Архив номеров

Боровик Д.О. На мировые рынки вместе с «Бюро Веритас»

Читайте и узнаете:
• что нужно знать российскому производителю, чтобы экспортировать свою продукцию;
• о наиболее характерных проблемах внедрения системы HACCP на отечественных предприятиях;
• как обеспечить прослеживаемость и своевременный отзыв продукции

Ключевые слова: «Бюро Веритас», сертификация, стандарты, пищевая продукция, безопасность, маркировка, технический регламент, директива, тренинг

Д.О. Боровик
руководитель направления «Качество и пищевая безопасность» АО «Бюро Веритас Русь»

В России осуществляется программа импортозамещения продукции, и есть определенные успехи в ее реализации. Перед производителями ставится задача по организации экспорта, в частности, продовольственных товаров. Для этого необходимо обеспечить соответствие продукции требованиям международных стандартов, получив сертификат аккредитованного органа, такого как «Бюро Веритас». Редакция ККП попросила специалиста российского отделения компании помочь читателям разобраться в многообразии международных стандартов и систем сертификации.

«Бюро Веритас» сертифицирует по всему миру компании в области аквакультуры, выращивания овощей и фруктов, производства кормов. Помимо популярных в России ISO 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции», FSSC 22000[1], BRC[2] есть ряд стандартов, подтверждение соответствия которым хотят видеть потенциальные иностранные партнеры: IFS[3], EFISC[4], стандарты цепочки поставок — UTZ Certifi ed (какао, кофе), RSPO (пальмового масла), MSC СoC (морепродуктов) и ASC (аквакультуры), ISCC (сельскохозяйственного сырья для производства биотоплива). Зачастую не только импортер, но и российские партнеры (сети ресторанов, ритейлеры) в качестве независимого подтверждения соответствия запрашивают у производителей сертификаты системы качества, пищевой безопасности, а также результаты аудита социальной ответственности. Для некоторых типов экспортируемой продукции важна маркировка «органик», с которой европейский потребитель хорошо знаком.

Органик-маркировка

Российский потребитель об органик-маркировке знает немного. Одним из самых узнаваемых знаков является «Евролист» (см. рис. 1). Чаще всего его можно встретить на упаковке продукции высокого ценового сегмента, реже – среднего. Неизменно большой интерес к органик-маркировке демонстрируют производители продукции сегмента премиум.

Рис. 1

Знак соответствия европейской системы сертификации органической продукции

Органик-маркировка свидетельствует о том, что продукт имеет органическое происхождение, не содержит ядов, пестицидов, следов антибиотиков, гормонов и иных опасных для человека веществ и соединений. Наличие в ассортиментной линейке органик-бренда — это и вопрос репутации, и престижа производителя, и возможность занять свою нишу как в эконом, так и в премиум-сегменте.

Экологическое производство и органик-маркировка осуществляются в соответствии с регламентами ЕС № 834/2007 и № 889/2008. «Бюро Веритас» аккредитовано на право проведения сертификации в соответствии со стандартами на продукцию органического происхождения. В зависимости от сферы деятельности компании выбирается схема сертификации. Например, сертификация производителей кормов проводится по признанным во всем мире схемам GMP+FSA (модуль, состоящий из стандартов, в которых прописаны принципы обеспечения безопасности кормов всех звеньев цепочки производства и поставок), FAMI-QS (система качества и безопасности кормовых ингредиентов и их смесей) и позволяет компаниям поставлять продукцию не только в Европу, но и в другие страны.

Система HACCP

Систему HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки) в мире начали внедрять более полувека назад, однако в России она появилась только в двухтысячных годах. Методология HACCP становится все более популярной во многом благодаря системному подходу. Сегодня сложно встретить производителя продуктов питания, которому не знакома аббревиатура HACCP. К тому же внедрение системы стало обязательным. «При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП» (п. 2 ст. 10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» требование).

Трудности с внедрением системы на отечественных предприятиях появились практически сразу. Одна из них — новизна подхода, отсутствие готовности персонала «работать иначе». Система HACCP — не набор «голых» требований, а риск-ориентированная методология. Возникла необходимость идентифицировать риски и производить их оценку, хотя сами понятия «риск» и «опасность» еще не вошли в обиход производителей. Переключиться от выполнения набора требований к риск-ориентированному подходу бывает сложно.

«Бюро Веритас» имеет большой опыт сертификации систем HACCP. Основываясь на нем, можно выделить наиболее характерные проблемы внедрения системы на предприятиях:

● низкую производственную культуру пищевой безопасности, недостаточную мотивированность и вовлеченность персонала, текучку кадров;

● недостаток ресурсов (как человеческих, так и материальных), износ производственных фондов. Эти факторы затрудняют реализацию программ предварительных условий, которые требуется осуществлять на конкретном предприятии по итогам анализа опасностей;

● отсутствие достаточной квалификации персонала, необходимость в обучении.

Особенности построения системы HACCP преподают на тренингах практикующие аудиторы, в том числе и сотрудники «Бюро Веритас». Это отличная возможность для специалистов получить актуальные знания, задать вопросы, с которыми они ежедневно сталкиваются, обменяться опытом с коллегами в формате рабочей дискуссии, получить информацию и знания «из первых рук».

С внедрением HACCP производственный процесс становится прозрачнее, производитель получает реальный инструмент контроля как потребляемого сырья, так и безопасности выпускаемой продукции, снижается количество рекламаций, растет удовлетворенность конечных клиентов.

Стандарты на морепродукты

Производство аквакультуры можно разделить на несколько этапов: вылов, добычу или выращивание на фермах и сам процесс производства. Каждый из этих этапов регламентируется соответствующим стандартом.

Как правило, все клиенты требуют от производителя документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность морепродуктов, некоторые запрашивают подтверждение ответственного отношения к окружающей среде, соблюдения социальной ответственности, внедрения практик ответственного рыболовства или ответственного сельского хозяйства. «Бюро Веритас» оказывает широкий спектр сертификационных услуг, позволяющий производителю продукции предоставить заказчику все необходимые документы и гарантии.

Сертификация ASC

ASC (Aquaculture Stewardship Council) — система сертификации, предназначенная для контроля экологических и социальных последствий деятельности, а также состояния фауны (см. рис. 2). Для каждого из видов аквакультуры — пангасиуса, тилапии, моллюсков, лосося, форели, креветки, абалона, сериолы — разработан свой стандарт.

Рис. 2
Знак соответствия международной системы сертификации ASC

Сертификация MSC

Сертификацию по стандартам Морского Попечительского Совета МSC (Marine Stewardship Council) называют «экологической» (см. рис. 3). В ходе ее оценивается качество не продукции, а промысла, степень его устойчивости. С одной стороны, устойчивый промысел должен удовлетворять современному спросу на рыбную продукцию, а с другой — позволять сохранить рыбные ресурсы на таком уровне, чтобы ими могли в полной мере пользоваться будущие поколения.

Рис. 3
Знак соответствия международной системы сертификации MSC

В рыболовной отрасли также широко применяются стандарты GLOBALG.A.P. (см. рис. 4) и Organic Bio, не смотря на то, что не являются узкоспециализированными.

Рис. 4
Знак соответствия международной системы GLOBALG.A.P.

Стандарты серии GLOBALG.A.P. устанавливают требования к ведению сельского хозяйства. Для потребителей и предприятий розничной торговли наличие сертификата GLOBALG.A.P. означает, что продукт соответствует должному уровню безопасности и качества, произведен с соблюдением норм экологии и охраны труда, с заботой о благополучии животных.

Сертификация по ISO 22005

ISO 22005:2007 «Traceability in the feed and food chain — General principles and basic requirements for system design and implementation (IDT)» и идентичный ему ГОСТ Р ИСО 22005-2009 «Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов» содержат общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению системы прослеживаемости. Эффективная и стабильно работающая система прослеживаемости является неотъемлемым компонентом системы менеджмента пищевой безопасности, но не достаточным и не единственным. Согласно ГОСТ Р ИСО 22005-2009 «Система прослеживаемости — это комплекс технических средств, управленческих мероприятий (действий), направленных на содействие предприятию в организации его деятельности и позволяющих, при необходимости, определить время производства, качество, местоположение продукта и/или его компонентов».

В ходе аудита предприятий пищевой отрасли (в том числе поставщиков торговых сетей) обязательно оценивается, а в ряде случаев тестируется система прослеживаемости. По сути, обеспечить прослеживаемость — значит иметь документально отраженную историю продукции и/или идентифицировать ее местонахождение в цепочке поставок. Именно система прослеживаемости способствует поиску причин, вызвавших несоответствие требованиям, и позволяет блокировать или отозвать продукцию с несоответствиями, если это необходимо.

Системы прослеживаемости должны: верифицироваться; применяться последовательно и беспристрастно; быть ориентированы на результат; соответствовать показателю «затраты–эффективность»; быть практичными в применении; соответствовать требованиям технических регламентов и политике в области качества организации и установленным требованиям к точности измерений.

Сертифицировав систему прослеживаемости, предприятие демонстрирует партнерам и потребителям высокие стандарты управления рисками, гарантирует прозрачность производственного процесса и готовность в случае кризисной ситуации идентифицировать несоответствующую или небезопасную для потребителя продукцию, где бы она не находилась. Периодически возникают кризисные ситуации на пищевых производствах — в продуктах обнаруживаются опасные микроорганизмы, инородные предметы (например, стекло). СМИ периодически освещают подобные случаи, но не бывает ошибок только у того, кто ничего не производит. Количество пострадавших во многих подобных случаях минимально или равно нулю. Безопасность потребителя обеспечивается действующей системой прослеживаемости, блокирования и отзыва продукции, так что потребитель просто не успевает приобрести несоответствующий продукт.

Если производитель принимает решение сертифицировать систему менеджмента качества, менеджмента пищевой безопасности, а это рано или поздно происходит, когда предприятие развивается, рекомендуется совмещать проведение анализа недостатков и сертификацию. Такой подход значительно экономит время. «Бюро Веритас» имеет международную и национальную (как орган по сертификации в системе ГОСТ Р) аккредитацию. Это позволяет производителю одновременно получить российский и международный сертификаты.

GMP

Стандарт GMP (Good Manufacturing Practice — надлежащая производственная практика) представляет собой систему норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, продуктов питания, пищевых добавок и активных ингредиентов. В комплексе со стандартами GLP (Good Laboratory Practice — надлежащая лабораторная практика) и GCP (Good Clinical Practice — надлежащая клиническая практика) GMP призван стандартизировать качество медицинского обслуживания населения. Имеется его российский аналог — ГОСТ Р 522492009 «Правила производства и контроль качества лекарственных средств». Надлежащие производственные практики нашли применение и у производителей продуктов питания. «Бюро Веритас» регулярно проводит тренинги по GMP, позволяющие специали стам обмениваться опытом.

Упаковка

В международном профессиональном сообществе производителей и потребителей пищевой упаковки распространен стандарт Британского консорциума розничной торговли (British Retail Consortium) BRC Packaging. Аудиторы «Бюро Веритас Русь» проводят проверки на соответствие требованиям этого стандарта, а также открытые тренинги по его применению.

Справка

Стандарты Британского консорциума розничной торговли
BRC (British Retail Consortium)
для производителей пищевой продукции:

  • BRC Global Standard Food — стандарт на пищевую продукцию;
  • BRC Global Standard Food Packaging and other Packaging Materials — стандарт на упаковку пищевых продуктов;
  • BRC Global Standard Food Storage and Distribution — стандарт на хранение и дистрибуцию пищевых продуктов;
  • BRC Global Standard Consumer Products — стандарт на потребительские товары

Аудит поставщиков.

«Бюро Веритас» проводит аудит поставщиков торговых сетей в соответствии с требованиями лучших производственных практик, корпоративных стандартов в объеме программы, утвержденной непосредственно сетью или производителем продуктов питания, чьи поставщики проходят аудит. Ее основные разделы: управление качеством, управление рисками пищевой безопасности, санитарный режим предприятия и др. Как правило, подавляющее количество требований так или иначе отражено в российском законодательстве (СанПиН, технических регламентах и т.д.), поэтому у производителя продуктов питания возникает необходимость их выполнять вне зависимости от того, поставляет ли он продукцию в торговые сети, или же использует собственные каналы продаж. Прохождение аудита положительно сказывается на деятельности предприятия, поскольку поставщик получает независимую оценку собственных систем менеджмента качества и пищевой безопасности, видит свои сильные и слабые стороны, что позволяет ему оперативно принимать меры по улучшению.



[1] FSSC 22000 «Food Safety System Certifi cation 22000» — основанная на стандартах ISO и признанная на международном уровне схема аудита и сертификации системы менеджмента безопасности пищевых продуктов в пищевой цепи поставок.

[2] В данном контексте подразумеваются стандарты Британского консорциума розничной торговли BRC (British Retail Consortium).

[3] IFS (International Food Standard ) — международный стандарт производства пищевых продуктов. Разработан в 2002 г. Обществом немецкой розничной торговли и Федерацией предприятий торговли и дистрибуции Франции.

[4] EFISC (European Feed Ingredients Safety Certifi cation) — европейская система сертификации безопасности сырья для кормов.


«Контроль качества продукции» Май 2017

Рубрика: Международный опыт
01.05.2017

448
Поделиться:

Подписка