Цифровая маркировка товаров сократит потери продукции на всей цепочке поставок

26 ноября 2018 года в Московской торгово-промышленной палате прошла конференция "Маркировка товаров. Что даст? Чего ждать?". В рамках панельных сессий представители госведомств, компаний и бизнес-ассоциаций обсудили практические аспекты внедрения системы цифровой маркировки в России и ЕАЭС, выгоды от внедрения прослеживаемости товаров для государства и бизнеса, вопросы контроля качества продукции.
Представитель Минпромторга заявил, что министерство как куратор проекта стремится сделать условия вводимой маркировки максимально комфортными для бизнеса.
"Для создания системы маркировки сейчас формируется нормативно-правовая база, выходят соответствующие законопроекты, которые формируют ее единый контур. Участие бизнеса в проектах внедрения системы маркировки мы оцениваем как очень активное. Я имею в виду не только сам факт внедрения или переналадку бизнес-процессов, но и активную роль во взаимодействии с органами государственной власти", - отметил представитель Минпромторга
"Система маркировки - это не только метод противодействия обороту незаконной продукции, инструмент борьбы с контрафактом, фальсификатом, неуплатой таможенных и налоговых платежей, это еще и серьезный шаг на пути к цифровизации экономики и бизнеса. Это новые возможности для снятия избыточных административных барьеров, оптимизации внутренних бизнес-процессов компании и отказа от бумажного документооборота", - заключил он.
Оператор Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров - Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) - продолжает активную работу над тестированием системы в различных отраслях, консультирует компании по практическим вопросам изменения технологических и бизнес-процессов.
Заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов рассказал о ходе пилотных проектов по маркировке табачной продукции, лекарственных препаратов, продукции легкой промышленности и в ближайшей перспективе - молочной продукции. Так, успешно завершен первый этап эксперимента в табачной промышленности. Его участники представляют 99% рынка, и в рамках проекта ими уже произведено более 130 млн промаркированных пачек.
Реваз Юсупов напомнил, что система создается для борьбы с незаконным оборотом продукции, которая варьируется от 8% в табачной индустрии до 35% в легкой промышленности.
"Сокращение доли контрафактной продукции приведет к росту выручки легальных производителей на 50-100 млрд руб. на отрасль при доле контрафакта 5-10% и до 200-250 млрд руб. при доле контрафакта 45-50%. Мы прогнозируем, что внедрение системы внесет вклад в ВВП страны в размере 1,2% за счет снижения незаконного оборота. Это около 1,1 трлн руб., из них более 360 млрд в год - доля государства за счет роста налоговых поступлений", - отметил он.
Сурен Варданян, вице-президент МТПП, предложил представителям бизнеса активно взаимодействовать с Минпромторгом и ЦПРТ: вносить предложения по улучшению процесса внедрения системы маркировки, чтобы ускорить реализацию ее главной идеи - сделать рынок более прозрачным и легальным.
Директор департамента по реализации общеотраслевых проектов и программ X5 Retail Group Дмитрий Русаков подчеркнул, что при принятии решения о внедрении системы маркировки в той или иной категории крайне важно учитывать мнение самих производителей и ритейлеров, в частности, по виду маркировки и информации зашифрованной в ней.
 "Например, интеграция в маркировку машиночитаемого срока годности позволит автоматизировать его контроль и исключить возможность продать просроченный продукт на кассе, а также решить вопросы, связанные с учетом остатков продукции с истекающими сроками годности. Это даст возможность сократить потери продукции на всей цепочке поставок", - отметил он.
 "Маркировка для различных групп товаров должна строиться на схожей архитектуре, использовать единый интерфейс взаимодействия и быть основана на единых бизнес-требованиях. Это позволит магазинам, реализующим широкий ассортимент товаров, не тратить каждый раз значительные средства на дооснащение торговых точек и оптового звена различным оборудованием", - заключил представитель X5 Retail Group.
Компания Zolla является участником пилотного проекта по маркировке обувных изделий.
Руководитель группы управления цепями поставок Zolla Яна Яровая рассказала о своем опыте участия в проекте:
"После старта приема заявок на участие в пилотном проекте, мы оперативно подали заявку, и уже в середине осени Оператор системы зарегистрировал нашу компанию в качестве участника. На сегодняшний день мы прошли примерно половину этапов на пути к заказу кодов маркировки и формированию средств идентификации. Полагаю, что до конца года мы сможем нанести первые средства идентификации на нашу продукцию".
 По словам Яны Яровой, на каждом этапе пилотного проекта при возникновении сложностей и вопросов компанию оперативно консультировали как ЦРПТ, так и Ассоциация автоматической идентификации GS1. "Тем участникам рынка, которые в самом начале пути, мы можем рекомендовать принимать участие в пилотных проектах и изучать те материалы, которые выложены на портале Честный знак", - заключила представитель Zolla.



Источник: ТПП РФ

05.12.2018
448
Поделиться: