Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиКрупнейший орган по сертификации СЕРКОНС создан более 20 лет назад. Многие эксперты компании имеют ученые степени и звания, а также многолетний опыт работы на предприятиях топливно-энергетической, строительной, металлургической, автомобильной отраслей.
Рядом с ними трудятся молодые и энергичные специалисты. О различных сторонах деятельности ГК «СЕРКОНС», взглядах его руководства на значение гармонизации стандартов, о сертификации и испытаниях колесных транспортных средств, создании и развитии нового лабораторного центра, а также о личном отношении к автомобилям с председателем правления СЕРКОНС В.А. СМИРНОВЫМ беседовала специальный корреспондент РИА «Стандарты и качество» И.Б. ЕФАНОВА.
Крупнейший орган по сертификации СЕРКОНС создан более 20 лет назад. Многие эксперты компании имеют ученые степени и звания, а также многолетний опыт работы на предприятиях топливно-энергетической, строительной, металлургической, автомобильной отраслей.
Рядом с ними трудятся молодые и энергичные специалисты. О различных сторонах деятельности ГК «СЕРКОНС», взглядах его руководства на значение гармонизации стандартов, о сертификации и испытаниях колесных транспортных средств, создании и развитии нового лабораторного центра, а также о личном отношении к автомобилям с председателем правления СЕРКОНС В.А. СМИРНОВЫМ беседовала
специальный корреспондент РИА «Стандарты и качество» И.Б. ЕФАНОВА.
— Владимир Анатольевич, как бы вы хотели представить свою организацию нашим читателям? Откуда появилось ее название и что оно означает?
— Компания СЕРКОНС основана в 1996 г. На сегодняшний день это ведущая российская компания в области сертификации и экспертизы промышленной безопасности. По моему мнению, она занимает первое место в рейтинге органов по сертификации России. Кроме того, предприятие проводит консалтинг по вопросам сертификации (в том числе по внедрению системы менеджмента качества).
Собственно, название СЕРКОНС представляет собой соединение этих двух слов — «сертификация» и «консалтинг».
Штат компании насчитывает более 1400 экспертов и специалистов в сфере сертификации, в ее структуре — собственные лаборатории с уникальным парком оборудования, отделы технической документации, экспертизы промышленной безопасности.
Компания успешно зарекомендовала себя на мировом рынке, ведь представительства СЕРКОНС открыты в Германии, Италии, Швейцарии, Турции, США, Японии, Южной Корее и Казахстане. А в России наши филиалы развиваются в крупнейших городах — Санкт-Петербурге, Калининграде, Ростове-на-Дону и многих других.
У СЕРКОНС очень широкая область аккредитации, и мы всегда находим общий язык с представителями любых заводов.
Можно ведь подходить к работе формально, но мы понимаем, что у сертифицируемой стороны возможны ошибки, и если их можно исправить в течение недели, мы даем время для проведения коррекции. Однако в итоге мы должны получить правильный протокол испытаний, на основании которого будет выдан сертификат соответствия. Если недочеты серьезные и требуют длительного времени и усилий для их исправления, то заявка возвращается заявителю.
— Какую проблему вы бы выделили в качестве системообразующей в области сертификации продукции?
— Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Членство в ВТО возложило на страну ряд новых обязанностей. В частности, в Соглашении по техническим барьерам в торговле указано, что мы должны разрабатывать свои технические регламенты и национальные стандарты на основе требований международных стандартов. Этими требованиями мы раньше могли пренебрегать, а они ведь направлены на снижение торговых барьеров, и именно эти условия позволят вывести нашу продукцию на мировой рынок.
Таким образом, гармонизация отечественных документов — и прежде всего межгосударственных (ГОСТ) и национальных стандартов (ГОСТ Р) — приобретает важнейшее значение.
На ее основе должны быть сформулированы правила, которым мы должны следовать.
Гармонизация стандартов может обеспечивать взаимное понимание результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах, способствовать заключению соглашений по сертификации, повышению качества продукции, оптимизации затрат материальных и энергетических ресурсов, повышению эффективности мер по безопасности труда и защите окружающей среды. Это крайне важно для расширения взаимовыгодного обмена товарами и услугами и приобретает особый смысл в условиях членства России в ВТО и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Требования ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», например, гармонизированы с требованиями действующих 124 правил ЕЭК ООН. Но необходимо, чтобы не только технические регламенты, но и стандарты, обеспечивающие соблюдение их требований, также были гармонизированы с ними.
Мы должны правильно пользоваться этой системой и не уходить от нее в сторону. Например, существует правило № 13 ЕЭК ООН, регулирующее эффективность тормозных систем (сейчас к нему принято уже 10 или 11 дополнений и поправок). Мы это правило приняли как обязательное в техническом регламенте. Регламент содержит требования к продукции, но есть еще и стандарты, которые включают такие важные параметры, как методика проведения испытаний, оборудование, необходимое для измерений и т.п. Существовала практика, когда в России правила ЕЭК ООН по колесному транспорту принимались как государственные, а потом национальные стандарты. Было бы полезно делать это и в отношении межгосударственных стандартов.
— К сожалению, перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, часто не дают однозначного ответа, соблюдение требований какого стандарта обеспечит соблюдение требований технических регламентов.
Нередко там приводятся уже отмененные межгосударственные стандарты или национальные стандарты одной из стран-членов ЕАЭС. Как СЕРКОНС выходит из этой ситуации?
— Тут надо дать пояснения, как происходит сертификация в каждом конкретном случае. Мы не всегда проводим испытания. Иногда основываемся на одобрении типа транспортного средства (ОТТС). Если запасные части или узлы используются на производстве автомобилей и заказчик предоставляет нам подтверждение от производителя, то на основании ОТТС мы можем выдать сертификат на ввоз данного изделия. Если нет такой возможности и заявитель не является поставщиком на главный конвейер, то необходимо проводить испытания.
Вообще деятельность по доработке перечней, на мой взгляд, будет длительной. Разработка стандартов — тяжелый труд. Он требует не только высокой квалификации в данной предметной области, но и владения техническим языком, даже определенного склада характера. А когда речь идет о согласовании требований стандартов межгосударственных, задача усложняется за счет необходимости согласования требований разных стран. Ведь каждая из них пытается внести свои поправки, и согласовать их нелегко. Тем более что сейчас к ЕАЭС присоединились еще две страны — Республика Армения и Кыргызская Республика. Несмотря на то что они также являются членами Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, когда речь идет о стандартах, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, с их стороны могут появиться новые замечания и предложения.
— Деятельность СЕРКОНС охватывает широчайшую номенклатуру продукции. Какое место в ней занимают сертификация и испытания колесных транспортных средств?
— Сейчас СЕРКОНС делает упор на сертификацию и испытания автомобилей. Конкуренция в этой области очень жесткая. Как известно, все транспортные средства и большинство комплектующих к ним в России подлежат обязательной сертификации. Проверке подвергается и транспорт, который импортируется из других стран — эта услуга находит спрос на рынке. Нам приходилось работать с такими крупными клиентами, как Porsche, BMW, IVECO и Maserati.
По нашим оценкам, сейчас объем заявок, поступающих на сертификацию продукции согласно требованиям ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», составляет примерно 30%.
Мы также работаем над освоением ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним». Надеемся, что это выведет нас на лидерские позиции рынка сертификации транспортных средств.
— Все ли положения ТР ТС 018/2011 на сегодняшний день охвачены СЕРКОНС?
— Область аккредитации охватывает практически полностью перечень запасных частей и компонентов для колесных транспортных средств, изложенных в техническом регламенте. Отсутствует только сертификация автомобиля в сборе. На уровень безопасности транспортного средства влияет работа входящих в него компонентов. Так, например, наличие в комплектации автомобиля таких деталей, как подогрев стекол и зеркал, мониторинг зон дорожной разметки и знаков, повышает его безопасность на дорогах. Таким образом, сертификация комплектующих и запасных частей в целом определяет степень надежности транспортного средства.
В ближайшей перспективе мы планируем охватить все требования ТР ТС 018/2011, включая свидетельство о безопасности колесных транспортных средств и одобрение типа транспортных средств. Таким образом, нам не придется обращаться к услугам сторонних организаций на рынке сертификации.
— Владимир Анатольевич, в ваших ответах слышно очень личное отношение к автомобилям, это так?
— Да. Автомобиль — это моя радость и мое хобби. Я начал водить машину с одиннадцати лет — и до сих пор не могу накататься. Каким бы я ни был усталым, сажусь в автомобиль и сразу обретаю энергию и силы.
После окончания Московского автомеханического института я работал на АЗЛК. Свою диссертацию готовил на автополигоне НАМИ в Дмитрове. В те годы Дмитровский полигон был единственным местом, где можно было провести комплексные испытания автомобилей. Он обладал уникальными дорогами.
Но оборудование для испытаний мы привозили свое, заводское. Оно было современным и очень качественным по тем временам. Я вспоминаю, как после длительных ресурсных испытаний раскладывал автомобиль по отдельным деталям и показывал директору завода, какие части изнашивались в процессе эксплуатации. Могу сказать, что я честно выполнял свой инженерный долг.
После принятия законов Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и «О безопасности дорожного движения» стали создаваться первые системы сертификации, в том числе автомобилей.
Мне довелось участвовать в создании Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов в рамках Системы ГОСТ Р, введенной в действие в 1992 г.
— Какое влияние на сертификацию колесных транспортных средств, проводимую СЕРКОНС, оказало введение в эксплуатацию многофункционального испытательного центра в г. Чехове?
— СЕРКОНС обладает огромным парком оборудования. В первую очередь мы стараемся провести оснащение теми видами технических средств, которые чаще всего востребованы согласно собираемой нами статистике.
Так, например, для автомобильных стекол, шин, ремней безопасности, детских сидений и т.п. выдается сообщение об официальном утверждении типа. Все эти изделия имеют европейские сертификаты. На их основании мы выдаем свои сертификаты. В этих случаях мы не проводим испытаний.
А вот запасные части и узлы, которые выпускаются обособленно от основного производства автомобиля, обязательно должны подвергаться тестированию.
Мы знаем все испытательные лаборатории на территории Москвы и всей России и, если у нас не хватает оборудования, обращаемся к ним. Однако конкуренция сейчас очень жесткая, поэтому многие испытательные лаборатории с меньшей охотой берут в работу заказы от конкурирующих органов по сертификации.
Иметь собственную современную испытательную базу гораздо целесообразнее. На территории в 5 га в г. Чехове уже построены три здания лабораторного комплекса «ПромМаш Тест» (входит в ГК «СЕРКОНС»). В данный момент продолжается их оснащение.
Наш испытательный центр располагает стендами для тестирования продукции на соответствие требованиям более 12 регламентов Таможенного союза. Начало работы «ПромМаш Тест» и, в частности, лаборатории испытаний колесно-транспортных систем позволило нам охватить максимальный объем работ для испытаний продукции на соответствие ТР ТС 018/2011.
В данный момент у нас имеются установки, аналогов которым нет во всей России. Например, нагружательный стенд позволяет одновременно испытывать до шести различных предметов автомобильных запасных частей. Он состоит из гидравлической станции, которая развивает мощность до 250 атмосфер, и гидроцилиндров, создающих нагрузку для испытуемых образцов.
Также есть стенд для проведения испытания дисков колес под углом 13 градусов, который определяет их надежность и прочность в случае наезда на препятствие — бордюр тротуара или камень. Диски в нашей лаборатории проходят испытания и в пылевой камере, что позволяет определить степень их разрушения при воздействии различных реагентов и солевых растворов.
Испытания как дизельных, так и бензиновых двигателей мощностью до 250 л.с. проводятся на оборудовании, благодаря которому, кроме мощностных параметров, мы можем определять экологические значения выхлопа.
Парк оборудования в г. Чехове развивается по мере освоения элементов испытаний. Мы наращиваем количество стендов, соответственно, можем увеличивать и область аккредитации самого СЕРКОНСа на право выдачи сертификатов соответствия.
В сентябре в Шанхае прошла международная выставка оборудования и технологий тестирования, оценки и контроля качества транспортных средств, и наши специалисты работали на ней, чтобы выбрать лучшие образцы. 12 европейских заводов уже пригласили нас для предметных переговоров о поставке стендов. Несмотря на высокий уровень американской техники, практика показала, что удобнее работать именно с европейским оборудованием, чтобы избежать доработки программного обеспечения, требований по выбросам, по свету и т.п.
— Гармонизации стандартов, о которой мы с вами говорили, способствует участие стран в работе организаций, разрабатывающих международные стандарты. Следите ли вы за деятельностью Всемирного форума по гармонизации требований к механическим транспортным средствам ЕЭК ООН (WP29)?
— Конечно. Все решения и постановления, которые принимает Форум, очень важны, так как содержат рекомендации по ужесточению или уточнению технических требований и методов испытаний.
Они рекомендованы к использованию в национальном техническом законодательстве и способны привести к упрощению международной торговли благодаря применению единых методов испытаний.
Требования правил ЕЭК ООН должны совпадать с требованиями российских национальных стандартов, что обеспечивает единообразие качества продукции. Если говорить о ТР ТС 018/2011, то в данный момент включенные в него технические требования совпадают с требованиями национальных стандартов России. Однако не все стандарты гармонизированы между собой в пределах разных государств ЕАЭС.
Наша задача состоит в том, чтобы при проведении испытаний запчастей и узлов автомобиля подвергать их тем нагрузкам, которые предусмотрены в правилах ЕЭК ООН, а также межгосударственных (а при их отсутствии национальных) стандартах.
Поэтому мы к гармонизации относимся внимательно и следим за тем, чтобы все позиции, связанные с деталями, влияющими на безопасность движения автомобиля, полностью соответствовали правилам ЕЭК ООН.
— Развитие СЕРКОНС, несомненно, требует квалифицированного штата сотрудников. Каким образом вы подходите к поиску специалистов?
— К сожалению, даже профильные московские вузы зачастую не могут порекомендовать выпускников, которые в состоянии решить конструкторские задачи. Нам удалось наладить контакт с кафедрой колесных машин МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Там существует практика, при которой студенты в процессе обучения выполняют заказы предприятий. Ведь, кроме сложного испытательного оборудования, нам зачастую нужны стенды, которые вполне можно собрать на базе существующей у нас техники. Однако для их создания нужны конструкторские расчеты. Надеемся, что сотрудничество с МГТУ им. Н.Э. Баумана позволит нам увеличить инженерный состав проектировщиков и испытателей.
— Но в СЕРКОНС ведь есть свой учебный центр.
— Да, действительно, и называется он Академия «СЕРКОНС», но в нем преподают основы самого процесса сертификации.
И мы учим, как проводить мониторинг рынка, как общаться с заказчиками (это тонкая работа).
— СЕРКОНС активно работает в системах добровольной сертификации. Как вы оцениваете инициативу Росстандарта по созданию национальной системы сертификации на принципах добровольного участия и ответственности?
В компании создана собственная система добровольной сертификации «Имидж и деловая репутация». Кроме того, СЕРКОНС работает в системах добровольной сертификации «СертПромБезопасность», «СпортБезопасность», ИСМ «Альянс Сертификейшн», «СейсмоБезопасность».
Однако сейчас отсутствуют равные условия конкуренции между ответственными и непорядочными участниками добровольной сертификации. На рынке наблюдается хождение множества поддельных сертификатов, не подтвержденных реальными испытаниями. Это сказывается на отношении к стандартам и подвергает потребителей риску столкнуться с некачественной продукцией.
Очень важно, чтобы система сертификации была прозрачной и вызывала доверие у потенциального клиента или покупателя.
С появлением национальной системы сертификации, адаптированной под международные правила, мы можем получить новые возможности для производства и экспорта товаров на международные рынки.
Поэтому инициативу Росстандарта по созданию национальной системы сертификации на принципах добровольного участия и ответственности мы поддерживаем.
Хотите добиться успеха?
Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |