Архив номеров

Контрольно-надзорные этюды

Результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности

Реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД) предусматривает уход от «палочной» оценки органов контроля на основе выполнения ими формальных процедур и их объемов. Взамен этого органы контроля должны оцениваться по динамике изменения уровня защищенности охраняемых ценностей в регулируемой сфере. При этом контрольно-надзорная деятельность должна причинять минимально возможный ущерб соответствующей сфере, а также ограничиваться минимальными ресурсами органов контроля и бизнеса.

Система оценки результативности и эффективности КНД

Распоряжением Правительства РФ № 934-р от 17.05.2016 г. утверждены Основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. На начало 2018 г. показатели результативности и эффективности были установлены для девяти федеральных органов по 25 видам контроля. По оценкам Минэкономразвития России, это должно перестроить принципы работы органов контроля и позволить окончательно «уйти от устаревшей „палочной“ системы». Предполагалось, что органы контроля начнут реализовывать оценку результативности и эффективности своей деятельности в соответствии с данным документом, а также на основании ведомственных планов реализации приоритетного проекта и установленных контрольных точек.

В настоящее время в связи с изменениями в системе управления реформой статус этого и других документов требует уточнения и актуализации, чтобы дальнейшая логика реформы по данному направлению реализовывалась в соответствии с заложенными в них принципами.

Утверждение показателей результативности и эффективности

На конец 2018 г. 14 федеральных ­органов контроля утвердили показатели результативности и эффективности КНД по 28 видам контроля. В большинстве случаев утверждены только наименования показателей и способы их расчета (формулы). При этом многие ведомства не определили текущие значения ключевых показателей результативности (КПР), а также источники сведений для их расчета. Ни один орган контроля не привел международные сопоставления для КПР, как это предусмотрено в распоряжении Правительства РФ № 934-р от 17.05.2016 г.

Перечень ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти содержит 75 показателей в основном в отношении трех групп ценностей: жизни, здоровья, имущества.

Например, по пожарному надзору утверждены следующие ключевые показатели:

    • количество людей, погибших при пожарах, на 100 тыс. населения;
    • количество людей, травмированных при пожарах, на 100 тыс. населения;
    • материальный ущерб, причиненный в результате пожаров, на внутренний валовый продукт Российской Федерации.

Однако для некоторых видов контроля предусмотрены особые условия. Например, вред жизни и здоровью не учитывается в рамках таких видов контроля, как:

    • государственный земельный надзор;
    • федеральный государственный ветеринарный надзор;
    • государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор);
    • федеральный государственный экологический надзор;
    • федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения;
    • федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;
    • государственный контроль соблюдения антимонопольного законодательства.

Материальный ущерб не учитывается в таких видах контроля, как:

    • федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
    • государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
    • государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Отказ учета вреда имуществу по некоторым видам контроля связан со сложностью объективного установления причиненного вреда в этих областях или же с тем, что снижение материального ущерба не является приоритетом государственной политики в соответствующей сфере. Учет вреда жизни и здоровью не ведется в рамках тех видов контроля, где он или в принципе отсутствует, или не находится в прямой причинно-следственной связи с нарушением обязательных требований.

Ключевой и нерешенной проблемой оценки результативности является невозможность использования в качестве КПР значения объема латентного вреда — то есть такого, который может быть выявлен только в результате активных контрольно-надзорных мероприятий. В частности, ранее в докладе РСПП-2017 указывалось на недопустимость установления в качестве КПР для ФАС России значения ущерба, причиненного в результате нарушения конкуренции. Тем не менее Правительство РФ в качестве КПР для антимонопольного органа предусмотрело значение «причиненного ущерба в результате злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, картелей (в том числе сговоров на торгах), фактов недобросовестной конкуренции, выявленных и пресеченных в результате действий антимонопольного органа, на валовый внутренний продукт Российской Федерации». Каким образом следует интерпретировать данный КПР, остается неясным. Идеология реформы КНД предполагает, что органы контроля должны последовательно снижать ущерб, причиняемый охраняемым ценностям. Но значение КПР для ФАС России будет наилучшим только в том случае, если антимонопольный орган вовсе перестанет проводить мероприятия по контролю.

Новые подходы к оценке результативности и эффективности КНД пока существуют только на бумаге. Наблюдение за показателями результативности и эффективности и регистрация их значений по многим показателям пока не реализуется. И, вероятно, не принимается никаких управленческих решений на основе анализа КПР (собственно, управление по результатам). Не выработан механизм сбора достоверных данных, необходимых для расчета установленных показателей, не определены источники данных, не подготовлены изменения существующих форм учета. Отсутствуют механизмы объективного контроля достоверности данных о КПР.

Готово к учету случаев причинения вреда (в том числе мате­риального) из 14 отрапортовавших ведомств только МЧС России. В части учета вреда жизни и здоровью людей готовность демонстрируют Ростехнадзор, Роструд, Ространснадзор (за исключением области автотранспорта), частично Росздравнадзор. Однако эти ведомства еще не подготовились к объективному учету случаев причинения материального ущерба, есть только отрывочные сведения. При этом отсутствуют ясные методики сбора информации, а получаемые данные не поддаются проверке. На низком уровне находится учет случаев причинения вреда в Россельхознадзоре и Роспотребнадзоре. В ФАС России и Росприроднадзоре налажен учет вреда, выявляемого только в результате активных контрольно-надзорных мероприятий.

Из отчета Росстандарта о результатах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований стандартов и технических регламентов

Государственный контроль (надзор) осуществлялся Росстандартом методом выборочных проверок соблюдения субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований к продукции по следующим основным направлениям:

    • продукция, определенная ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»;
    • продукция электротехническая и низковольтное оборудование, определенное ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»;
    • электрическая энергия; продукция, определенная ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», а также ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»;
    • лифты и устройства безопасности лифтов, определенные ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»;
    • оборудование для работы во взрывоопасных средах, определенное ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах».

В рамках осуществления госконтроля за соблюдением обязательных требований к продукции нарушения установленных требований выявлены по следующим группам продукции:

    • электрическая энергия — 73,3 %;
    • низковольтное оборудование — 23 %;
    • машины и оборудование — 20,3 %.
    • нефтепродукты — 18 %.

При этом в результате 8 проверок установлены случаи необоснованно выданных сертификатов соответствия. Органами по сертификации прекращено действие пяти сертификатов соответствия и приостановлено действие еще десяти. 17 субъектов хозяйственной деятельности и вовсе не представили продукцию и документы, необходимые для проверок. За такое уклонение составлены и направлены в судебные органы протоколы об административных правонарушениях по статье 19.33 КоАП РФ.

В рамках контроля за исполнением выданных предписаний установлены факты нарушений. Как результат, в отношении должностных и юридических лиц составлены и направлены в судебные органы протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок предписаний органа государственного контроля.

«Контроль качества продукции» Ноябрь 2019

Рубрика: ККП-проект
01.11.2019

448
Поделиться:

Подписка