Архив номеров

Росаккредитация: новое качество подготовки специалистов

Национальная система аккредитации поступательно развивается. Если несколько лет назад речь шла о создании системы как таковой, то сегодня это уже качественно новый уровень: формируется инфраструктура доверия — в стране и за рубежом. Аккредитация и оценка соответствия относятся к видам деятельности, где знания и навыки каждого сотрудника напрямую или опосредованно влияют на достоверность и обоснованность конечных результатов. Именно поэтому при создании инфраструктуры доверия одним из приоритетов стало развитие профессиональных компетенций всех участников процесса. Решить поставленную задачу должна образовательная платформа, реализуемая Национальным институтом аккредитации Рос­ак­кредитации. О новой модели формирования компетенций в интервью журналу «Стандарты и качество» рассказывает директор по образовательным программам Национального института аккредитации Росаккредитации А.В. ЛЕБЕДЕВА.

— Адель Вильевна, как деятельность Национального института аккредитации Росаккредитации (далее — Институт) вписывается в новую концепцию Росаккредитации (далее — Служба) «Создаем инфраструктуру доверия»?
— Я считаю, что наша цель — не вписаться, а стать опорой для формирования инфраструктуры доверия. Чтобы доверять друг другу с точки зрения компетенций, знаний и опыта, мы должны создать для всех равные условия получения профессиональных знаний и навыков. Это отправная точка.
Сейчас, на мой взгляд, существуют сложности в получении аккредитованными лицами единых, актуальных сведений. Вольное толкование действующих положений, различные подходы к понятийному аппарату мешают строить профессиональный диалог между участниками национальной системы.
Модель формирования компетенций, на которой мы сегодня основываемся и к реализации которой приступили, призвана обеспечить комплексный подход, соединяющий все звенья процесса приобретения знаний и навыков и их оценки. Предлагаемые образовательные продукты доступны всем участникам национальной системы аккредитации, все строятся исходя из потребностей слушателей. Наша задача — дать пользователям равные возможности, причем не только участникам национальной системы аккредитации, но и всем заинтересованным лицам, которые хотят получить дополнительную информацию либо стать участниками системы впоследствии.
— Одна из первоочередных задач Службы — формирование единой информационно-методической платформы для участников рынка оценки соответствия. На каких принципах базируется этот проект?
— Единая информационно-методическая платформа должна включать комплекс мер, направленных на формирование, оценку и поддержание необходимых компетенций.
Если говорить о принципах, то в первую очередь следует назвать принцип открытости и доступности. Мы не ограничиваем доступ пользователей информационно-методической платформы к нашим базам знаний, навыков и компетенций. Сегодня модель формирования компетенций в национальной системе аккредитации ориентирована на участников, желающих вести честный бизнес, и на всех заинтересованных лиц, в том числе студентов, которые придут к нам в будущем.
Мы стремимся сделать обучение доступным для аккредитованных лиц в любой точке нашей страны, поэтому переходим к предоставлению теоретических базовых знаний в дистанционном формате. Анализ поступающих заявок при реализации образовательных проектов показал, что большинство слушателей идет к нам именно из регионов.
Второй принцип — качество. Образовательная модель Инсти­тута призвана создать условия для построения полноценной информационно-методической платформы, аккумулирующей лучшие знания и опыт, наработанные в Российской Федерации, ЕАЭС и мире. Росаккредитация ведет активную международную деятельность, и нам важно не просто наладить взаимодействие с определенной страной, а перенять самый передовой опыт, чтобы использовать его в своем развитии и внедрять лучшие практики.
Сегодня мы имеем ряд договоренностей и партнерских соглашений с вузами, научно-исследовательскими институтами, лучшими преподавателями (в том числе ведущих зарубежных органов по аккредитации и оценке соответствия), которые готовы дать участникам национальной системы аккредитации необходимые знания и опыт. Это большая ценность.
Третий принцип, на котором базируется единая информационно-методическая платформа, — универсальность. Мы используем модульный подход — любая тема в нашей программе состоит из базовых и специальных модулей. Благодаря этому каждый участник национальной системы аккредитации или желающий в нее вступить получает возможность создать для себя адресный образовательный продукт: из разных блоков, как в конструкторе, компонуется максимально удобная индивидуальная программа. Предлагаемые формы обучения позволяют выбрать удобный график, в котором последовательность и порядок изучения материалов определяются самим слушателем, никаких ограничений нет.
Реализация названных принципов способствует созданию управляемой информационно-методической среды, которая будет отвечать всем современным вызовам.
— В соответствии с майским указом Президента РФ1, одна из первоочередных задач Службы — способствовать увеличению экспортного потенциала страны. Какова роль Института в этом процессе?
— Росаккредитация — служба молодая, но уже сейчас можно говорить о решении амбициозных задач в части международного признания: мы стали членами Международной организации по аккредитации лабораторий (Inter­national Laboratory Accreditation Cooperation, ILAC) и Международного форума по аккредитации (International Accreditation Forum, IAF), что налагает на участников системы определенные обязательства — необходимо добиться, чтобы результаты испытаний, подтвержденные нашими сертификатами, признавались за рубежом. Это важно, в том числе, для укрепления экспортного потенциала страны. Мы должны быть гибкими, чутко реагировать на международные тенденции.
Членство Службы в ILAC и IAF влечет за собой обязанность отечественных аккредитованных субъектов не только соответствовать международным стандартам, но и выполнять положения других обязательных документов данных организаций, поэтому мы планируем дополнять базовые модули по изучению основополагающих международных стандартов специальными модулями, разъясняющими положения этих документов.
На площадке Минэкономразвития России при участии ведущих специалистов IHAF (International Halal Accreditation Forum), GCC Accreditation Centre (Королевство Саудовская Аравия) и Российского экспортного центра прошел первый семинар Института для экспортоориентированных организаций по вопросам комплексной концепции индустрии халяль, условиям и возможностям продвижения российских халяль-продуктов на международный рынок.
В сентябре прошлого года Институт организовал ряд семинаров с участием таких признанных экспертов, как профессор А. Езрахович, генеральный директор консалтинговой компании АЕConformity Pty Ltd (Австралия), член рабочих групп Комитета ИСО по оценке соответствия (CASCO, КАСКО) и Т. Цохер, член комитета ТК 107 по стандартизации в оценке соответствия в Словацком институте стандартизации, метрологии и испытаний, а также Национального комитета Словакии EURACHEM.
Уверена, нельзя стать хорошим экспортером, не зная законодательства собственной страны.
Мы запустили совместный проект с РЭУ им. Г.В. Плеханова, цель которого — научить отечественных производителей самостоятельно декларировать продукцию, в том числе сформировать навыки идентификации и оценки соответствия. Проект стартовал с программы повышения квалификации по теме «Декларирование соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза».
Практика показывает, что совместное применение нормативно-правовых документов ЕАЭС и Российской Федерации вызывает затруднения как у производителей и продавцов, так и у экспертов
органов по оценке соответствия. Базовый модуль содержит все основные положения, которые необходимо знать: производителям — для правильной регистрации декларации, декларантам — для минимизации ответственности за недостоверное декларирование, персоналу органов по сертификации — для грамотного осуществления деятельности по подтверждению соответствия. Мы планируем дополнить программу модулями по международным стандартам на системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Это одно из требований зарубежных партнеров, которые хотят быть уверенными в стабильности процессов производства.
— Новая платформа адресована только экспертам национальной системы аккредитации и органам по сертификации?
— Программы рассчитаны на всех заинтересованных лиц. Развивающийся бизнес заинтересуют вопросы создания и аккредитации органов инспекций — это может стать перспективным вариантом для расширения деятельности в рамках оценки соответствия. Международный опыт показывает, что услуги органов инспекции популярны в таких сферах деятельности, как строительство, кредитование, страхование. Инспекция при госзакупках — еще одно возможное направление развития для отечественных компаний.
Мы предлагаем производителям знания, позволяющие минимизировать расходы на проведение оценки соответствия и контролировать ситуацию, например, при декларировании. Курсы готовят специалистов для испытательных лабораторий. Это тоже важно для бизнеса: производители могут возродить в качестве подразделений собственные испытательные лаборатории не только для того, чтобы гарантировать качество и безопасность продукции, но и для развития инновационных технологий.
— С какими проблемами вам приходится сталкиваться в своей работе?
— Основная проблема связана с тем, что сфера оценки соответствия очень многогранна и включает самые разные области экономической деятельности. Для нас, как я уже говорила, приоритетом является качество предоставляемой информации и знаний, поэтому сложность вызывает поиск компетентных специалистов и эффективных образовательных программ. Увы, не всегда носители качественных знаний охотно ими делятся, поскольку опасаются конкуренции.
Непростая задача — найти возможности для отработки практических навыков. Далеко не каждый допустит стажеров и слушателей к работе на дорогостоящем лабораторном оборудовании. В этом вопросе нам помогают высшие учебные заведения. Например, сейчас на базе Российского университета дружбы народов запускается совместный проект по обучению персонала испытательных лабораторий по оценке качества цемента. Он предусматривает не только лекционный курс по методам исследования и испытаний цементов и использованию инновационных технологий в производстве, но и практические занятия в современной лаборатории.
— Сегодня образовательные услуги в рамках оценки соответствия и аккредитации предоставляют около 90 различных организаций. В чем преимущества модели формирования компетенций, предлагаемой Институтом, перед другими образовательными программами?
— Мы не ставим перед собой цель потеснить на рынке эти организации, прекрасно, что они есть. Преимущество нашей концепции — в адресности обучения. Сфера деятельности аккредитованных лиц достаточно широка, и ограничиваться базовыми знаниями или общими подходам не всегда правильно. Наша задача — взять самое лучше из существующих практик, поэтому на съезде экспертов по аккредитации мы обратились к коллегам, имеющим положительный опыт обучения, с предложением принять участие в создании совместного образовательного продукта.
Федеральная служба по аккредитации и Институт являются носителями знаний в сфере законодательства по аккредитации, требований международных организаций по аккредитации, а также международного опыта. В теоретические образовательные модули всегда встраиваются практические блоки, адаптированные под реальные потребности рынка. Для нас важно мнение участников системы, мы готовы формиро-вать образовательные продукты с учетом практических наработок и всегда открыты к взаимодействию, в том числе с образовательными учреждениями, которые предоставляют соответствующие образовательные программы.
Важное преимущество нашей образовательной модели — структура информационно-методической платформы, которая состоит из трех блоков. Первый — база знаний. Он содержит курсы повышения квалификации, короткие тематические семинары и т.д. Второй — база отработки навыков на тренажерах, тестах, практических кейсах. Контрольные образцы можно заказать и испытать, а затем проверить результаты, полученные при самостоятельных испытаниях. Здесь объединено все, что касается оценки знаний, компетенций, навыков, измерений и измерительных материалов. Третий блок — база компетенций. В нем мы планируем аккумулировать материалы по обучению каждого пользователя платформы. Электронные портфолио будут формироваться и храниться на нашем сервисе.
С какой целью мы создаем электронные портфолио специалистов и заинтересованных лиц, которые пользовались сервисами Институ­та? Во-первых, это важно для нас, так как позволяет выявлять тенденции рынка и своевременно корректировать направления развития. Во-вторых, — для пользователей, поскольку дает возможность отслеживать динамику профессионального роста, определять потенциальные направления развития и повышения квалификации. Портфолио — своего рода банк компетенций, доступ к нему исключительно пер­сональный. И это только старт. Все три блока будут совершенствоваться.
— Как вы планируете развивать платформу?
— Делать это мы будем в зависимости от потребностей национальной системы аккредитации. Сейчас наша цель — активное продвижение современных цифровых сервисов, которые открывают всем без исключения участникам рынка свободный доступ к получению единых, актуальных знаний и навыков. Мы должны стать опорой для формирования новой инфраструктуры национальной системы аккредитации, в основе которой лежат четыре базовых принципа: доверие, компетентность, команда, технологичность.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.01.2019

448
Поделиться:



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play

Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!