Архив номеров

Внутренний финансовый контроль в системе менеджмента качества органа власти

В современной экономике возрастает необходимость консолидации усилий и мер публично-правовых образований, направленных на формирование условий для восстановления экономического роста и повышения качества жизни населения.  Особое значение приобретает система  менеджмента качества (СМК) в органах исполнительной власти и управления, это база для эффективного выполнения ими своих функций.
Настоящее исследование сосредоточено на разработке мер по совершенствованию риск-менеджмента, нацеленного на снижение потерь доходов бюджета публично-правового образования, как элемента СМК органов исполнительной власти.

В процессе решения задач для достижения указанной цели исследования авторами был проведен анализ исполнения положений ГОСТ Р 56577—2015 «Системы менеджмента качества органов власти. Требования» в качестве документа, учитывающего специфику функционирования органов власти при установлении требований к СМК1. Названный документ направлен на реализацию процессного подхода, характеризуемого в нем как «применение в органах власти системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата». Цикл PDCA2, который может быть использован по отношению к любому процессу, указанным стандартом определяется как: планирование — разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой органа власти; осуществление — внедрение процессов; проверка — постоянные контроль и измерение процессов в сравнении с политикой, целями и требованиями на процессы, доведение информации о результатах; действие — выполнение действий по постоянному улучшению показателей процессов. С последними двумя этапами из перечисленных в полной мере корреспондируют положения Бюджетного кодекса РФ, которые, регламентируя направленность внутреннего финансового контроля органа власти — главного администратора доходов, позволяют его идентифицировать как инструмент риск-менеджмента по отношению к процессам администрирования доходов бюджета. Механизм действия данного инструмента и являлся предметом исследования, результаты которого представлены в данной статье.
Объектом исследования выбран Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее — комитет), на примере функций которого как главного администратора доходов от управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга рассмотрена проблема внутреннего финансового контроля в качестве инструмента риск-менеджмента в СМК органа исполнительной власти субъекта РФ.
Структура и объем доходов, администрируемых комитетом, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Структура доходов, администрируемых Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга


Источник дохода

2015 г.

2016 г.

2017 г.

млн р.

уд. вес, %

млн р.

уд. вес,
%

млн р.

уд
вес, %

Дивиденды по акциям, принадлежащим субъектам РФ

158,6

0,7

230,7

0,9

525,2

2,4

Доходы от аренды имущества за исключением зданий-памятников

4784,2

20,2

3868,5

14,9

3241,4

14,6

Доходы от аренды имущества — зданий-памятников

1037,5

4,4

907,7

3,50

747,4

3,4

Средства от передачи имущества
в доверительное управление

63,7

0,3

69,4

0,3

64,7

0,3

Арендная плата за земельные участки в собственности СПб

1848,7

7,8

2724,6

10,5

2493,5

11,3

Арендная плата за земельные участки на инвестиционных условиях

1320,1

5,6

4796,2

18,5

2912,7

13,1

Арендная плата за земельные участки без инвестиционных условий

4375,5

18,5

4310,8

16,6

5044,0

22,8

Доходы от реализации иного имущества, находящегося
в собственности СПб

6816,9

28,8

7154,8

27,6

4841,9

21,9

Доходы от продажи земельных участков, собственность
на которые не разграничена

2576,5

10,9

1396,2

5,4

1494,0

6,7

Доходы от продажи земельных участков, находящихся
в собственности СПб

665,3

2,81

494

1,9

770,8

3,5

Итого

23647,0

100,0

25952,9

100,0

22135,6

100,0

Следует отметить, что сегодня в России не существует закрепления критериев оценки терминов «качество администрирования» или «результат администрирования» в нормативных правовых актах, как этого требуют стандарты на СМК. Поэтому авторы в своем исследовании отталкиваются от такого критерия, как «риск потери доходов», который формируется в виде итогового значения вследствие реализации риска:
    • необоснованного планирования (прогнозирования);
    • отклонения фактического исполнения от плановых показателей;
    • недостоверного отражения операций в учете и отчетности.

Трактовка термина «результата администрирования» как термин «минимизация потери доходов» уточняет качественную характеристику, значительно расширяет его понимание, существующее на практике.
Для управления рисками необходимо их оценивать, т.е. измерять величину риска количественными или качественными способами. В соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010—2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» уровень риска зависит от вероятности его реализации и величины негативного воздействия4. Риск, который в случае реализации несет большие потери, можно считать опасным и требующим управления. Но если вероятность наступления этого риска мала, то им можно и пренебречь. И наоборот: риск с небольшим потенциальным убытком, но реализующийся часто, в итоге приведет к значительному суммарному ущербу. Количественные методы анализа, обладая характеристикой объективности, позволяют численно определить размеры рисков и создать модель изменения того или иного риска на основе статистических данных.
Для выявления направлений, заслуживающих наиболее пристального внимания в контексте риск-менеджмента администрирования доходов, оценим вероятность реализации рисков отклонения исполнения утвержденных показателей в будущем на основе данных об объемах бюджетных заявок и их фактического исполнения за 2015—2017 гг. в разрезе основных поступлений (табл. 2).

Т а  б л и ц а   3
Карта рисков главного администратора доходов — Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга

Бюджетная процедура

Идентифицированные риски

Вероятность
наступления

Факторы, влияющие
на вероятность наступления

Составление и представление в Комитет финансов Санкт-Петербурга документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета

1. Риски несоблюдения бюджетного законодательства
и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;   
2. Риски несоблюдения законодательства
о противодействии коррупции

Умеренная

Достаточность НПА, распоряжений и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и соответствие НПА, регулирующим бюджетные правоотношения

Составление и представление документов в Комитет финансов
Санкт-Петербурга, необходимых для составления и ведения Кассового плана.

Умеренная

Качество содержания и своевременность представления документов, необходимых для проведения операций, должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры.

Осуществление начисления, учета
и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов
по ним

Высокая

1. Достаточность положений правовых актов ГАД.
2. Длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и отражения соответствующих операций.
3. Низкое качество содержания и несвоевременность представления документов.
4. Наличие конфликта интересов (все операции выполняются в одном «блоке» Комитета)

Принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата
и процентов, начисленных
на излишне взысканные суммы

Умеренная

1. Низкая эффективность разделения полномочий по принятию решений.
2. Длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и отражения соответствующих операций.
3. Низкое качество содержания и несвоевременность представления

Принятие решений о об уточнении платежей в бюджет; ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов, отражение информации, указанной
в первичных учетных документах
и регистрах учета

Умеренная

Длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций                 

Составление и представление бюджетной отчетности

Низкая

Достаточность положений НПА, распоряжений и поручений, регламентирующих выполнение бюджетной процедуры и соответствие НПА, регулирующим бюджетные правоотношения


Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.11.2018

448
Поделиться:



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play

Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!