Архив номеров

Контрольные мероприятия, проведенные Росаккредитацией в 2019 г.

Предлагаем вниманию читателей материалы из отчета Федеральной службы по аккредитации за 2019 г. в сфере государственного контроля. Публикация отражает все аспекты контрольной деятельности Службы.

Читайте и узнаете:

    • общую статистику контрольных мероприятий Федеральной службы по аккредитации за год;
    • какие внеплановые проверки проводились в отношении испы­тательных лабораторий;
    • могут ли свидетельства о безопасности конструкций транспортных средств на единичные транспортные средства выдаваться только на основании заключений документарной технической экспертизы конструкции.

В 2018–2019 гг. все проверки деятельности аккредитованных лиц, проведенные Росаккредитацией (рис. 1) на основании систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований с использованием индикаторов риска, показали стопроцентную эффективность.

В 2019 г. Росаккредитация увеличила количество проверяемых параметров в системе регулярных мониторингов рынка выданных сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, направленных на автоматизированное выявление нарушений обязательных требований к деятельности аккредитованных лиц. На основании результатов мониторинга велось информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, проводились внеплановые проверки, а также профилактика нарушения обязательных требований.

В рамках исполнения своих полномочий по контролю деятельности аккредитованных лиц в 2019 г. Федеральной службой по аккредитации (ФСА) проведено 1 698 внеплановых проверочных мероприятий, в том числе 497 документарных и 1 201 выездная проверка. Проведение выездных мероприятий вызвано необходимостью проверки фактического исполнения сотрудниками аккредитованных лиц обязательных требований законодательства к их деятельности и существенно увеличивает временные затраты контролера. Основаниями для проведения внеплановых мероприятий в 2019 г. послужили:

    • обращения физических и ю ридических лиц, информация органов государственной власти, местного самоуправления — 87;
    • приказы руководителя органа государственного контроля (надзора), изданные в соответствии с поручением Правительства РФ — 19;
    • предписания, выданные по результатам проведенной ранее проверки — 95;
    • отчеты аккредитованных лиц об устранения несоответствий, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности — 1487;
    • результаты применения Росаккредитацией и  ее территориальными органами индикаторов риска — 10.

По фактам выявленных нарушений были приняты решения о приостановлении действия аккредитации с выдачей предписания об устранении выявленных нарушений в отношении 70 аккредитованных лиц. В дальнейшем действие аккредитации 48 из них прекращено в связи с неисполнением выданного предписания.

Аналитика, систематическое наблюдение

Федеральный закон от 29.07.2018 № 262–ФЗ ввел новые механизмы контрольно-надзорной деятельности.

В 2019 г. (рис. 2) Росаккредитацией было прекращено действие аккредитации 568 аккредитованных лиц в связи с незавершением прохождения процедуры подтверждения компетентности в течение шести месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с ч. 1 ст. 24 № 412–ФЗ.

Приказом Росаккредитации № 35 от 28.02.2019 г. утверждена Программа профилактических мероприятий, направленная на предупреждение правонарушений в сфере подтверждения соответствия.

Так, в соответствии с федеральным законом № 262–ФЗ и Программой в целях снижения административной нагрузки на бизнес-сообщество в сфере подтверждения соответствия продукции, товаров и услуг в 2019 г. Рос­аккредитацией направлено 78 предостережений аккредитованным лицам по впервые установленным фактам нарушений деятельности по оценке соответствия, не влекущих за собой приостановление действия аккредитации.

Также аккредитованным лицам было направлено более 1300 предостережений по фактам неподключения в установленные № 412–ФЗ сроки к федеральной государственной информационной системе в области аккредитации и невнесения сведений в соответствии с вступившими в силу измене­ниями в требования постанов­ления Правительства РФ № 604 от 01.07.2014 г. «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров».

Применение риск-ориентированного подхода

В целях получения данных, объективно указывающих на наличие нарушений аккредито­ванными лицами обязательных требований, либо позволяющих прогнозировать высокую вероятность нарушения, Росаккредитация проводит систематическое наблюдение, сопоставляя сведения о результатах деятельности аккре­дитованных лиц, содержащиеся во ФГИС Росаккредитации (представленные в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 329 от 30.05.2014 г.) и ведущихся Росаккредитацией реестрах, с индикаторами риска нарушения обязательных требований.

На основании применения индикаторов риска в 2019 г. ФСА инициировала 19 внеплановых выездных проверочных мероприятий. При этом завершить девять из 19 внеплановых выездных проверок не представилось возможным по причине уклонения аккредитованных лиц, в связи с чем действие их аккредитации было приостановлено. В отношении 10 организаций внеплановые выездные проверочные мероприятия проведены. В деятельности всех выявлены нарушения и выданы предписания об их устранении, приостановлено действие аккредитации девяти из 10 аккредитованных лиц.

Исполнение поручения Правительства Российской Федерации

В рамках исполнения пору­чения заместителя председателя Правительства РФ Д.Н. Козака № ДК-П9-2777 от 08.04.2019 г. ФСА проведено 19 внеплановых выездных проверочных мероприятий в отношении аккредитованных испытательных лабораторий, проводивших работы по выдаче свидетельств о безопасности конструкций транспортных средств на единичные транспортные средства категории О4 (прицепы массой более 10 т). В результате в отношении 14 аккредитованных лиц (73,68 % от общего количества аккредитованных лиц, в отношении которых проведены проверки) были выявлены отдельные несоответствия требованиям законодательства РФ в области аккредитации и выданы предписания об устранении выявленных нарушений. В отношении пяти аккредитованных лиц (26,32 %) нарушений выявлено не было.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 23 № 412–ФЗ действие аккредитации 10 из 14 аккредитованных лиц, в отношении которых в рамках исполнения Поручения проведены проверочные мероприятия и выявлены нарушения, было приостановлено.

В ходе проверочных мероприятий было установлено, что выдача свидетельств о безопасности конструкций транспортных средств на единичные транспортные средства категории О4 в подавляющем большинстве случаев осуществляется только на основании заключений документарной технической экспертизы конструкции транспортного средства без проведения испытаний. Идентификация транспортного средства также во многих случаях проводится удаленно. Такая практика в настоящее время законодательством РФ не запрещена при условии ее соответствующего документального подтверждения экспертами в материалах дела по выдаче свидетельства о безопасности конструкций транспортных средств на единичные транспортные средства категории О4.

Изменение указанной практики ожидается после придания общеобязательного статуса меж­государственному стандарту ГОСТ 33670–2015, необходимого для применения и исполнения требований ТР ТС 018/2011.

Судебная работа

За 2019 г. судами Российской Федерации с участием ФСА были рассмотрены дела: об оспаривании приказов Росаккредитации, о приостановлении действия аккредитации, о сокращении области аккредитации; об оспари­вании бездействия Росаккредитации по возобновлению действия аккредитации; по заявлениям ФСА к аккредитованным лицам — о признании недействительными сертификатов соответствия.

При этом суды при вынесении решений по вышеуказанным делам подтвердили правомочность действий Росаккредитации и принятых ненормативных правовых актов.

Судами общей юрисдикции за отчетный период было рассмотрено:

    • 172 протокола об админист­ративном правонарушении, предусмотренном ст. 14.48 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа на общую сумму 4 540 000 руб. по 76 протоколам и предупреждения — по 7 протоколам;
    • 79 протоколов об админист­ративном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа на общую сумму 21 220 000 руб. по всем рассмотренным протоколам;
    • 14 протоколов об админист­ративном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа на общую сумму 217 000 руб. по всем рассмотренным протоколам;
    • 2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа на общую сумму 11 000 руб. по всем рассмотренным протоколам.

Всего за отчетный период вынесено 332 судебных акта о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Общая сумма назначенных судами административных штрафов составила 41 231 тыс. руб.

Резюме

Материал позволяет не только ознакомиться со статистикой мероприятий, проведенных в истекшем году Федеральной службой по аккредитации в рамках государственного контроля деятельности аккредитованных лиц, но и составить представление о практических результатах использования цифровых технологий для объективной оценки этой деятельности

Материалы предоставлены Федеральной службой по аккредитации

«Контроль качества продукции» Июль 2020

Рубрика: Национальная система аккредитации
01.07.2020

448
Поделиться:

Подписка