Архив номеров

Контрольно-надзорные этюды

В 2018 г. было принято 37 федеральных законов, в соответствии с которыми в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Административный кодекс) было внесено значительное количество изменений, направленных на расширение, уточнение составов административных правонарушений и ужесточение санкций.

В соответствии с изменениями, внесенными в Административный кодекс:

    • введены новые составы административных правонарушений за предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гос­тинице определенной категории (Федеральный закон от 05.02.2018 г. № 16‒ФЗ);
    • введены дифференцированные виды административной ответственности за нарушения требований охраны источников питьевого водоснабжения (Федеральный закон от 12.11.2018 г. № 407‒ФЗ);
    • расширены полномочия органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере производства и оборота алкогольной продукции (помимо органов МВД), в части права на составление протоколов об административных правонарушениях при осуществлении розничной торговли указанной продукцией (Федеральный закон от 30.10.2018 г. № 388‒ФЗ);
    • расширен перечень должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях в области государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за счет предоставления такого права лицам рядового инспекторского состава (Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 505‒ФЗ);
    • увеличены размеры штрафов за совершение правонарушений в области исполнения государственного оборонного заказа (поправка в Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275‒ФЗ), распространения должниками недостоверной информации (Федеральный закон от 02.10.2018 г. № 347‒ФЗ) и других сферах хозяйственной деятельности;
    • предусмотрена возможность продления действующего ограничения (до 20 дней) срока для уплаты штрафа за правонарушения в области дорожного движения в размере половины его суммы (Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 513‒ФЗ);
    • расширен круг лиц, несущих административную ответственность за незаконное вознаграждение. К указанной ответственности будут привлекаться дочерние компании наравне с основным юрлицом не только в случае, когда указанные противоправные действия совершаются в интересах данного юрлица, но и в случае, когда они совершаются в интересах юрлиц, связанных с ним (Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 570‒ФЗ).

Вместе с тем в 2018 г. система правого регулирования в области административных правонарушений в целом не претерпела принципиальных изменений. По-прежнему в Административном кодексе сохраняется большое коли чество составов административных правонарушений, сформулированных исключительно или преимущественно в виде отсылочных норм. В сочетании с широкими возможностями уполномоченных должностных лиц по своему усмотрению применять различные виды и размеры административных наказаний это создает и постоянно поддерживает условия для неоднородности административной практики и возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц контролирующих органов.

В 2018 г. так и не были приняты документы, вводящие риск-ориентированный подход при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора) из числа установленных Правительством Российской Федерации:

    • государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
    • федерального государственного ветеринарного надзора;
    • регионального государственного ветеринарного надзора;
    • федерального государственного энергетического надзора;
    • контроля соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    • федерального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов);
    • государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
    • государственного жилищного надзора.

При этом проекты постановлений Правительства Российской Федерации по внедрению риск-ориентированного подхода в государственном жилищном надзоре, государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, федеральном государственном энергетическом надзоре были одобрены проектным комитетом еще в 2017 г.!

В целях дальнейшего сокращения масштабов плановой контрольной деятельности еще в 2017 г. проектным комитетом (протокол от 23.08.2017 г. № 57(10)) были поддержаны предложения, предусматривающие отмену плановых проверок, исключающих применение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в не­коммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок, государственного надзора в области рекламы, а также по исключению лицензионного контроля в области розничной торговли алкогольной продукцией, деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, а также по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Однако поручение о подготовке проектов нормативных правовых актов по этим вопросам было выполнено только в области розничной торговли алкогольной продукцией, лицензионный контроль которой был исключен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2018 г. № 1218.

Пересмотру подлежат нормы всех ведомств. Правительство определило 45 рабочих групп, которые будут обсуждать применение «регуляторной гильотины» в контексте контрольно-надзорной деятельности (КНД).
Как сообщила пресс-служба правительства, 5 июля в Белом доме под руководством вице-премьера, главы аппарата правительства Константина Чуйченко прошел семинар по проекту нового закона о КНД и механизму «регуляторной гильотины». Объявлено, что законопроект будет внесен в Госдуму в сентябре 2019 г., а работа в соответствии с дорожной картой № 4714п-П36 от 29.05.2019 г. фактически началась 28.06.2019 г., когда был утвержден список рабочих групп. Заместитель главы аппарата Правительства Юрий Любимов объявил алгоритм работы:

    • на первом этапе — определение списка объектов, которые должны вообще исключаться из числа поднадзорных, иначе издержки КНД могут быть выше потенциального предотвращенного урона;
    • на втором — определение рисков, которые будут контролироваться новой системой регулирования;
    • на третьем — формулирование способа управления ими.

«Контроль качества продукции» Август 2019

Рубрика: ККП-проект
01.08.2019

448
Поделиться:

Подписка