Стать автором
Обратная связь

Борьба с эпидемией коронавируса или ответственность за благоустройство

Александр Попов,
управляющий партнер юридической фирмы «Паритет»

 

В Москве и Подмосковье в конце марта из-за распространения коронавирусной инфекции власти ввели обязательный домашний режим самоизоляции для всех жителей, а затем и другие ограничительные меры. Для нарушителей предусмотрены штрафы. По сведениям представителей мэрии г. Москвы, за 10 дней действия закона к административной ответственности привлечено более 3,5 тыс. граждан и организаций; общая сумма штрафов составила свыше 54 млн руб. В результате массовых обращений граждан к юристам встал вопрос, не нарушают ли сами власти действующее законодательство Российской Федерации.

 

Давайте разберемся с нормативными актами, которыми установлены штрафы.

Закон «Об общественных пунктах охраны порядка в г. Москве» дополнен:

– ч. 1 ст. 2 — п. 10 следующего содержания: «10. Обеспечение общественного порядка при введении режима повышенной готовности»;

– п. 2 ч. 2 дополнен словами «разъяснение положений нормативно-правовых актов, направленных на введение режима повышенной готовности»;

– п. 2 ст. 8 дополнен словами «осуществлять патрулирование закрепленной за общественным пунктом охраны порядка территории в целях выявления таких фактов».

 

Кодекс об административной ответственности г. Москвы дополнен:

ст. 3.18.1 следующего содержания:

«Ст. 3.18.1. Нарушение требований нормативно-правовых актов г. Москвы

1. Неисполнение требований о временной приостановке мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб., на юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

2. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов г. Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г. Москвы, в т.ч. необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 4 тыс. руб.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб.».

Также в ст. 16.6:

1) в названии слова «в области благоустройства» исключить;

2) дополнить ч. 1.1 следующего содержания:

«1.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 3.18.1 настоящего кодекса, в случае фиксации этих административных правонарушений посредством технологий электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием системы городского видеонаблюдения, технических устройств и программного обеспечения рассматриваются в порядке, установленном ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

Режим самоизоляции

Если ответственность руководителей организаций за неисполнение требований о приостановке мероприятий и работы организаций с очным присутствием граждан понятна, то ответственность граждан за необеспечение режима повышенной готовности, в т.ч. режима самоизоляции, и его нарушение, а также за использование личного транспорта вызывает большие сомнения.

Очевидно, что Указ мэра «О введении режима повышенной готовности» как нормативно-правовой акт издан с целью защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации, вызванной распространением коронавирусной инфекции, однако он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «О защите населения и территории от ЧС», целью которого, согласно преамбуле этого закона, является:

- предупреждение возникновения и развития ЧС;

- снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

- ликвидация ЧС,

но не обеспечение режима самоизоляции гражданами.

П. 9.3 указа мэра на граждан возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в т.ч. работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом; осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории г. Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в т.ч. оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 м от места проживания (пребывания); выноса бытовых отходов до ближайшего места их накопления.

Такие ограничения противоречат Конституции РФ и федеральным законам и не относятся к режиму изоляции граждан, установленному главным санитарным врачом Российской Федерации. Согласно Постановлению главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», введена изоляция для всех лиц, прибывающих из-за границы, а
Постановлением № 9 от 30 марта 2020 г. «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19» — обязательная изоляция лиц старше 65 лет. Для другой категории граждан изоляция не установлена и не рекомендована в качестве профилактических мероприятий.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
            В условиях эпидемии таким законом является Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. От 26 июля 2019 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
, согласно ст. 31 которого ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых они вводятся, устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одно дело, когда эти ограничения целесообразны для поддержания противоэпидемиологических мероприятий, а другое — когда поведение всех граждан из-за установления определенного режима становится противоправным и граждане несут ответственность за такое поведение.

Согласно административному кодексу г. Москвы, противоправным поведением гражданина называется нарушение режима самоизоляции. Такой режим можно квалифицировать как ограничение прав гражданина с принудительным определением его места пребывания; также ограничение его свободы передвижения путем запрета выхода гражданина из жилища без установленных оснований; ограничение передвижения граждан с использованием общественного или личного транспорта без регистрации и получения QR-кода (пропуска).

Указанный режим больше похож на меры обеспечения производства по делам о совершении правонарушений или преступлений, а не на защиту самого гражданина. Исходя из смысла федерального законодательства, изоляции подлежат зараженные зоны и источники заражения, а не сами граждане. Также может быть ограничен доступ граждан на территории, признанные опасными для их посещения. Таких зон распространения коронавируса также не установлено.

Несмотря на противоречия указанных региональных актов федеральному законодательству, органы власти г. Москвы и правоохранители начали активно их применять ко всем гражданам без разбору.

Стоит отметить, что все штрафы за нарушение режима самоизоляции, согласно административному кодексу г. Москвы, идут в бюджет организаций, деятельность которых никак не связана с осуществлением контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ), отвечающее за благоустройство территории Москвы; Московская административная дорожная инспекция, контролирующая правила остановки и стоянки, правила перевозки грузов и пассажиров, в т.ч. на легковых такси, соблюдение условий погрузочных и разгрузочных работ в ночное время.

Каким образом меры обеспечения защиты граждан от эпидемии, на которые государство должно выделять денежные средства, стали доходной статьей по благоустройству, непонятно.

 

Ограничения при передвижении на общественном и личном транспорте

Также незаконным является и привлечение граждан к административной ответственности за нарушения режима изоляции при передвижении на общественном и личном транспорте без QR-кода (пропуска), фиксация которых осуществляется посредством электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием системы городского видеонаблюдения, технических устройств и программного обеспечения в порядке, установленном ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во-первых, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, во-вторых, согласно ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, процессуальный порядок оформления административных правонарушений без составления протокола осуществляется только в случае выявления административного правонарушения в области правил дорожного движения или в сфере благоустройства территории. Поэтому применение видеокамер с целью выявления нарушителей самоизоляции является незаконным.

Действующие Правила дорожного движения в Российской Федерации также не содержат требований, согласно которым граждане вправе использовать транспортные средства только после получения QR-кода, в связи с чем отсутствие такого кода не является правонарушением.

Таким образом, установленные штрафы не имеют отношения к борьбе с коронавирусом, а направлены на пополнение бюджета профильных организаций.

 

При оформлении протоколов об административной ответственности за нарушение режима самоизоляции рекомендуем в графе «Объяснения правонарушителя» указывать свое несогласие с выявленным нарушением в связи с незаконным установлением ограничений свободы гражданина, предусмотренной Конституцией РФ, а также несоответствием указов мэра и административного кодекса г. Москвы Конституции РФ и федеральным законам РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении стоит активно защищать свои права, при необходимости привлекая юристов. В случае вынесения постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа необходимо обжаловать его в течение 10 дней в суде, с одновременным направлением жалобы в прокуратуру РФ и уполномоченному по правам человека в РФ.  

 

Наша справка

В связи с ухудшением обстановки, связанной с распространением коронавирусной инфекции, на основании указов мэра Москвы приостановлены деятельность организаций, проведение массовых мероприятий, запрещены посещения парков, скверов и других общественных мест. При посещении организаций торговли и других разрешенных мест, а также при нахождении в общественном транспорте установлена социальная дистанция. Для граждан, прибывших из стран, где зафиксированы случаи заболевания коронавирусной инфекцией; граждан, у которых выявлено это заболевание и которые контактировали с заболевшими, а кроме того, для лиц в возрасте старше 65 лет установлен режим самоизоляции по месту жительства (пребывания). Остальных граждан обязали не покидать свои жилые помещения без необходимости. Передвижение на общественном и личном транспорте допускается только при получении гражданами специального пропуска.

За нарушение установленного режима повышенной готовности на территории г. Москвы Мосгордумой приняты Закон г. Москвы № 6 от 1 апреля 2020 г. «О внесении изменений в пп. 2 и 8 Закона г. Москвы от 10 декабря 2003 г. № 77 «Об общественных пунктах охраны общественного порядка в г. Москве»; Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях», которыми введены штрафы за нарушение режима самоизоляции.

 


ВРЕЗЫ

Режим самоизоляции можно квалифицировать как ограничение прав гражданина с принудительным определением его места пребывания

Незаконным является и привлечение граждан к административной ответственности за нарушения режима изоляции при передвижении на общественном и личном транспорте без QR-кода

Применение видеокамер с целью выявления нарушителей самоизоляции является незаконным

Установленные штрафы не имеют отношения к борьбе с коронавирусом, а направлены на пополнение бюджета профильных организаций


03.05.2020
448
Поделиться: