Стать автором
Обратная связь

Разработан стандарт, устанавливающий требования к продажам финансовых продуктов

Совместная рабочая группа СРО «Национальная финансовая ассоциация» и Национальной ассоциации участников фондового рынка при участии Центробанка разработала и вскоре представит внутренний стандарт, который устанавливает требования к продажам финансовых продуктов. В частности, предполагается ввести паспорт финансового продукта, а также установить запрет для консультантов давать рекомендации и замалчивать риски при вложениях в него.

Документ разработан в рамках противодействия мисселингу, борьбу с которым Центробанк проводит в рамках поведенческого надзора. Речь — о регулировании отношений финансовых институтов и их клиентов, жалобы которых используются для анализа и противодействия недобросовестным практикам продавцов продуктов и услуг. Подразумевается продажа одних финансовых продуктов под видом других.
«Логика продавцов предельно ясна: они получают дополнительные комиссии, выступая агентами страховых и управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов. А консультанты банков получают бонусы за подобные продажи. Поэтому сотрудники кредитных организаций нацелены продавать много и активно», — рассказала  первый вице-президент СРО НФА Ольга Крючкова.
По ее словам, эта проблема затрагивает каждого десятого клиента банков и примерно 90% жалоб потребителей в ЦБ на кредитные организации связано именно с мисселингом. Искоренить это явление достаточно сложно, говорит представитель НФА, поскольку культура продажи финансовых продуктов в нашей стране только развивается.
В документе определен перечень сложных для понимания потребителя финансовых продуктов. Одно из основных требований при их предложении физическому лицу — обязанность профучастника предоставлять паспорт финансового инструмента, где должны быть указаны все данные о продукте, информация о его характеристиках, рисках и необходимых расходах.
Паспорт сложного финансового продукта разрабатывается эмитентом, который обязан актуализировать информацию на протяжении всего времени его предложения.
Кроме того, стандарт предполагает, что продажу продукта сотрудник не должен преподносить как инвестиционную консультацию. Ему предписывается избегать комментариев, суждений, оценок, советов, указывающих на соответствие предлагаемых финансовых продуктов интересам клиента. Напротив, консультант обязан пояснить клиенту, что инструмент ему может не подойти.
Регулятор и представители СРО ожидают, что внедрение стандартов позволит снизить градус раздражения потребителей финансовых услуг. Более того, как полагают в Центробанке, уже принятые меры начали приносить плоды.
«С февраля 2019 года мы стали выделять в отдельную категорию жалобы, связанные с проблемой мисселинга. За февраль — июнь в Банк России поступило более 1,7 тысячи обращений по данной тематике. В июне по сравнению с маем число таких жалоб сократилось на 13,6%. Такая динамика связана с внедрением стандартов продаж продуктов и услуг на финансовом рынке и проводимой регулятором работой в рамках поведенческого надзора», — рассказали в пресс-службе Центробанка.
Выполнение стандартов — не только проявление доброй воли. Неисполнение чревато для участников рынка наказанием.
«За исполнением стандарта будет следить служба контроля ассоциации, — пояснила Ольга Крючкова. — В зависимости от нарушений на профучастника могут быть наложены штрафные санкции. Также выявлением случаев мисселинга занимается служба по защите прав потребителей при Банке России. Она может оштрафовать или вынести предписание об устранении нарушений. Нарушение может быть выявлено как на основании жалобы клиента, так и в ходе плановой проверки».
Если нарушения будут регулярными, то СРО может исключить участника из своих рядов, что несет лицензионный риск..


Источник: Банкир.ру

12.07.2019
448
Поделиться: