Стать автором
Обратная связь
28.04.2016

Импортозамещение: три препятствия на пути

Российские компании, которые работают в нефтегазовой, целлюлозно-бумажной, металлургической, строительной, горнодобывающей, машиностроительной и др. отраслях, давно взялись за развитие своих технологических линий и вкладывают в это немалые средства. Действительно, раньше они могли себе позволить более дорогое иностранное оборудование и, соответственно, ориентировались на него. Никто не хотел отказываться от зарубежных технологий, потому что они были достаточно глубоко интегрированы в работу предприятий. И стратегия развития многих компаний была построена именно на использовании импортных образцов.

Сейчас же ситуация поменялась: из-за курса на импортозамещение заказчики вынуждены обращать внимание на российские аналоги, которые сопоставимы с зарубежным оборудованием по тем или иным критериям. Клиенты готовы применять российские образцы так как колебание курса валют привело к существенному росту стоимости иностранных комплектующих.

У нас в стране стали появляться производители, которые выпускают достаточно качественную продукцию и близки к полной замене зарубежных аналогов. Однако таких предприятий сейчас немного из-за сложившихся политических и экономических обстоятельств. И для того, чтобы они получали заказы, необходимо, чтобы их продукция была включена в техническое задание при подготовке каких-либо проектов. Тогда у российских разработчиков появится реальная возможность выпускать оборудование, разрабатывать технологии, которые действительно не будут ни в чем уступать импортным аналогам. 

Пока в этой сфере отечественной продукцией безболезненно удается заменить только какие-то расходные материалы, кабельную продукцию, крепежи и пр. Сложнее дела обстоят с иностранным программным обеспечением. Мы пока не можем полностью отказаться от него из-за того, что, во-первых, в каждой отрасли промышленности ПО имеет свою специфику и оправданная эксплуатация мировых лидеров показывает результаты уже ни один год. Во-вторых, функциональные возможности импортного софта шире и гибче, нежели у отечественного. Однако российские инжиниринговые компании ведут активную работу в этом направлении. К примеру, «Лиман-трейд» в прошлом году разработал специальное программное обеспечение для крупного горнодобывающего предприятия, а ранее – для одной из нефтеперерабатывающих компаний. 

В целом, отечественная продукция сейчас производится сугубо по мере необходимости. К примеру, никто не выпускает какой-либо насос или двигатель, ставит его на витрину и ждет пока его приобретут. Чаще всего оборудование выпускается под конкретного заказчика. А вот для увеличения объема производства необходимо решить несколько проблем. 

Переходим к главным причинам пробуксовки импортозамещения в различных отраслях отечественной промышленности.

Итак, проблема первая – кадровая. Раньше отраслевые специалисты повышали свой профессиональный уровень, работая на действующих предприятиях. Они передавали опыт и знания новому поколению. Сегодня же эта преемственность утратилась – профессионалов, способных участвовать в разработках качественного оборудования, остались единицы. Уровень образования и практического опыта изменился в худшую сторону.

Вторая проблема – отсутствие стабильного спроса на российские образцы со стороны промышленных предприятий. То есть для того, чтобы запустить производство, компания-разработчик должна быть уверена в том, что продукция будет востребована.

Для этого нужна поддержка со стороны государства, к примеру, запуск программы по выпуску какого-либо узла, которая позволила бы загрузить целые производственные линии. Без этого серийный выпуск наладить очень трудно.

Кроме того, производя оборудование в малом объеме, мы не можем его совершенствовать и доводить до нужного уровня эксплуатационных характеристик. Нужна поддержка и со стороны потребителей в сфере промышленности, чтобы они уделяли больше внимания мелким производствам и совместно вырабатывали необходимые технические решения.  

Третья проблема – отсутствие рынка сервиса. Оборудование нужно не только производить, продавать, но и обслуживать, а также консультировать заказчика. В этом вопросе нужна системность. Пока же отечественные компании не готовы развивать сервисные отделы, потому что это дорого, особенно в нынешних экономических условиях.

Источник:
Деловой Петербург




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: