Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиОптимизация периодичности, объемов и методов работ при обслуживании и ремонте техники до конца ее жизненного цикла позволяет наиболее полно и с наименьшими издержками осуществлять использование любой техники. Это относится и к технике АПК, где разрушение инженерной службы привело и к нарушению порядка эксплуатации машинно-тракторного парка. Поэтому необходимо упорядочить требования к технической эксплуатации машин АПК в соответствии с современным положением, для чего в работе ТК 284 пересматривается ГОСТ 20793-2009 Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание.
Аннотация: Оптимизация периодичности, объемов и методов работ при обслуживании и ремонте техники до конца ее жизненного цикла позволяет наиболее полно и с наименьшими издержками осуществлять использование любой техники. Это относится и к технике АПК, где разрушение инженерной службы привело и к нарушению порядка эксплуатации машинно-тракторного парка. Поэтому необходимо упорядочить требования к технической эксплуатации машин АПК в соответствии с современным положением, для чего в работе ТК 284 пересматривается ГОСТ 20793-2009 Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание.
В 1983 г. был введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 20793-81 «Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание». Стандарт впервые унифицировал виды, периодичность, основные правила и требования к проведению технического обслуживания (ТО) тракторов, комбайнов и других машин для полевых работ. Реализация требований стандарта повысила надежность и работоспособность машинно-тракторного парка (МТП) АПК. Так коэффициент технической готовности тракторного парка был повышен до 0,92, а в некоторых регионах по энергонасыщенным тракторам Кировец и Т-150К до 0,95-0,97.
Совершенствованием стандарта стал ГОСТ 20793-86. Однако с конца 80-х гг. произошли изменения в политической и экономической организации страны. Они наиболее негативно отразились на инженерной службе АПК, она крайне ослабла, потеряна её наиболее эффективных государственных организаций в РФ и в странах СНГ. МТП АПК значительно «износился», резко сократился и изменился по составу. Для его сохранения требуется расширение рекомендаций по предотвращению отказов и неисправностей машин, использование органолептических методов контроля, повышение ресурса и работоспособности машин приемами триботехники.
Сложившееся положение потребовало своевременной корректировке ГОСТ 20793 для отражения новых форм организации и приемов ТО для МТП АПК. В середине 90-х гг. в ГНУ ГОСНИТИ была предпринята попытка пересмотра стандарта. Однако с опозданием материалы идеологии сервиса в АПК начала 90-х гг. были изложены только в межгосударственном стандарте ГОСТ 20793-2009, введенном в действие лишь с 01.05.2011 г.
В этом стандарте рекомендации по организации и проведению ТО для МТП АПК естественно не соответствуют современным требованиям и требуют доработки. Так, например:
Пересмотр стандарта ГОСТ 20793-2009 был предусмотрен в плане работ Госстандарта России, но из-за упразднения ТК 377 эти работы перешли к ТК 284 на 2017 г.
В современном стандарте следует учесть:
во-первых, расширение видов ТО в соответствии с указаниями руководств по эксплуатации машин, регламентное проведение ТО перед интенсивными полевыми работами, привязка сложных видов ТО к смене масел;
во-вторых, значительное удорожание материальных затрат (машин, запасных частей, топлива, масел) и удешевлением труда в работах по повышению ресурса машин и снижению издержек от их отказов диктует необходимость нетрадиционного обслуживания МТП, уменьшения периодичности ТО и расширения перечня работ по защите агрегатов от загрязнений, обводнения, как главных причин их повышенного изнашивания, при этом, совмещая ТО с неотложными работами ТР. При учащении и увеличении объема ТО обеспечивается повышение работоспособности систем защиты агрегатов, возможно продление ресурса безаварийной работы машин до предельного состояния и резкое снижение эксплуатационных затрат [1];
в-третьих, введение регламентного экспресс-контроля масел по «капельной пробе» при всех видах ТО. В ГОСТ 20793 контроль масел не предусмотрен, хотя их показатели позволяют упреждающе выявлять рост интенсивности изнашивания агрегатов, ее причины, своевременно назначать операции ТО для их «санации»[1].
в-четвертых, использование современных приемов существенного (в 3-5 раз) повышения межремонтного ресурса изношенных агрегатов и повышения их работоспособности комплексом очистительных, профилактических, ремонтно-восстановительных составов [2, 3].
В дополнение к совершенствованию стандарта ГОСТ 20793 в НТД на техническую эксплуатацию машин для более полного их обслуживания, безразборного восстановления работоспособности и повышения межремонтного ресурса их агрегатов необходимо предложить проведение новых работ ТО, например:
На этапе ремонта, при превышении допускаемых или достижении предельных значений ресурсных параметров для компенсации износа, продления ресурса и восстановления работоспособности самой различной техники целесообразно использовать выше названные ремонтно-восстановительные трибосоставы. При малых концентрациях их вводят примерно через месяц эксплуатации машин до трех раз, а концентрациями 2-3 % - однократно. Масло с высокой концентрацией трибосостава после непродолжительной обработки агрегата заменяют свежим.
Примером эффективности новых элементов ТО является «безразборный ремонт» дизеля ЯМЗ-240Б трактора К-701 в СХП «Коелгинское» Миасского р-на Челябинской обл., выполненный сотрудниками ФГОУ ВО ЧГАУ. Здесь трактору, отработавшему 18 мес. от капитального ремонта, вместо замены ЦПГ трехкратным вводом трибосостава от НПЦ «Руспромремонт» эксплуатацию успешно продлили на 32 мес., т.е. до 50 мес. [2].
Несмотря на перспективность нетрадиционного обслуживания (безразборный ремонт, зарожденный в нашей стране в конце 80-х гг., используется в Японии, Финляндии, Германии, Китае, Швеции, на Украине) в АПК РФ оно используется крайне незначительно по причинам:
При обслуживании машин следует учитывать, что с изнашиванием ДВС и снижением давления масла по любым причинам целесообразно переходить на более вязкие масла. При сезонной работе машин следует отказываться от всесезонных масел, которые эффективны в основном для пуска ДВС в холодный период. Через 50-100 ч работы вязкость этих масел на жидкой базе с загущающими присадками уменьшается на 25-50 %, что повышает пусковой износ двигателей и сокращает ресурс масел [1, 2].
На каждом предприятии должен быть специалист - инженер по качеству и ценовой политике топливо-смазочных материалов, входного их контроля, правильного использования, диагностирования техники по показателям масел. При этом дорогие масла, не пригодные только из-за загрязнения, но с большим запасом рабочих свойств, следует очищать и, учитывая показатели, полученные доступными способами, повторно использовать по пониженному классу качества.
Владельцы техники должны применять дополнительные меры по защите систем смазки ДВС и гидроагрегатов от загрязнений, что резко повышает ресурс агрегатов и масел.
В технической эксплуатации МТП следует возрождать инструментальное диагностирование, полнее использовать службу Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства для дополнительного диагностирования и обслуживания машин.
При совершенствовании ГОСТ 20793 следует предусмотреть сложившиеся формы организации и новые технологии ТО, текущего ремонта и диагностирования машин:
Вместе с инструментальным контролем в стандарте должны быть рекомендации по органолептическому диагностированию, в котором с началом машинной эры накоплен значительный арсенал приемов контроля, выявления мест отказа и причин неисправностей агрегатов [1].
Для пересмотра ГОСТ 20793-2009 поступили предложения от 18 российских и двух зарубежных ученых и специалистов АПК, но мало отзывов от практиков. Только в Башкирском ГАУ обобщен опыт Башкортостана по обслуживанию импортной техники, где все работы ТО сгруппированы в два уровня:
Для выполнения работ первого уровня поставщик машин проводит мастер-класс обслуживания машин на предприятии, обеспечивая его соответствующей нормативно-технической документацией (руководства по эксплуатации, технологические карты, карты смазки и т.п.).
При втором уровне, кроме регламентных работ по требованиям изготовителя, проводится регламентное диагностирование, что позволяет заблаговременно организовывать ремонт машин. По договору с поставщиком услуг состав работ по обоим уровням конкретизируется.
В пересмотренном стандарте следует отразить рекомендации по диагностированию ДВС перед их «безразборным ремонтом» по этапам:
Примечание:
В диагностировании ДВС без бортовых систем контроля возможно использовать:
Выводы
Ключевые слова: обслуживание, диагностирование, контроль масел, безразборный ремонт.
Список использованных источников
Сведения об авторах:
Annotation: Optimization of periodicity, species, volumes and methods of execution of works for maintenance and repairs to the end of its life cycle allows most fully and with the least unit costs to implement the use of any equipment. This applies to the technique of agriculture, in which the destruction of the engineering service and led to the destruction of the order of operation of the entire machine-tractor park. Therefore there is a need to regulate the technical operation of machinery agriculture in accordance with the current state of the industry, which is revised standard GOST 20793-2009 Tractors and agricultural machines. Maintenance.
References
Хотите добиться успеха?
Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |