Стать автором
Обратная связь

Как пандемия изменила структуру российского экспорта

Параллельно со снижением поставок на зарубежные рынки продукции машиностроительного, химического, лесопромышленного комплексов серьезный рост показали фармацевтический сектор и легкая промышленность. Об этом сообщил директор департамента регулирования внешней торговли и поддержки экспорта Минпромторга России Андрей Цемахович.
На подъеме сейчас и экспорт продуктов питания. По словам председателя Уральской торгово-промышленной палаты Андрея Беседина, в этом году РФ в 2,7 раза увеличила экспорт свинины, в 2,3 раза - другого мяса, сливочного масла - на 50 процентов, молока - на 30. Российские аграрии активно продавали зерно в Турцию и мед в Узбекистан.
Сегмент, судя по всему, перспективный: его осваивают даже те регионы, для которых пищепром никогда не был сильной стороной. К примеру, на международный рынок вышли несколько предприятий агропромышленного комплекса Свердловской области, в числе птицефабрика и пивзавод.
Что касается традиционной для Среднего Урала продукции - металлургической - то здесь сокращение экспорта, конечно, наблюдается: по итогам первого полугодия оно составило четыре процента (до 3,4 миллиарда долларов), но связано это в основном со снижением цен на металлы на мировых рынках. Так, сталь в 2020 году подешевела на 19 процентов, алюминий - на 16, медь - на 15. Снизились объемы поставок из-за остановки производств в Европе, США и Китае. В то же время поставки машиностроительной продукции, составляющей 26 процентов от всего объема свердловского экспорта, вырос в 1,6 раза. Продажи медоборудования, которое ввозили в США, Узбекистан, Казахстан, Белоруссию и Индонезию,- в 20 раз, оборудования для переработки минеральных веществ - в 10, прокатного оборудования - на 38 процентов.
Сложная экономическая ситуация, в которой страны стараются сконцентрироваться на поддержке собственных производителей, конечно, осложняет экспорт, но проблемы решаемы. Недооценен у нас и рынок закупок Организации Объединенных Наций, который в прошлом году составил почти 20 миллиардов долларов. Россия сейчас занимает 15 место по объему поставленной ООН продукции (менее 300 миллионов долларов), а, скажем, Йемен - на десятом.То есть возможности для наращивания экспорта есть. Главное, чтобы у бизнеса было желание выходить на рынки других стран. Пока далеко не все компании готовы этим заниматься даже при наличии спроса, господдержки и максимально комфортных условий.
Сейчас, по словам экспертов, созданы и создаются комфортные как никогда ранее условия для поставок продукции за рубеж. К примеру, доработан вопрос о компенсации затрат на сертификацию продукции, выводимой на зарубежные рынки. Если раньше эта мера поддержки не покрывала стоимость клинических испытаний вакцин и фармпрепаратов, сейчас ситуация меняется. Идет работа и над методикой субсидирования затрат на железнодорожные перевозки внутри страны и создание сервисных центров послепродажного обслуживания. И все же потенциальные экспортеры на удивление пассивны.



Источник: Российская газета

19.10.2020
448
Поделиться: