Архив номеров

Органическая продукция. Движение вперед

Многие потребители, выбирая товар, нередко отдают предпочтение маркировкам «BIO», «ECO», «Organic» на упаковке. Однако далеко не все понимают, что это значит. Покупатели считают органическим продуктом, как правило, «экологически чистый, полезный продукт». Так что же все-таки представляет собой органическая продукция?

Органическое земледелие — это способ ведения сельского хозяйства. Он подразумевает помимо поддержания в здоровом состоянии почвы, экосистемы (обеспечения экологической безопасности), определенные условия выращивания продукции и кормления животных. Органическое сельское хозяйство производит продукты питания с использованием методов, которые сохраняют окружающую среду, предусматривают гуманное обращение с животными и условия их содержания. Стандартами органического сельского хозяйства запрещено применять пестициды, гербициды, протравливание семян, в животноводстве — держать животных круглый год в стойлах, использовать регуляторы роста и антибиотики, генетически модифицированные организмы (ГМО).
ГОСТ Р 56104–2014 содержит такое определение: «органическое сельское хозяйство: Производственная система, которая улучшает экосистему, сохраняет плодородие почвы, защищает здоровье человека и, принимая во внимание местные условия и опираясь на экологические циклы, сохраняет биологическое разнообразие, не использует компоненты, способные принести вред окружающей среде.
Примечание. Органическое землепользование сочетает в себе традиционные методы ведения хозяйства, инновационные технологии и современные научно-тех­ни­че­ские разработки, которые благотворно сказываются на окружающей среде и, обеспечивая тесную взаимосвязь между всеми формами жизни, включенными в данную систему, поддерживают и обеспечивают их благоприятное развитие».
К сожалению, недобросовестные производители наносят маркировку на свой продукт и позиционируют его как органический с целью повысить цену реализации, а соответственно и продажи. Стоит заметить, что такой маркетинговый ход может иметь серьезные негативные последствия, а именно неблагоприятное воздействие на организм потребителя содержащихся в продукте ингредиентов, запрещенных для органической продукции. Все это может плохо сказаться не только на репутации бренда производителя, но и на развитии в стране сельскохозяйственного бизнеса в целом, так как недоверие к производителям такой продукции потребителей и партнеров будет лишь возрастать.

Органическая сертификация

В ЕС, где органические продукты весьма популярны, основные требования к органическому производству и продуктам питания содержатся в Регламенте (ЕEС) 2092/91, в США — в Национальной программе органического производства. При росте спроса на подобные продукты питания органик-сертификация (независимое подтверждение соответствия) выступает в роли гаранта качества и безопасности потребителей.
Если европейскому потребителю органический продукт известен, то в России и маркировка не так популярна, и регулирование органического производства находится пока в самом начале (см. справку). Тем не менее, органические продукты становятся в стране все более популярными, потребители — более информированными (они заметили, что органические продукты выгодно выделяются среди прочих), открываются магазины и сети, предлагающие покупателю только органические продукты. Поэтому направления развития этой отрасли становятся все более отчетливыми, а соответственно, проясняются и перспективы развития системы сертификации в России. Некоторые из известных органик-маркировок, которые признаны международными организациями, уже можно встретить во многих магазинах в России.

Одна из них — Евролист (Euro-leaf), знак Европейской системы сертификации органической продукции (рис. 1). Он обязателен для всех органических продуктов, продаваемых на территории Евросоюза. В России знак «Евролист» можно встретить на упаковках молочной продукции, круп, овощей и фруктов.
В Германии используется национальный знак Bio-Siegel (рис. 2). Для немецких покупателей наличие данного знака имеет большее значение, чем для потребителей остальных стран ЕС. Связано это с тем, что требования к органической продукции в Германии намного жестче. Продукция с подобной маркировкой как минимум на 95% является органической. Такую же гарантию дают производители органической продукции Швейцарии — на их продукции стоит маркировка Bio-Bud (Bio Suisse) (рис. 3) и Франции — соответственно маркировка AB (Agence Bio) (рис. 4).
В Швеции знак KRAV (рис. 5) получили уже более трех тысяч фермеров и 500 компаний, продвигающих органическую продукцию, требования к которой так же строже, чем требования общего европейского законодательства. В Европе высокую значимость имеет английский стандарт Soil Association (рис. 6), который распространяется не только на пищевую продукцию. Здесь приведены лишь примеры из многочисленных знаков маркировки пищевой продукции.

Органическая сертификация в России

В РФ действует несколько национальных стандартов на органическую продукцию, которые носят добровольный характер. Тем не менее отечественные производители осознают, что формирование рынка органической продукции сегодня зависит от них, и нужно убедить потребителя, что он покупает действительно органический продукт.
Основная проблема заключается в том, что в России нет единого понимания, что может называться органической продукцией, не до конца изучен весь процесс производства органической продукции. Многие называют «органикой» фермерскую продукцию, другие подразумевают под этим органические удобрения. Однако органической продукцией должна именоваться только та продукция, которая соответствует требованиям стандартов — российского или международного (европейского, американского), а также прошла сертификацию в соответствующей добровольной системе, поскольку сельхозпродукция не может называться «органической», «экологической», «биопродукцией» без подтверждения ее экологически чистого происхождения. Некоторые российские хозяйства, практикующие органическое земледелие, подвергают свою продукцию добровольной сертификации через представительства европейских сертифицирующих органов — в этом случае их продукция признается в странах ЕС как органическая. 
В России также развивается нормативная база, которая может служить целям подтверждения соответствия органической продукции. В таблице представлены стандарты, принятые в последние годы в области органической продукции.

Стандарты в области органической продукции, принятые за последнее время в России

Обозначение

Название

Введение в действие

Требования

ГОСТ Р
56508–2015

Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования

Утвержден и введен
в действие с 01.01.2016 г. Приказом Росстандарта
№ 844-ст от 30.06.2015 г.

Устанавливает основополагающие требования к порядку выпуска, перемещения и хранения товаров, которые отнесены к категории органических. Закрепил понятие органической продукции

ГОСТ Р
57022–2016

Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства

Утвержден и введен
в действие с 01.01.2017 г. Приказом Росстандарта
№ 906-ст от 05.08.2016 г.

Устанавливает правила, в соответствии с которыми осуществляется сертификация производства органической продукции на добровольной основе

ГОСТ
33980–2016

Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации

Утвержден и введен
в действие 01.01.2018 г. Приказом Росстандарта
№ 1744-ст от 22.11.2016 г.
Принят в Республике Таджикистан
и Республике
Кыргызстан

Устанавливает правила, в соответствии с которыми производится выпуск органических товаров, их маркировка, а также реализация. Разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта Кодекса Алиментариус CAC/GL 32-1999 «Руководство по изготовлению, переработке, маркировке и реализации органических продуктов питания» (Guidelines for the production, processing, labelling and marketing of organically produced foods)

К основным преимуществам добровольной сертификации органической продукции можно отнести следующее:

  • подтверждение качества продукции и ее соответствия установленным требованиям вызывает доверие потребителя;
  • производитель получает возможность реализовывать продукцию по премиальной цене;
  • увеличивается спрос на продукцию со стороны потребителей, интересующихся натуральными продуктами и ведущими здоровый образ жизни, то есть выход на новый сегмент потребителей;
  • дает возможность выхода на международные рынки;
  • участие в социально-значимой деятельности — сохранении окружающей среды и здоровья общества.

Развитие системы органик- сертификации потребует немало времени и усилий со стороны производителей и государства, однако это хорошая возможность для развития российского сельского хозяйства. К тому же высокий спрос на органическую продукцию в сочетании с пользой для здоровья потребителей создает потенциал для успешного развития бизнеса отечественных производителей пищевой продукции.
Если вы заинтересованы в освоении органического производства, Bureau Veritas будет рад поддержать вас на всех этапах реализации органических проектов, обеспечив вас информацией о лучшей практике в этой области, обучающими программами и широкой линейкой независимых аудитов.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.05.2018

448
Поделиться:

Подписаться