Стать автором
Обратная связь

Иностранные компании тратят на персонал почти вдвое больше, чем российские

Иностранные компании тратят на персонал почти вдвое больше, чем российские. И отдачи от сотрудников добиваются не в пример большей, чем российские компании. Это показали результаты исследования КПМГ "Бенчмаркинг системы управления персоналом-2010".

Так, расходы на персонал в расчете на одного сотрудника в иностранных компаниях более чем в два раза выше, чем в российских (727 089 рублей на человека против 309 225 рублей), а выручка на одного сотрудника в иностранных компаниях в 1,8 раза выше, чем в российских. При этом коэффициент окупаемости инвестиций в персонал в иностранных компаниях оказался существенно выше (622,44%, или 6,22), чем в российских (213,91%, или 2,14). Значение этого коэффициента определяет доход, полученный на каждый рубль, инвестированный в персонал.

Возникает закономерный вопрос, почему в иностранных и российских компаниях такой разный подход в расходах на персонал? Как объясняет Ирина Антоненко, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ", в большей своей части иностранные компании платят рыночную зарплату, иногда она может быть немного меньше, нежели на аналогичной позиции в российской компании, но совокупный доход сотрудника с учетом соцпакета все же зачастую превышает показатели в росcийских компаниях. "Думаю, что наши организации пока еще не считают нужным увеличивать свои расходы для формирования соцпакета, многие работодатели считают, что для кандидата важнее "реальные" деньги, но не стоит забывать, что когда сотрудник достигает определенного, достаточного для него уровня дохода, помимо зарплаты на эффективность его работы и лояльность к компании начинают влиять и другие, в том числе нематериальные факторы, - говорит она. - Надеюсь, со временем и российским работодателям будет привита культура предоставления сотрудникам расширенного соцпакета".

Выручка на одного сотрудника в иностранных компаниях в 1,8 раза выше, чем в российских

Основными составляющими элементами в структуре расходов на персонал, по данным исследования, являются расходы на оплату труда, расходы на льготы, обучение и развитие, на подбор сотрудников и охрану труда. Наибольший удельный вес в совокупных расходах составляют расходы на оплату труда (93,26%). Все остальные статьи расходов существенно меньше: льготы - около 4,28%, обучение и развитие - 0,79%, охрана труда - 0,59%, подбор персонала - 0,42%.

В иностранных компаниях, по данным исследования, доля расходов на оплату труда в структуре расходов на персонал меньше, чем в российских (88,17% против 96,35%), в то время как доля расходов на льготы больше.

"Стандарты западных компаний, несомненно, в лучшую сторону отличаются от российских своей структурированностью, четкостью, хотя есть российские компании, которые могут дать "фору" любой западной, - считает Елена Попова, руководитель отдела "Банки и финансы" рекрутингового агентства Penny Lane Personnel. - Хочу напомнить, что размер зарплаты мотивирует человека в течение первых четырех месяцев, потребности у человека все время растут, соответственно, зарплата должна расти. Однако размер зарплаты никогда не являлся залогом эффективной работы".

Как же приблизиться к прогрессивным западным стандартам? Ирина Антоненко считает, что российским компаниям нужно пересмотреть в целом свой подход к оплате труда. "Безусловно, чтобы показатель эффективности окупаемости затрат на персонал возрос, необходимы вложения в сотрудников. И ждать сиюминутной отдачи не стоит. Обучение персонала, проведение разнообразных профтренингов и др. обязательно отразится на уровне доходов компании, но со временем, - предупреждает эксперт. - Поэтому российские работодатели должны запастись терпением и "свободными" денежными средствами, которые они будут вкладывать в развитие персонала".

Источник: Российская газета

03.06.2011
448
Поделиться: