Архив номеров

Чайка-менеджмент и чайка-менеджер

В этом выпуске «Вестей» мы поговорим о понятии, которое по-английски называется seagull management, а на русский (на мой взгляд, не очень удачно) переводится как «чайка-менеджмент» (аналогичные термины на обоих языках есть и со словом «менеджер»). Поиск в русскоязычном интернете дал всего около 700 ссылок, тогда как в англоязычном обнаружилось примерно 12,9 тыс. ссылок. Вот самые интересные из просмотренных мною.

В русскоязычной Википедии есть соответствующая статья — https://ru.wikipedia.org/wiki/Чайка-менеджмент. Вот определение из нее: чайка-менеджмент (англ. seagull management) — стиль управления, при котором руководитель начинает общаться с подчиненными, только когда они считают, что возникла проблема. Для данного стиля характерно принятие руководителем поспешных решений по вопросам, в которых он недостаточно хорошо осведомлен и компетентен, что в результате приводит к путанице, с которой должны разбираться другие. Термин стал популярен благодаря шутке из книги Кена Бланшара «Лидерство и одноминутный менеджер» (1985 г.): «Менеджеры-чайки прилетают, создают много шума, гадят на всех и улетают». Вся статья, по сути, является переводом материала по нашей теме из англоязычной Википедии — https://en.wikipedia.org/wiki/Seagull_manager.

Журнал Esquire опубликовал термин «чайка-менеджмент» в подборке терминов, которые «обозначают еще не описанные, но уже существующие в России явления», — https://esquire.ru/coined-word-2.

На сайте www.google.ru/ в разделе «Картинки» по запросу seagull management можно найти множество иллюстраций на тему чайка-менеджмента. Привожу здесь одну из них (рисунок), хотя она характеризует не менеджеров-чаек, а, скорее, разницу между боссом и лидером.

На сайте http://changingminds.org/disciplines/leadership/articles/seagull_management.htm довольно подробно описан стиль менеджмента и поведения менеджеров, соответствующих категории «чайка». В подразделе «Почему это происходит» объясняется, что такие менеджеры хотят чувствовать себя важными, но знают, что их знаний недостаточно, и боятся вопросов, поэтому стараются непрерывно говорить и потом убежать. В подразделе «Что с этим делать?» даны рекомендации, как противодействовать чайка-менеджерам.

На странице www.dougsguides.com/badbosses2 можно ознакомиться с восемью типами плохого менеджмента. Чайка-менеджмент третий в списке.

На странице www.talentsmart.com/media/uploads/pdfs/The_Cost_of_Seagull_Management.pdf в формате .pdf размещена статья Т. Бредбери «Сколько стоит чайка-менеджмент?» В ней приводятся некоторые данные относительно потерь американских компаний из-за плохого менеджмента. К сожалению, из текста статьи не вполне ясно, в какой степени эти потери вызваны именно чайка-менеджментом.

На информационном портале Expatica — www.expatica.com/hr/hr-global-strategy/Seagull-managementand-the-expatriate-manager_20379.html — обсуждается связь между чайка-менеджментом и распространенной практикой менеджеров-экспатов (экспатриантов), которые, в силу особенностей этого типа управления, часто ведут себя похожим образом: приезжают, критикуют и уезжают.

В заключение приведу ссылку на недавно изданные на русском языке книги К. Бланшара, который придумал и популяризировал термин «чайка-менеджмент»:

1. «Одноминутный менеджер и обезьяны» (издана в 2015 г.) — www.ozon.ru/context/detail/id/31674218/;

2. «Одноминутный менеджер и ситуационное руководство» (издана в 2014 г.) — www.ozon.ru/context/detail/id/28725082/.

НЕМНОГО НОВОСТЕЙ

В мае 2015 г. газета «Ведомости» опубликовала статью под названием «Почему система сопротивляется переходу на электронный документооборот?»1http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/05/20/pochemu-sistema-soprotivlyaetsya-perehodu-na-elektronnii-dokumentooborot.

В ней обсуждается проблема бессмысленности громоздкой кадровой отчетности, унаследованной со времен СССР: «Чиновники стремятся сохранить устаревшую отчетность, нужную только для бюрократического контроля и давления. Недавно федеральные ведомства, РСПП и Федерация независимых профсоюзов выступили против проекта Агентства стратегических инициатив по переходу на электронный кадровый документооборот». В качестве примера приведен список документов, требующихся для правильного оформления отпуска:

1) письменное уведомление работника под расписку не менее чем за две недели до отпуска;

2) его регистрация в журнале уведомлений;

3) приказ о предоставлении отпуска;

4) его регистрация;

5) ознакомление работника с приказом под расписку;

6) оформление записки-расчета об отпуске;

7) выплата отпускных не менее чем за три дня до отпуска;

8) отметка об отпуске в табеле учета рабочего времени;

9) занесение сведений об отпуске в личную карточку работника;

10) занесение в график отпусков сведений о фактически использованных днях отпуска.

Вот итоговые выводы статьи: «Контроль и надзор стоят экономике от 1,5 до 7,5% ВВП в год, говорится в докладе НИУ ВШЭ «Модернизация системы контрольно-надзорных полномочий в РФ». По сути, объектом контроля и надзора являются документы, а не процессы в реальном мире, заняты им около 30% федеральных госслужащих, а с учетом выдающих разрешения и согласования — до 80%».

«Методы менеджмента качества» Сентябрь 2015

Рубрика: Вести из интернета
Автор(ы): Шпер В.Л.
01.09.2015

448
Поделиться:

Подписка