Стать автором
Обратная связь

Японская система 5С в быту: как организовать пространство для экономии времени

Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" разбирался как работает система оптимизации рабочего пространства и где она может применяться

 

Каждый из нас сталкивался с проблемой "нечего надеть" во время утренних сборов. Чаще всего такая ситуация возникает не из-за недостатка вещей, а из-за отсутствия порядка в шкафу. Поиск вещей и необходимость их гладить утром может отобрать полчаса сна или оставить без завтрака.

Избежать этих проблем можно, применив японскую систему 5С — один из базовых инструментов повышения производительности труда. Ее используют на предприятиях — участниках нацпроекта "Производительность труда и поддержка занятости" для обустройства рабочих мест таким образом, чтобы сотрудники тратили минимальное количество времени на поиск необходимых предметов. При этом систему можно и нужно применять в быту: на рабочем столе, кухне, в гардеробной. Так можно сократить время выполнения повседневных дел до 70%. Эксперты Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) поделились с порталом "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, своим опытом применения 5С в быту.

Система 5С — это не инструкция по ведению домохозяйства, не маленькие хитрости или секреты, как надо стирать или наводить порядок. Она позволяет создать вокруг себя комфортную среду и исключить потери времени на поиск вещей. Система состоит из пяти шагов: сортировки, соблюдения порядка, содержания в чистоте, стандартизации и совершенствования.

5С достаточна проста в применении, но требует от человека желания и постоянства. В быту наиболее эффективны первые три правила. Стандартизацию же применять дома достаточно сложно, да и не всегда нужно. Формализовать алгоритм работы по дому для себя самого, скорее всего, излишне, полагают эксперты ФЦК. При этом можно применить другие формы стандартизации — метод теней (нанесение контуров предметов на поверхностях), цветовая маркировка, можно и просто подписать или сфотографировать, как должны располагаться вещи.

Гардероб

Основные проблемы, с которыми сталкиваются люди при хранении одежды, касаются длительного поиска нужных вещей и необходимости их гладить или стирать после находки. Еще одна распространенная проблема — нехватка места для хранения.

Решить все эти проблемы способна японская система. На первом этапе рассортируйте вещи по сезонности и актуальности. Ненужные сложите в пакет, чтобы позже отдать или выкинуть. Вещи, в которых сомневаетесь, уберите в коробку — через пару недель примите по ним окончательное решение. Дальше распределите полки в шкафу: для рубашек, брюк, спортивной одежды, белья. Актуальные вещи разложите на быстродоступные полки и вешалки, а сезонные уберите на менее доступные. Наведите порядок в шкафу: протрите пыль, постирайте, погладьте и сложите вещи. Поддерживайте чистоту постоянно — например, примите за правило разбирать гардероб раз в неделю. Обозначьте полки исходя из их применяемости, напишите на листе правила использования шкафа и прикрепите его на внутренней стороне дверцы. И последнее — никогда не останавливайтесь на достигнутом. Например, докупите удобные коробки для хранения одежды или увеличьте количество полок.

После обустройства гардероба по системе 5С можно воспользоваться еще несколькими лайфхаками, которыми поделилась сотрудница ФЦК. Например, для удобного сезонного хранения обуви размещать на коробках фотографии той пары, которая там хранится. "Когда зимой нужно найти на выход туфли, убранные на верхнюю полки кладовки, время сокращается в разы", — подчеркнула она.

Кроме того, можно организовать "консервирование" детской одежды, которая уже стала мала, но может пригодиться в будущем. "Раскладываю по вакуумным пакетам, на пакете надпись, на какой сезон одежда, на какой возраст: 0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 1-1,5 года, 1,5-2,5 года; 3-4 года — и по цветам: только на девочку, унисекс", — рассказала эксперт.

Еще один полезный совет касается хранения постельного белья. "После стирки все постельное белье от одного комплекта укладывается в наволочку этого же комплекта. В итоге не надо искать отдельно простыню, отдельно наволочки и место для хранения значительно сокращается", — объяснила собеседница портала.

Гараж

Как мы уже говорили, применять 5С можно практически где угодно. Традиционно наиболее захламленными местами становятся антресоли, балконы и гаражи — там складируются большие объемы ненужных или не часто используемых вещей. Один из экспертов ФЦК рассказал, как он оборудовал гараж, который служит не только парковкой для машины, но и пристанищем для садовых инструментов, стола и полок для строительных инструментов, автоинструментов, стеллажей для банок с заготовками, местом для хранения коптильни, шампуров с решетками и угля, красок, а также многих других совершенно разношерстных вещей.

"Необходимо определить, какие вещи действительно являются неким страховым запасом, а какие просто жалко выкинуть, и нужно, прежде всего, расстаться с ними. Можно, например, продать через "Авито", еще и деньги получить", — подчеркнул он.

Следующий шаг — разделение зон по роду эксплуатации: погреб, стены, стеллажи, полки и ящики. Во всех зонах нужно навести порядок и поддерживать его. Для удобства можно разместить таблички (чтобы точно знать, где находятся такие мелочи как мини-тяпки, лопаточки, веревочки, шурупы и болты). Пространства необходимо оборудовать крючками, контейнерами и стеллажами разного уровня высоты.

Где еще?

Применять 5С нужно везде, где вы сталкиваетесь с долгим поиском вещей или неудобством. Если долго ищете нужные бумаги, рассортируйте их по категориям: документы — земля, документы — квартира, документы — дом, документы — дети, документы — животные, документы — авто, документы — дипломы, свидетельства, справки и т. д., документы — мужа/жены, и установите разделители.

Один из экспертов ФЦК рассказал, что 5С можно использовать даже в аптечке. "Когда маленький сын заболел, я искал нужное лекарство минут 10 (в тот момент мне показалось — очень долго). После того как нашел, увидел, что оно просрочено, побежал в аптеку, все это время ребенок мучился... После возвращения из аптеки внедрил 5С", — поделился он.

Эксперт провел сортировку всех препаратов и выбросил те, что были с истекшим сроком годности. Сгруппировал все препараты по принципам заболеваний и подписал, потом повесил на холодильник мини-чек — лист о напоминании отбраковки препаратов. "В результате время на поиск нужного препарата сейчас занимает меньше минуты", — отметил он.

Приучить к системе можно даже детей. Так, одна из сотрудниц внедрила 5С на письменном столе дочери. "У моей дочери над столом расположена полка для книжек и учебников, рядом ящик для канцелярии. В субботу утром выделяется время для сортировки: книжки сортируются на прочитанные (сдать в библиотеку) и нужные, при этом полка протирается. Вещи раскладываются по своим местам, делается фото и распечатывается на принтере. После зовется мама и наступает пятый шаг", — рассказала она.

Анна Дементьева

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/819163


07.08.2019
448
Поделиться: