Архив номеров

Идентификация: тождество гарантируется?

Проблемой тождества различных объектов по определенным признакам занимались еще древние философы — Аристотель и Спиноза. А родственное термину «тождество» понятие «идентичность» использовал Эйлер в XVIII столетии для математического описания динамических систем. Далее Фрейд увязал идентификацию с эдиповым комплексом: мальчик хочет быть похож на своего отца, курящий мужчина — уподобиться ковбою на рекламе сигарет Marlboro, а женщина с сигаретами Vogue — ощутить себя оригинальной и независимой личностью с тонким вкусом.
Ныне термин «идентификация» применяют в философии и социологии, в экономике и криминалистике... Есть даже триллер Джеймса Мэнголда «Идентификация», в котором даты рождения героев — постояльцев мотеля «Линкольн» одинаковы, вероятность чего ничтожно мала — 1:10 000 000 000 000 000 000.
Увы! Иногда ничтожно мала и степень соответствия рыночной продукции стандартам и нормам, заявленным в ее маркировке. Не напрасно принято считать идентификацию важнейшим методом выявления ассортиментного фальсификата.
Качественная или «квалиметрическая» идентификация продукции обычно выполняется отделами технического контроля предприятий-поставщиков. Такая работа предусматривает пересортицу в случае отрицательного результата. В отличие от этого, при неблагоприятном итоге идентификации «партионной», выполняемой внешними контролирующими органами, продукция изымается из рыночного оборота.
К сожалению, любая идентификация несовершенна, что порождает основной объем фальсификата на рынке, поскольку сопровождается массовыми ошибками. Так происходит, например, если для экономии ресурсов при идентификации алкогольной продукции используют только показатели, характеризующие массовую долю этилового спирта и сахара, которые легко можно довести до стандартной нормы. То же случается, если сливочное масло идентифицируют по массовой доле жира и влаги, не учитывая, что маргарин по этим показателям не отличается от заявленной продукции. Впрочем, наиболее общей причиной ошибок партионной идентификации является недостаточная репрезентативность выборочного контроля, например, если испытания проводятся на единичном образце.
Все названное позволяет пропускать фальсификат на рынок и невольно способствует росту обмана и мошенничества. Здесь, как говорил сантехник из известного анекдота, «не только вентиль — всю систему менять надо».

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.02.2018

448
Поделиться:

Подписаться