Архив номеров

Десять успешных лет «белых сертификатов»

Экономия энергоресурсов — первоочередная задача, которая стоит перед каждым предприятием, стремящемся работать эффективно и прибыльно. Поэтому уже более 10 лет в Европе развивается финансовый механизм стимулирования энергоэффективности — «белые сертификаты». Этим инструментом вполне можно воспользоваться и в России.

Прошло десять лет с момента публикации в журнале ККП статьи об одном из важных рыночных механизмов энергосбережения и энергоэффективности. Для сегодняшнего дня десятилетие — достаточно большой промежуток времени. Очень много значимых событий происходит ежедневно, но основные линии развития общества остаются неизменными. Одна из них — повышение энергоэффективности, оцениваемая в том числе схемой «белых сертификатов».

«Белые сертификаты» — это специализированные ценные бумаги, выпускаемые уполномоченным государственным органом в объеме, подтвержденном органом оценки соответствия согласно установленной величине сэкономленной энергии. Последнее принято выражать в тоннах условного топлива (ТУТ).

Оценка энергосбережения осуществляется на объектах, где проводились соответствующие мероприятия. Предприятия и лица, участвовавшие в энергосбережении, получив сертификаты, могут использовать их как средство оплаты энергии, подтверждения выполнения обязательств по энергоэффективности, а также как средство обмена или торговли на бирже. В первых двух случаях «белые сертификаты» заканчивают цикл обращения — гасятся. В третьем они остаются в рыночном обращении (см. рисунок).

Популярность и эффективность работы с «белыми сертификатами» растет во всем мире. Увеличивается объем мероприятий промышленных предприятий, энергопроизводящих и сетевых компаний, малых хозяйств и простых граждан Евросоюза, направленных на снижение расхода энергоресурсов. И, в соответствии с этим, увеличивается объем выпуска и обращения сертификатов энергоэффективности. Развиваются старые и создаются новые механизмы, базирующиеся на схеме «белых сертификатов», растет объем биржевых торгов.

Начало рыночного стимулирования энергоэффективности в ЕС

Упоминание рыночных механизмов по развитию энергетики и рынка электроэнергии в Евросоюзе отсылает нас к 2003 г., к директивам Европарламента 2003/54/ЕС и 2003/55/ЕС, которые касаются общих законов функционирования внутренних рынков энергии и электричества. Уже в этих документах указывается на возможности применения мероприятий энергоэффективности, защиты окружающей среды, включая меры для функционирования «белых сертификатов».

В ходе развития концепции повышения энергоэффективности в 2006 г. выходит очередная директива (широко известный документ Directive 2006/32/EC), в которой «белые сертификаты» указываются уже в начальном разделе «Определения» наряду с основными понятиями рынка: энергия, финансовые инструменты, энерго­сбережение, энергетическая сервисная компания и т. д.

Итоги итальянской евро-пятилетки 2005–2009 гг.

Публикуя статью о «белых сертификатах» в 2009 г., авторы еще не имели полной информации о реальном положении дел в энергетической отрасли экономик различных стран Европы. Только в 2010 г. стали известны результаты, достигнутые в Италии. Так, на 31.12.2009 г. в этой стране по линии «белых сертификатов» было сэкономлено 6 млн т условного топлива (ТУТ). Этот конечный на тот период результат красноречиво отражает общую линию государства в решении комп­лексных проблем Евросоюза, закрепленную в документах Европейского климатического пакета.

Были выделены и отдельные качественные характеристики механизма «белых сертификатов». По словам Алессандро Ортиса, в то время президента AEEG — государственного органа Италии в области регулирования электричества и газа, «белые сертификаты» подтвердили свою гибкость, эффективность и невысокую себестоимость как рыночного инструмента. Эти качества также стали очень важными для достижения европейских целей в плане изменения климата.

В отчетах указываются и технические детали основных способов повышения энергоэффективности: это модернизация бытового и общественного освещения, применение маломощных бытовых приборов, включая кондиционеры, системы отопления новых типов и пр. Особо отмечаются возможности применения схемы сертификатов в сохранении окружающей среды и уменьшении выброса парниковых газов. Так, приводятся цифры по предотвращению выброса в атмосферу около 18 млн т CO2.

Интересными оказались отдельные финансовые показатели. Каждая тонна сбереженного условного топлива дала экономию от 118 до 587 евро в достижении Евросоюзом целей развития возобновляемой энергетики. А совокупные выплаченные вознаграждения составили 531 млн евро и превысили затраты участников схемы «белых сертификатов» на мероприятия по обеспечению энергоэффективности в 5–10 раз.

Направление развития

Немудрено, что последующие за 2010-м годы дали новые импульсы в развитии «белых сертификатов» как рыночного механизма. Уже в 2011 г. превышение поощрения над затратами оценивалось в 6–11 раз. Подчеркивались преимущества этой схемы по сравнению с другими рыночными механизмами достижения аналогичных целей Евросоюзом.

Вышло новое руководство по реализации механизма «белых сертификатов» (резолюция EEN 9/11). Наряду с итальянским TEE (Titoli di Efficienza Energetica — обозначение «белых сертификатов» в Италии) начинает применяться термин ЕЕС — Energy Efficiency Credits. Первоначально ключевыми в действующих схемах были наиболее крупные игроки рынка и проекты. Теперь, в дополнение к действующим, планка участия проектов понижается, вовлекаются хозяйства меньшего масштаба. Система адаптируется к целям стратегий Национального плана по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности.

И уже в 2012 г. сообщается об экономии нарастающим итогом 9,6 млн ТУТ и дальнейшем распространении энергоэффективных технологий в промышленности, домашних хозяйствах и обслуживающих организациях. Зафиксировано также увеличение количества торгуемых сертификатов и повышение их ликвидности.

Переходный процесс

Стремительное развитие технологий энергоэффективности, расширение внедрения систем энергосбережения повлияли на состояние экономик стран Евросоюза. В Италии, в том числе и в результате широкого применения схем «белых сертификатов», изменяется даже структура регулирующих органов. В конце 2013 г. AEEG преобразуется в AEEGSI (Italian Regulatory Authority For Electricity, Gas And Water), в сферу регулирования добавляются водные ресурсы. Уточняются функции GSE S. p. A. — государственной энергосервисной компании-оператора, созданной министерством экономики и финансов Италии для регулирования рынка ресурсов.

Параллельно создаются структуры и механизмы информационного и образовательного обес­печения рыночных процессов. В этом принимают участие государственные и негосударственные структуры, специалисты различных областей (A. Lorenzoni, P. Val­bonesi, R. Caldon). Они формируют прочную научно-образовательную базу по широкому спектру знаний в области экономики промышленного производства, передачи электроэнергии, рыночных механизмов общего и отраслевого плана, биржевых механизмов, развития энергетики возобновляемых источников, распределенной энергетики. В стране формируется основа будущего развития континентальной энергетической отрасли.

В дальнейшем мы увидим, что схема «белых сертификатов» становится базой для широкого развития национальных и общеевропейских рыночных механизмов энергосбережения, энергоэффективности, совершенствования обращения других ресурсов. Сегодня не только крупные компании, но и обычные хозяйства и граждане могут получать выгоду от оборота сертификатов, сохраняя при этом как собственные финансовые средства, так и общест­венные, государственные природные и экономические ресурсы.

Другая страна

Италия является одним из пионеров применения механизма «белых сертификатов», лидером его развития. Но единство Европы позволяет, с одной стороны, транслировать успешные проекты на экономические системы других стран, с другой — отдавать приоритет национальным интересам и сохранять особенности каждой страны, развивая рыночные инструменты с разной скоростью.

Более молодой частью Единой Европы является Болгария. Как член Евросоюза, эта страна имела к 2009 г. полный доступ к накопленной в Евросоюзе информации о возможностях, методах и технологиях энергосбережения. Понимая необходимость сохранения ресурсов планеты и своей окружающей среды, правительст­венные органы Болгарской рес­публики в 2007 и в 2011 гг. приняли Первый и Второй национальные планы действий по энергоэффективности.

Уже в первом документе в списке аббревиатур обозначены «торгуемые белые сертификаты» (TWC — tradable white certificates) и определен порядок и сроки проведения соответствующих мероприятий. Основной упор делается на ознакомление участников энергетического рынка и всех заинтересованных сторон с возможностями торгуемых инструментов. Признается необходимость рассмотрения и других схем, причем акцент ставится на интересах и возможностях своего государства.

Из второго документа видно, что на практике внедрение механизма «белых сертификатов» в стране будет небыстрым, и на решение задач популяризации, соз­дания собственных национальных схем оборота и торговли этими инструментами потребуется несколько лет. Своя экономика определяет собственный курс и цели развития. Перспективы энергосбережения тоже, соответственно, не похожи на таковые в других странах. Так, для 2010 г. рассматривалась экономия в 209 тыс. т условного топлива, а для 2016 г. — 627 тыс. ТУТ.

Единая Европа

Но все же определяющим для всех стран Евросоюза становятся документы, принимаемые объединяющим органом — Европарламентом. Он последовательно и неизменно ведет страны ЕС по пути внедрения возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и энерго­сбережения. Последовательно принимаются соответст­вующие директивы.

В октябре 2012 г. принимается Директива 2012/27/EU Евросоюза по энергоэффективности, исправляющая Директивы 2009/125/EC и 2010/30/EU и отменяющая Директивы 2004/8/EC и 2006/32/EC. Схема «белых сертификатов» уже не разъясняется как новшество, а подвергается корректировке в соответствии с результатами применения и выявленными особенностями. Так, указывается на необходимость и способы более широкого внедрения сертификатов во всех странах ЕС, снятия дополнительных административных барьеров, расширения числа участников, использования национальных схем для достижения социальных целей. Особое внимание обращено на улучшение положения предприятий малого бизнеса.

Заключение

Уже сейчас можно сказать, что каждому государству, строящему экономические механизмы на базе рыночных отношений, необходимы рыночные же инструменты стимулирования национальных проектов и проектов мирового значения, принятых и согласованных на международном уровне. Одним из направлений таких проектов и является энергосбережение, повышение энергоэффективности и сохранение окружающей среды. Внедряя схемы «белых сертификатов», страна в том числе подтверждает и свое учас­тие в международных проектах.

Чтобы полностью описать масштаб применения схемы «белых сертификатов», значимость полученных результатов для каждой страны и ЕС в целом и, в результате, определить возможность и перспективу внедрения подобного механизма в нашей стране, публикации по этой тематике будут продолжены в будущих номерах журнала.

Резюме

Оборот «белых сертификатов» внутри страны дает прямые финансовые выгоды энергетическим компаниям, организациям, заинтересованным в реализации механизмов энергоэффективности, развитии «зеленой» энергетики. Характерной чертой механизмов «белых сертификатов» является то обстоятельство, что они стимулируют каждого гражданина экономить собственные средства и содействовать развитию современных технологий.

«Контроль качества продукции» Февраль 2020

Рубрика: Экспертиза
Автор(ы): В. Миронов
01.02.2020

448
Поделиться:

Подписка