступеней его пирамиды: удовлетворению потребности в любви и принадлежности, уважении и самоактуализации.

Но, увы, реализация этих потребностей через виртуальную реальность тоже будет виртуальной — качество жизни индивида, проводящего заметную часть жизни перед экраном «умного» гаджета, на мой взгляд, будет обратно пропорционально количеству времени, потраченного на этот эрзац человеческого общения.

Конечно, существует и обратная тенденция. Благодаря тому же интернету становится все больше самых разнообразных групп по интересам: любители животных или походов, коллекционеры, фотографы, приверженцы экстрима в той или иной форме и т. п. находят друг друга (иногда в разных странах и даже на разных континентах) и начинают общаться в реальном мире, чему интернет, конечно же, не только не мешает, но и способствует. Однако субъективно мне кажется, что этим процессом пока охвачено гораз до меньше людей, чем погружено в иллюзорную реальность. Что с этим делать, и нужно ли с этим что-то делать?

Я уверен, что с подобной тенденцией нужно бороться. Но не запретами гаджетов, или ограничениями интернета, или наказаниями и т. п. Борьба должна идти по двум главным направлениям. Первое — просвещение и воспитание людей, которые хотят и любят делать что-то новое и интересное, значимое и для них самих, и для других.

Второе — вовлечение других в интересные дела, путешествия, события, живое общение с интересными людьми и т. п. Как все вышесказанное связано с менеджментом качества, которому посвящен наш журнал? Непосредственно. Как я уже писал в колонке о менеджменте качества после третьей промышленной революции, технологический прогресс ведет человечество к обществу, в котором основная масса людей будет занята в сфере услуг, вертикально построенные организации будут редкостью, основную роль начнут играть горизонтальные связи между людьми и группами людей.

И очень важно, чтобы эти связи развивались не только посредством интернета, но и через живое общение людей друг с другом. Однако чтобы это произошло, мы уже сегодня должны воспитывать новые поколения так, чтобы им было интереснее проводить время друг с другом, а не с планшетом, смартфоном и прочими игрушками. В частности, как мне кажется, журнал должен пытаться расширить свою тематику и освещать вопросы школьного и дошкольного образования, медицины, сферы игр и развлечений, поскольку:

  • именно эти области будут постепенно становиться главными в смысле занятости человечества;
  • во всех этих областях существует проблема качества соответствующих услуг и их постоянного совершенствования.

«Методы менеджмента качества» Август 2015

Рубрика: Слово предоставляется
Автор(ы): Шпер В.Л.
01.08.2015

448
Поделиться:

Подписка