Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Производитель самых передовых инструментов для создания микросхем, совместно с музеем Ван Гога разработал 3D-сканер для создания цифровых двойников шедевров самого известного художника Нидерландов. Характерной чертой стиля Винсента Ван Гога была техника «импасто» — нанесение густого, фактурного слоя краски. Так появился «Проект Импасто», в рамках которого ASML и музей создали сканер, способный захватывать мельчайшие детали картин с объёмом данных около 100 ГБ на каждое произведение.
Кураторы музея Ван Гога мечтали создать нечто вроде «Google Maps для картин» и обратились к местному технологическому гиганту ASML. Как оказалось, технологии компании, известной своими литографическими машинами, идеально подошли для детального 3D-сканирования.
«Мы создаем не только оборудование для чипов, — объяснил руководитель отдела метрологии исследований ASML Мартен Фонкен. — Мы также разрабатываем инструменты для измерения точности этих машин». Пилотный проект стартовал в 2017 году, а в 2019-м сотрудничество было расширено. Работа продолжается, и партнёры планируют развивать «Проект Импасто» как минимум до 2028 года.
Сканер размером с обувную коробку перемещается по направляющим и делает десятки снимков каждого фрагмента картины. Каждый участок фотографируется четыре раза под разными углами, что позволяет программному обеспечению рассчитывать толщину слоя краски по теням. Готовый 3D-скан занимает около 100 ГБ данных.
Оборудование обычно работает с нанометровой точностью, но для сканирования картин потребовалась адаптация технологий под масштаб в 100 000 раз больше. Помимо создания цифровых двойников, сканер позволяет автоматизировать проверку состояния картин перед и после их передачи другим учреждениям. Компания рассматривает проект как часть своей социальной миссии, инвестируя около 100 млн долл. (примерно 8,3 млрд рублей) в локальные инициативы. В проекте задействовано 10–15 сотрудников компании, а его годовой бюджет составляет «несколько миллионов». Посетители музея Ван Гога теперь могут увидеть сканирующее оборудование в новом научном центре, где демонстрируются технологии сохранения искусства.