Архив номеров

Контрольно-надзорные этюды

Новый проект: «Контрольно-надзорные этюды» подготовлен по аналитическим ма­териалам, представленным федеральными органами исполнительной власти.

Этюд 1 (Окончание, начало (пп. 1–4) — в ККП № 8–2019, с. 60–62)

Изменения в правовом регулировании административных правонарушений

В соответствии с положениями статей 8.3 и 13.2 Федерального закона № 294–ФЗ от 26.12.2008 г. в прошедшем году получили развитие механизмы контрольно-надзорной деятельности без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, позволяющие контролирующим органам получать информацию о состоянии дел в контролируемой сфере дистанционно.

Перечень мероприятий по «дистанционному контролю» охватывает широкий спектр видов экономической деятельности и предусматривает:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, объектов земельных отношений;
  • исследование и измерения параметров природных объектов окружающей среды, функционирования сетей и объектов электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
  • наблюдение за выполнением обязательных требований при распространении рекламы, при размещении информации в средствах массовой информации, в сети Интернет;
  • наблюдение за выполнением обязательных требований посредст­вом анализа информации о деятельности (действиях) подконтрольных субъектов, обязанность по представлению которой установлена федеральными законами.

Разнообразные методы «дистанционного контроля» при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) составляют значительный объем деятельности многих контролирующих органов — МЧС России, МВД России, Минкультуры России, Роскомнадзора, Ростехнадзора, ФАС России, ФНС России, Росприроднадзора, Росрыболовства и др. Однако, как свидетельствуют данные из доступных источников, упорядочения этой формы контрольной деятельности в соответствии с нормами Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. в полной мере не произошло.

В 2018 г. порядок оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и оформления результатов таких мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) был принят в отношении:

  • федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания (приказ Минкомсвязи России № 4 от 12.01.2018 г. );
  • федерального государственного транспортного надзора при проведении плановых (рейдовых) обследований, осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации (приказы Минтранса России № 272 от 24.07.2018 г. и № 356 от 13.09.2018 г. );
  • государственного земельного надзора, осуществляемого Росреест­ром (приказ Минэкономразвития России № 283 от 01.06.2018 г. ).

Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) осмотров, обследований в поднадзорной сфере деятельности ранее был утвержден также Минприроды, Минсельхозом и МЧС России.

Вместе с тем порядок оформления и содержания заданий на проведение мероприятий «дистанционного контроля», утверждение которого предусмотрено частью 4 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г., не установлен в поднадзорной сфере деятельности ФАС России, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Минстроя России и некоторых других ведомств.

Не завершена также проработка методических подходов к дифференцированному применению конкретных мероприятий по контролю без взаимодействия с подконтрольными субъектами с учетом степени вероятности выявления нарушений, представляющих высокий риск причинения вреда охраняемым ценностям, а также видов государственного контроля (надзора), в которых применение таких мероприятий предпочтительно.

Этюд 2

Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля

Перевод на риск-ориентированный подход является одним из ключевых направлений реформы контрольно-надзорной деятельности, способным кардинальным образом ее модернизировать. Правильно выстроенные системы управления рисками позволяют сконцентрировать профилактическую и контрольно-надзорную деятельность на лицах и производственных объектах, представляющих наибольшую потенциальную опасность.

С одной стороны, это открывает возможность сокращения объема вреда, причиняемого подконтрольными лицами, при одновременном сохранении или даже сокращении уровня затрат органов власти на контрольные мероприятия. С другой стороны, — позволяет возлагать на каждое подконтрольное лицо такой объем административных издержек, который соответствует потенциальной опасности деятельности конкретного лица, тем самым ликвидируя избыточные издержки.

Состояние на начало 2018 года.

Нормативно-правовая и методическая база, необходимая для внедрения риск-ориентированного подхода (РОП) при осуществлении конкретных видов государственного контроля (надзора), была сформирована преимущест­венно в 2015–2017 гг. следующими шагами.

Закрепление основ РОП в Федеральном законе № 294–ФЗ от 26.12.2008 г. .

В июле 2015 г. Федеральный закон № 294–ФЗ был дополнен стать­ей 8.1, закрепившей основы применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Данная статья содержит определение такого подхода и общие правила оценки уровня риска подконтрольных лиц и используемых ими производственных объектов через их отнесение к категориям риска и классам опасности.

Одновременно Федеральный закон был дополнен положениями, предоставляющими Правительству РФ возможность своими постановлениями дифференцировать интенсивность контроля в зависимости от категории риска или класса опасности. Например, в определенных случаях плановые проверки (любые или только выездные) могут быть исключены, изменена их периодичность, сокращен срок проверки и т. д.

Кроме того, в № 294–ФЗ были включены положения, предусматривающие возможность для органов контроля использовать индикаторы риска нарушения обязательных требований. Выявление параметров, соответствующих таким индикаторам риска, является основанием для проведения внеплановой проверки.

Принятие общих правил отнесения подконтрольных лиц (объектов) к категориям риска и классам опасности.

Постановлением Правительства РФ № 806 от 17.08.2016 г. были утверждены «Правила отнесения деятельности юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей (используемых ими производственных объектов) к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности». Данный акт установил общие требования к подготовке и нормативному утверждению категорий риска (классов опасности) и критериев отнесения к ним.

В качестве единственного последствия отнесения лица или объекта к категории риска (классу опасности) была установлена дифференциация периодичности плановых проверок, включая отмену таковых для объектов низкого риска. Постановлением также был утвержден перечень видов государственного контроля, которые должны осуществляться с применением риск-ориентированного подхода.

В первой редакции перечень включал только три вида государственного надзора (пожарный, санитарно-эпидемиологический и надзор в области связи). Соответственно, в Положения о данных видах надзора были внесены изменения, устанавливающие перечень категорий риска и критерии отнесения к ним объектов контроля (т. е. подконтрольных лиц и используемых ими производственных объектов). Во всех трех положениях было предусмотрено только одно последствие присвоения той или иной категории риска — разную периодичность плановых проверок (включая их отмену для объектов низкого риска).

Утверждение паспорта приоритетного проекта «Внедрение РОП».

Протоколом заседания проектного комитета № 5 от 27.01.2017 г. был утвержден паспорт приоритетного проекта «Внедрение риск-ориен­тированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности», являющийся составной частью приоритетной программы. Протоколом заседания проектного комитета № 78 (14) от 20.12.2017 г. оформлена новая редакция паспорта.

Утверждение «Базовой модели определения критериев и категорий риска».

Протоколом заседания проектного комитета № 19 (3) от 31.93.2017 г. была утверждена «Базовая модель определения критериев и категорий риска». Данный документ стал важным шагом к формированию концептуальной модели оценки рисков, существующих в подконт­рольной сфере, и разработки на основе ее результатов системы категорий риска и критериев отнесения к ним объектов контроля.

Расширение перечня видов контроля, осуществляемых с применением РОП.

В феврале и марте 2017 г. перечень видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода, был увеличен до 38. По всем добавленным в данный список видам контроля уполномоченные ведомства должны были внес­ти в Правительство РФ проекты критериев отнесения к категории риска (классу опасности) до середины мая 2017 г.

Однако в течение указанного года критерии были утверждены только для 10 видов контроля. Для трех из них системы оценки риска, существовавшие до реформы, были кардинально доработаны, а для остальных семи система оценки рисков была создана «с нуля». С учетом тех видов контроля, критерии для которых были утверждены ранее, к началу 2018 г. были утверждены критерии только для 13 видов из 38, включенных в перечень.

Начало внедрения индикаторов риска.

В течение 2017 г. положения, предусматривающие использование индикаторов риска для назначения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю, были внесены в 3 положения об отдельных видах контроля — санитарно-эпидемиологическом надзоре, земельном надзоре и надзоре за деятельностью аккредитованных лиц. Кроме того, был принят первый ведомственный приказ, содержащий индикаторы риска для надзора, осуществляемого Росаккредитацией. В 2018 г. продвижение реформы по направлению «Внедрение риск-ориентирован­ного подхода» продолжилось, однако очень медленно.

Реализация мероприятий, предусмотренных паспортом Приоритетного проекта.

Паспорт проекта в редакции протокола заседания проектного комитета № 78 (14) от 20.12.2017 г. содержит большое количество мероприятий, подлежащих выполнению в 2018 г. В таблице указаны запланированные на прошлый год мероприятия, которые должны были завершиться принятием методического документа или нормативно-правового акта.

Таблица. Текущее состояние реализации мероприятий, предусмотренных паспортом Приоритетного проекта

Мероприятие

Состояние

Утверждение Проектным комитетом методики анализа состава реестра подконтрольных объектов по видам контроля на предмет адресности предъявляемых обязательных требований, присвоенных категорий риска (классов опасности)

Методика в открытом доступе отсутствует

Внедрение 13 органами контроля категорий риска, учитывающих индивидуальное поведение подконтрольных субъектов (реализация «динамической модели»)

Выполнено частично

Внесение Минэкономразвития России изменений в НПА, обеспечивающих расширение применения индикаторов риска для внеплановых проверок

Выполнено

Утверждение индикаторов рисков 13 органами контроля по всем видам контроля, осуществляемым данными органами

Не выполнено

Внесение изменений в НПА, предусматривающих отмену следующих видов контроля как самостоятельных:

 

государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений;

Не выполнено

государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Не выполнено

Внесение изменений в НПА, предусматривающих отмену плановых проверок в рамках:

 

надзора в области защиты прав потребителей;

Не выполнено

видов лицензионного контроля, осуществляемых МЧС России, и надзора за маломерными судами;

Не выполнено

надзора в сфере рекламы;

Не выполнено

надзора в области регулируемых государством цен (тарифов)

Не выполнено

Внесение изменений в НПА, определяющих отмену плановых проверок соблюдения законодательства о применении ККТ или отмену его как самостоятельного вида контроля

Не выполнено

Внесение изменений в НПА, определяющих категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним или предусматривающие отмену плановых проверок в сферах:

 

государственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных и муниципальных нужд;

Не выполнено

карантинного фитосанитарного контроля (надзора)

Не выполнено

Должны были быть исключены из приоритетной программы виды контроля, осуществляемые:

 

Росрыболовством

Не выполнено

Росалкогольрегулированием

Не выполнено

ФМБА России

Выполнено

Ростехнадзором

Выполнено

«Контроль качества продукции» Сентябрь 2019

Рубрика: ККП-проект
01.09.2019

448
Поделиться:

Подписка