Стать автором
Обратная связь

Российский нефтегаз "распробовал" ИТ-бенчмаркинг

Измерять эффективность применения информационных технологий в российских компаниях пока как-то не принято. Проще считать, что новая внедренная система или новый подход к ИТ по определению лучше тех, которые использовались ранее. Однако те отрасли, где ИТ играют важную роль, а компании достигли высокого уровня зрелости, активно осваивают бенчмаркинг, или иными словами, сравнительный анализ, позволяющий выявить лучший опыт и практики и закрепить их в бизнесе.

В мире ИТ-бенчмаркинг давно используется в финансовом секторе, в телекоммуникационных, нефтегазовых компаниях. В России история применения ИТ-бенчмаркинга пока довольно скромна, но в качестве первопроходцев можно выделить те же отрасли. Целей у ИТ-бенчмаркинга множество. Он требуется, когда необходимо обоснование для утверждения ИТ-бюджета, создание или обновление ИТ-стратегии, разработка ключевых показателей управления ИТ, усиление рейтинговых позиций и увеличение прозрачности компании, привлечение инвестиций, анализ эффективности работы и т.п. Сравнительный анализ эффективности ИТ может применяться на любом этапе жизнедеятельности корпоративной информационной системы.

Почему нефтегаз?

Нефтегазовые компании в России пришли к применению бенчмаркинга во многом в силу сложившейся в отрасли модели организации ИТ-подразделений. За ИТ во многих крупнейших российских нефтегазовых корпорациях отвечают преимущественно не многочисленные распределенные службы, а отдельные дочерние компании, предоставляющие материнским организациям ИТ-услуги по модели аутсорсинга и не работающие на внешнем рынке. Перед ними не стоит цель заработать денег, они являются внутренними сервисными организациями и не имеют конкурентов на этом внутреннем рынке.

Бенчмаркинг (англ. bench mark — начало отсчета) — метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес-процессов; основан на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности. (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2007). Начало профессиональному ИТ-бенчмаркингу положила компания Gartner, разработав в 1987 году понятие совокупной стоимости владения (TCO, Total Cost of Ownership) и создав методологию ее вычисления для разных видов оборудования в компании. При сравнении учитывается не закупочная стоимость, а все затраты, которые связаны с приобретением, эксплуатацией и обслуживанием определенного класса средств.

Группой сравнения в бенчмаркинге называется группа из 5-10 компаний, сходных со сравниваемой по размеру всей организации и ИТ-подразделения, области деятельности (индустрии), уровню загруженности, уровню зрелости, бизнес-целям и т.п. По каждому направлению деятельности группа сравнения выбирается отдельно.

С одной стороны, это удобно и эффективно, так как позволяет централизовать и упорядочить оказание ИТ-услуг в огромной компании. Однако, с другой стороны, в условиях отсутствия конкуренции у такой организации пропадает множество стимулов для развития. Одним из инструментов, позволяющих оценивать работу дочерней ИТ-компании и не позволять ей "расслабиться", и является бенчмаркинг. Для внутренней сервисной компании бенчмаркинг необходим, чтобы оправдать стоимость услуг для бизнеса, понять свою эффективность и разработать план развития.

Еще одной важной предпосылкой применения ИТ-бенчмаркинга в нефтегазе является отсутствие у компаний возможностей для дальнейшего экстенсивного развития. Несмотря на общемировой рост цен на энергоносители, дополнительная прибыль нефтегазовых компаний строго регламентируется государством. Компании не имеют возможности "играть" на затратах на добычу, транспортировку и т.п. Чуть ли не единственный путь увеличения прибыли – оптимизация уже существующих процессов. Здесь ИТ предоставляют весьма широкое поле для деятельности, т.к. применяются везде, начиная с добычи и заканчивая розничной продажей нефтепродуктов.

Чужие и свои

Освоению практики ИТ-бенчмаркинга в ТНК-ВР способствовало наличие такого опыта у British Petroleum, чьи активы объединились с активами российской ТНК в 2003 году. Вместе с активами BP в новую компанию пришел западный менеджмент.

Ричард Эймс, возглавивший Управление ИТ, привнес западный подход к ИТ, прежде всего бизнес-ориентированность и нацеленность на эффективность. Он же выдвинул на первый план вопросы стандартизации, без которой какое-либо сравнение и оценка эффективности вообще не имеют смысла. После определенных успехов в деле стандартизации и внедрения бизнес-ориентированного подхода к ИТ во вновь образованной компании и появилась потребность в ИТ-бенчмаркинге.

По большому счету, бенчмаркинг подразумевает сравнение своих результатов и данных с результатами и данными не одной, а нескольких организаций. Однако в ТНК-ВР на первых порах ограничились сравнением своих показателей эффективности ИТ с показателями British Petroleum. У BP же была взята и методика сравнения. Впоследствии локальный ИТ-бенчмаркинг ТНК-ВР проводила ежегодно, сравнивая показатели различных внутренних подразделений, предприятий, производственных единиц. Часть проектов проводилась самостоятельно, часть – с привлечением консалтинговых организаций. В частности, ИТ-бенчмаркинг по системам SAP проводила шотландская компания Aupec, специализирующаяся на работе именно с нефтегазовым сектором. Это стало первым опытом "профессионального" ИТ-бенчмаргинга. Продолжение последовало в 2008 году, когда для проведения ИТ-бенчмаркинга в дочерней ИТ-компании "ТБинформ" были приглашены консультанты Gartner.

Ринальд Хамидуллин: При небольшом ИТ-бюджете проводить бенчмаркинг смысла не имеет

Профессиональный ИТ-бенчмаркинг с привлечением команды консультантов – недешевая процедура, поскольку требует детального анализа не только стоимости предоставления услуг, но и их объема, а также ресурсов, занятых их предоставлением. Именно поэтому для небольших компаний она может быть не всегда экономически оправдана. А вот для средних и крупных экономический эффект от применения результатов бенчмаркинга может значительно превысить затраты на его проведение. "Эффективность затрат на бенчмаркинг напрямую зависит от объема потребляемых и предоставляемых ИТ-услуг. При небольшом ИТ-бюджете проводить бенчмаркинг смысла не имеет", - поясняет Ринальд Хамидуллин, генеральный директор "ТБинформ".

"ТБинформ" – дочернее предприятие ТНК-ВР, создано в сентябре 2006 года. Предоставляет ТНК-ВР полноценный аутсорсинг в сфере информационных технологий. Предшественником "ТБинформ" был "Региональный технический центр", от которого предприятие унаследовало разветвленную сеть филиалов.

Чтобы обратиться за ИТ-бенчмаркингом к профессионалам, существует как минимум две причины. Во-первых, даже самой зрелой и передовой компании трудно посмотреть на себя со стороны и признать очевидные (или тем более скрытые) недостатки. Здесь действуют те же критерии, что и при проведении консалтинга и аудита, - объективность и независимость. Сторонним консультантам ничто не мешает вынести вердикт. Во-вторых, бенчмаркинг – это сравнение, поэтому необходимы знания о показателях еще как минимум одной компании, а в идеале – 5–10. Сам заказчик бенчмаркинга не может располагать такой информацией, но крупные консалтинговые и аналитические компании ею владеют. Методогия Gartner примечательна тем, что в ней учитываются не только высокоуровневые финансовые показатели TCO и данные о количестве сотрудников, но и детальная информация об объемах, а также качестве предоставляемых ИТ-услуг.

Однако на российском рынке пока не все просто. Предоставлять услугу бенчмаркинга готовы многие консультанты, как локальные, так и западные. "Никакой особой специфики проведения сравнительного анализа для России нет, проекты выполняются по общемировой методологии, и это основное преимущество независимого анализа и залог его точности", – говорит заместитель директора по консалтингу Gartner Марат Шафигуллин. Однако для активной работы на российском рынке большинству консультантов не хватает как раз основного элемента – базы данных, включающей информацию не только о западных, но и о российских компаниях. Эти данные и являются отправной точкой для проведения сравнительного анализа. Западные компании давно преодолели психологический барьер и готовы предоставлять свою внутреннюю информацию для подобного рода исследований.

Большинству российских компаний, даже относящихся к категории зрелых, отдать в чужие руки конфиденциальную информацию, пусть и на условиях анонимности, пока не представляется возможным. В результате компании оказываются в тупике – они хотят сравнить себя с другими, но не хотят, чтобы кто-то сравнивал с ними себя. Можно сказать, что страхи почти преодолены и нефтегаз вот-вот начнет массово поддерживать мировую практику сотрудничества с аналитическими и консалтинговыми агентствами. Однако решающий шаг еще не сделан, и первым заказчикам ИТ-бенчмаркинга приходится идти на компромиссы.

От частного к общему

В ИТ-бенчмаркинге "ТБинформ" анализировались только затраты на содержание персонала, которые составляют порядка 75% в структуре затрат компании. Такое ограничение обусловлено тем, что большая часть оборудования находится в собственности предприятий ТНК-ВР, пользующихся услугами ТБинформ. Они также зачастую сами распоряжаются средствами, например, на приобретение каналов связи, поддержки вендоров и т.п.

Результаты ИТ-бенчмаркинга в "ТБинформ"

Направление деятельности Производительность (Количество единиц обслуживания, приходящихся на 1 специалиста) Общая эффективность(Затраты, приходящиеся на единицу обслуживания) Затраты на персонал

Поддержка локальных сетей (LAN)

Диспетчерская служба (Help Desk)

Поддержка пользователей и периферийных устройств

Поддержка Unix-серверов

Поддержка Windows-серверов

Поддержка глобальной сети (WAN)

  Хуже среднего показателя по группе сравнения   Соответствует среднему показателю по группе сравнения   Лучше среднего показателя по группе сравнения

Источник: Gartner, 2008

Большая часть компаний, присутствовавших в группе сравнения (с показателями которой сравнивались показатели заказчика), являлись западными. Простое сравнение российской и западной компании нельзя назвать оправданным, а результаты такого сравнения – объективными. Для получения максимально точных данных ИТ-бенчмаркинга Gartner делал поправку. Учитывалась разница размеров денежных компенсаций сотрудникам зарубежных и отечественных нефтегазовых компаний (в России, в соответствии с данными Gartner, эти цифры меньше).

Ринальд Хамидуллин (справа) и Борис Халаберда: Некоторые результаты исследования отразили особенности не только "ТБинформ", но и отрасли в целом

Аналитики Gartner исследовали шесть направлений деятельности "ТБинформ": диспетчерская служба (Help Desk), поддержка пользователей и периферийных устройств, поддержка локальной и глобальной сетей, поддержка Unix и Windows-серверов. В проектах бенчмаркинга сравниваются числовые показатели, например, совокупные затраты на одного пользователя, совокупные затраты на сетевой порт, совокупные затраты на отдельное направление деятельности ИТ и т.п.

Основные виды ИТ-бенчмаркинга

качественный бенчмаркинг зрелости ИТ (проводится как правило на базе 5-уровневой референсной модели Gartner); бенчмаркинг продуктов и сервисов; бенчмаркинг эффективности работы ИТ.

Некоторые результаты исследования стали иллюстрацией не только особенностей "ТБинформ", но и отрасли в целом, отразив на конкретном примере существующие тенденции. Особенно ярко их продемонстрировало исследование направления поддержки пользователей и периферийных устройств, где уровень производительности оказался заметно ниже, чем это принято в мировой практике. Давая рекомендации для дальнейшего развития, аналитики Gartner предположили, что причиной таких результатов может быть очень высокий уровень сервиса, предлагаемый "ТБинформ" (в группе сравнения он ниже). "Это действительно так, - подтвердил руководитель проекта бенчмаркинга от "ТБинформ" Борис Халаберда. – Ранее, когда ИТ-подразделения находились внутри предприятий, у каждого ключевого сотрудника, например, главного бухгалтера, мог быть свой "персональный" ИТ-специалист, который приходил на помощь по первому требованию. Постепенно ИТ-специалисты выводились в аутсорсинг, но личные связи оставались. Зачастую, сотрудник ИТ-подразделения приходит к конкретному человеку по первому звонку и решает его проблемы. В итоге общий уровень сервиса получается выше, чем это предусмотрено соглашением об уровне обслуживания".

Слово за аутсорсингом

Специалисты Gartner провели анализ и дали рекомендации по всем исследованным направлениям, обозначив первоочередные задачи и области, где необходимо повышение эффективности и отдачи от ИТ. В соответствии с этими рекомендациями компания планирует развиваться в течение ближайших нескольких лет. "Независимый бенчмаркинг стоит проводить не чаще одного раза в три-четыре года, т.к. в течение нескольких лет можно развиваться, ориентируясь на результаты первого исследования", - говорит Ринальд Хамидуллин.

Распространение стратегического аутсорсинга обещает подстегнуть развитие ИТ-бенчмаркинга в России. Сегодня практически все крупнейшие нефтегазовые компании используют аутсорсинговые ИТ-службы. В ближайшее время, по словам Ринальда Хамидуллина, на такую же модель может перейти энергетический сектор. Крупнейшие игроки этого рынка будут обрастать сервисными ИТ-организациями, эффективность которых нужно будет как-то измерять. Определенно не останутся в стороне и традиционные пионеры ИТ, чья деятельность и успех напрямую зависит от уровня развития информационных технологий, - телекоммуникационные компании, финансовые организации, которые давно используют бенчмаркинг как один из инструментов развития. Однако пока даже афишировать факт применения бенчмаркинга многие компании не любят. Похоже, что это слово, непривычное русскому уху, все еще ассоциируется с неким секретным оружием, а то и просто шпионажем.

Источник: CNews

14.08.2008
448
Поделиться: