Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Инспекционный контроль

«Контроль качества продукции» Январь 2025

Рубрика: Оценка соответствия
Автор(ы): Е.Д. Курбатова

В статье рассматривается такая важная составляющая системы сертификации, как инспекционный контроль (ИК), рассказывается о его роли в поддержании качества продукции и защите здоровья потребителей. Особое внимание уделяется законодательным актам, регулирующим ИК, включая порядок проведения проверок и их периодичность, а также последствиям невыполнения предписаний, полученных организациями по итогам инспекций. 

Инспекционный контроль представляет собой набор действий, направленных на проверку соответствия товаров, услуг или производственных процессов ранее утвержденным нормативам. Эта процедура играет важную роль в системе сертификации, обеспечивая контроль качества и безопасности изделий после выдачи разрешительных документов.

В зависимости от типа документации и процесса сертификации ИК может быть плановым или внеплановым. За рядом исключений проведение регулярных инспекций является обязательным.

Ситуации, в которых инспекционный контроль не требуется

В случае серийного производства ИК нужен для того, чтобы гарантировать стабильное качество товара на протяжении всего производственного процесса. Однако проведение уполномоченными органами инспекции не всегда является обязательным. Рассмотрим ситуации, в которых оно может быть исключено.

1. Декларирование. В ходе этой процедуры производитель или поставщик самостоятельно заявляет, что его товар соответствует требованиям технических регламентов. В отличие от сертификации, при которой качество продукта проверяется в процессе производства или на складе, декларирование не требует обязательного ИК со стороны уполномоченных органов. В этом случае ответственность за соответствие товара установленным требованиям несет производитель, а анализ его качества осуществляется только на этапе декларирования.

2. Оформление свидетельства государственной регистрации (СГР) на товары с целью обеспечения безопасности и соответствия санитарным нормам. Данную процедуру может проходить продукция, которая способна влиять на здоровье потребителей, например продукты питания, косметические изделия, средства гигиены. Процесс регистрации не включает обязательную проверку производства.

3. Проведение сертификации в отношении отдельной партии товара. Эта партия проверяется только на соответствие определенным стандартам, и проверка охватывает конкретные единицы продукции, а не весь производственный процесс. Такой подход используется, в частности, для ограниченных партий или изделий, изготовленных по индивидуальному заказу.

4. Добровольная сертификация единичного товара или услуги. Если товар или услуга сертифицируются для повышения доверия потребителей, ИК может быть заменен другими формами проверки, такими как лабораторные исследования и тесты. Это допустимо, например, если сертификат необходим для демонстрации соответствия продукта высоким стандартам качества или экологическим стандартам.

5. Подтверждение соответствия единичных товаров или товаров с индивидуальными характеристиками. В таких ситуациях, когда не требуется проверка каждого изделия, важно удостовериться лишь в том, что установленным требованиям отвечают конкретные товары.

В других случаях пропуск регулярной проверки способен привести к приостановке действия сертификата или признанию его недействительным, из-за чего предприятие может лишиться права на реализацию продукции и будет вынуждено потратить дополнительные финансовые ресурсы на восстановление всей документации. При этом ему может быть нанесен не только материальный, но и репутационный ущерб, что делает подобный подход крайне рискованным.

Законодательная база согласно ГОСТ Р ИСО

Инспекционный контроль является неотъемлемой частью системы контроля, обеспечивающей соответствие процессов, систем или изделий установленным стандартам и требованиям. В России этот механизм регулируется ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065–2012[1], который устанавливает требования для органов по сертификации, в т.ч. касающиеся проведения инспекций. Пункт 7.9 данного документа подчеркивает важность таких проверок для поддержания соответствия сертифицированных объектов заявленным стандартам на протяжении всего срока действия разрешения.

Рассмотрим ключевые моменты, зафиксированные в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065–2012.

1. Регулярность проверок. Согласно данному стандарту, сертификационный орган обязан осуществлять как плановые (ежегодные), так и внеплановые проверки в течение срока действия сертификата. Внеплановые проверки могут быть инициированы органом по сертификации либо проводиться в связи с поступлением жалоб или изменениями в производстве.

2. Применяемые методы. Чтобы получить подтверждение того, что объекты удовлетворяют определенным требованиям, используются:

  • экспертиза образцов изделий, произведенных или реализуемых организацией, необходимая для проверки соответствия нормам безопасности и качества;
  • анализ производства с целью оценки соблюдения технологических и организационных стандартов на всех его стадиях;
  • оценка системы управления качеством, включая аудит процессов и проверку документации, отвечающих за стабильность и качество продукции.

3. Доказательства соответствия. Уполномоченный орган собирает информацию, на основе которой впоследствии принимается решение о продлении или аннулировании разрешения. С этой целью проводятся:

  • сбор данных о выполнении условий сертификации;
  • оценка результатов инспекции и выявленных несоответствий.

Для сертификации систем менеджмента качества (СМК) используется специализированный ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1–2017[2]. Он устанавливает требования к уполномоченным органам, которые проводят оценку действующих в организациях СМК. Согласно этому нормативному документу, регулярные аудиты необходимы для проверки соответствия последних международным и национальным стандартам.

Систематическое проведение аудитов позволяет убедиться, что СМК продолжает работать эффективно, в соответствии с установленными требованиями. Такие мероприятия могут включать как внутренние инспекции, так и внешние независимые аудиты, которые помогают оценить работу и совершенствование СМК в течение срока действия сертификата.

Законодательная база согласно ТР ТС

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза порядок проверки продукции регулируется двумя основными документами: решением Комиссии Таможенного союза № 621[3] и решением Совета Евразийской экономической комиссии № 44[4]. Эти нормативные акты утверждают конкретные требования и процедуры для проведения проверок продукции, сертифицированной в странах – участницах Союза, с целью обеспечения соответствия техническим регламентам ЕАЭС.

Основные положения данных документов таковы.

1. Согласно техническим регламентам ТС и ЕАЭС, определенные товары подлежат обязательной сертификации, которая осуществляется для подтверждения их соответствия установленным требованиям безопасности, качества и производительности. В упомянутых выше решениях Комиссии ТС и Совета ЕАЭК закреплены правила проведения инспекционных проверок таких товаров.

2. Процедура проведения проверок включает два основных направления:

  • анализ сертифицированной продукции;
  • аудит производственных процессов.

3. Если национальное законодательство предусматривает дополнительный контроль, применяется ГОСТ Р 58984–2020[5], который регулирует требования к ИК в Российской Федерации. Этот нормативный документ актуален для товаров, требующих дополнительной сертификации или контроля в рамках внутреннего законодательства РФ.

4. Согласно техническим регламентам ЕАЭС, проверки проводятся не реже одного раза в год. Такая периодичность необходима для того, чтобы товары или услуги оставались безопасными для покупателей и продолжали соответствовать стандартам. Она также способствуют поддержанию доверия к бренду, что особенно важно для компаний, работающих на международном рынке, где соответствие стандартам ЕАЭС является важным фактором укрепления репутации и конкурентоспособности.

Проверка производства продукции – это не обычная формальность, а необходимое условие для обеспечения высокого качества товаров, защиты покупателей и поддержания конкурентных позиций компании на рынке.

Итоги инспекционного контроля и их последствия

От результатов ИК зависит возможность дальнейшего использования сертификата.

1. Если проверка показала, что товар полностью отвечает установленным требованиям, сертификат сохраняет свою силу. Принятое по итогам ИК решение подтверждает соответствие организации или ее продукции стандартам, товары продолжают находиться в обороте, а документ остается действительным без изменений.

2. При выявлении несоответствий, которые можно устранить, уполномоченный орган имеет право приостановить действие разрешения, предоставив организации время для внесения корректировок. Корректирующие меры могут включать подстройку производственного процесса, улучшение качества продукции, проведение дополнительных испытаний или обновление документации. По истечении срока, отведенного на устранение несоответствий, проводится повторная проверка. Если изменения были успешно внедрены, разрешение восстанавливается. В противном случае могут быть приняты более строгие меры.

3. Если были выявлены нарушения, а компания не принимает корректирующих мер или они оказываются неэффективными, разрешение может быть аннулировано. При отсутствии исправлений к концу предоставленного срока уполномоченный орган может принять решение о прекращении действия сертификата. В случае утраты им силы продажа продукции, не соответствующей требованиям, запрещается.

По результатам контроля СМК принятие решений происходит аналогичным образом. В зависимости от того, выявлены ли несоответствия и каковы дальнейшие действия организации, последствия могут быть следующими.

1. Подтверждение соответствия СМК установленным требованиям и продление срока действия разрешения.
2. Приостановка действия документа с предоставлением времени для устранения нарушений.
3. Аннулирование разрешения в случае, когда организация не устраняет выявленные недостатки.

Все результаты ИК, независимо от его типа, фиксируются в госреестре Федеральной службы по аккредитации (ФСА). Это гарантирует прозрачность процесса и контроль за соблюдением установленных стандартов и нормативов на всех этапах сертификации и проведения проверок.

Перерывы в проведении инспекционного контроля

Необходимо учитывать, что, согласно Федеральному закону № 184-ФЗ[6], если ИК не был проведен в установленный срок, разрешение автоматически аннулируется и восстановить его невозможно. Пропуск ИК может привести к потере права на производство и реализацию продукции, для которой был выдан данный документ.

Однако продукция, выпущенная до момента аннулирования разрешения, может оставаться в обороте до истечения срока годности или срока службы, что исключает необходимость повторной сертификации уже произведенных товаров.

В случае прекращения деятельности или ограничения аккредитации органа по сертификации предусмотрены следующие меры для обеспечения непрерывности контроля.

1. Уведомление заявителя. Уполномоченный орган обязан предупредить заявителя за 30 дней до запланированной даты ИК о том, что он не может быть проведен. Это дает организации возможность предпринять необходимые действия.

2. Передача разрешительного документа. Если уполномоченный орган теряет аккредитацию, он передает сертификат другому аккредитованному органу, который продолжит проводить проверки и обеспечивать соблюдение всех нормативных требований.

Следование этим процедурам позволяет не допускать перерывов в сертификации и осуществлять постоянный контроль за качеством продукции. Результаты ИК могут существенно повлиять на статус разрешительного документа, т.к. в зависимости от них орган по сертификации принимает решение о его продлении, приостановке или аннулировании. Регулярный контроль важен для поддержания соответствия товаров действующим нормативным требованиям. Организации должны оперативно устранять выявленные несоответствия и соблюдать сроки проведения инспекционных проверок, чтобы избежать аннулирования разрешительных документов. 


Резюме

Итогом ИК может стать подтверждение, приостановка действия или аннулирование сертификата (в зависимости от выявленных несоответствий). Пропуск проверки способен привести к аннулированию документа и потере права на продажу продукции. Чтобы избежать таких последствий, важно соблюдать сроки ИК и оперативно устранять обнаруженные нарушения. Процесс проверки должен быть прозрачным и обеспечивать контроль качества продукции, что важно для поддержания конкурентоспособности компании на международном рынке.



[1] ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065–2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг», введен в действие приказом Росстандарта от 21.12.2012 № 1941-ст.
[2] ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1–2017 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования», введен в действие приказом Росстандарта от 04.07.2017 № 640-ст.
[3] Решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621 «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза».
[4] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 № 44 «О типовых схемах оценки соответствия».
[5] ГОСТ Р 58984–2020 «Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации», введен в действие приказом Росстандарта от 27.08.2020 № 576-ст.
[6] Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 21.11.2022).

01.01.2025

448
Поделиться:

Подписка