Архив номеров

К вопросу о качестве деятельности отраслевого института

Научно-исследовательский и проектный институт алмазодобывающей промышленности «Якутнипроалмаз» (далее — Институт) является отраслевым. Работы выполняются как собственными силами, так и с привлечением субподрядных организаций. Однако за конечное качество всех видов работ ответственность несет Институт — как непосредственный исполнитель.

Как правило, заказчик оценивает качество продукта субъективно: для него ценность имеют только те свойства продукции или услуги, которые совпали с его ожиданиями. Наряду с этим существует множество связанных с качеством аспектов — внутренних или внешних, — о которых заказчик даже не задумывается, но которые исполнитель (в нашем случае отраслевой институт) должен учитывать, чтобы на выходе предоставить продукт, способный предвосхитить ожидания заказчика, а не только удовлетворить его потребности. Для достижения такого результата в каждом процессе деятельности необходимо сформировать понятные исполнителю и заказчику параметры качества. С момента внедрения в 2008 г. в Институте системы менеджмента качества (СМК) подходы к управлению были усовершенствованны, в том числе благодаря выделенным процессам, в которых сформулированы основные показатели качества (результативности процессов) в отношении продукции и услуг (таблица).

Показатели результативности

Способ измерения

Проектно-изыскательские работы (ПИР)

Выполнение тематического плана ПИР  и отдела мерзлотного надзора

Отношение планового и фактического объема работ, %

Размещение закупочных процедур в соответствии с планом закупок

Доля тендерных процедур, размещенных в срок, %

Выдача заданий в смежные отделы

Отношение количества переносов сроков, к количеству выданных отделами заданий (в рамках одного проекта), %

Уровень дефектности при изготовлении проектной продукции

Среднее количество замечаний на один лист выпускаемой проектной, рабочей и текстовой документации (приведенный к формату А1), шт.

Доля своевременно подписанных актов приемки-сдачи работ, выполненных собственными силами

Доля подписанных актов на первое число месяца, следующего за отчетным, %

Подрядные работы, по которым осуществлен перенос сроков,
в общем объеме подрядных ПИР

Доля работ с переносом по инициативе подрядных организаций в общем объеме подрядных ПИР, %

Доля работ с переносом по инициативе Института в общем объеме подрядных ПИР, %

Повышение эффективности процесса проектирования путем сокращения количества доработок по результатам государственной экспертизы

Среднее количество значимых замечаний государственной экспертизы к одному проекту, шт.

Уменьшение корректировок тематического плана ПИР
по инициативе Института

Доля корректировок тематического плана ПИР, %

Повышение степени удовлетворенности заказчиков качеством проектных работ

Доля заказчиков, удовлетворенных по итогам анкетирования, %

Научно-исследовательские работы (НИР)
Выполнение тематического плана НИР Отношение планового и фактического объемов работ, %
Выполнение тематического плана НИР, согласно внутренним срокам сдачи работ Отношение валового количества работ, сданных до 25-го числа последнего месяца квартала (в IV квартале до 15 декабря), к плановому, %
Доля работ, завершенных за 10 дней до даты сдачи по плану, %
Доля подрядных работ, по которым осуществлен перенос сроков, в общем объеме подрядных НИР Доля работ с переносом по инициативе подрядных организаций в общем объеме подрядных НИР, %
Доля работ с переносом по инициативе Института в общем объеме подрядных НИР, %
Уменьшение корректировок тематического плана НИР по инициативе Института Доля корректировок тематического плана НИР, %
Выполнение отчетов технико-экономического обоснования кондиций с отсутствием замечаний от Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) Количество замечаний от ГКЗ на одну работу, шт
Выполнение НИОКР по Программе инновационного развития и технологической модернизации АК «АЛРОСА» (ПАО) Планируемый экономический эффект от внедрения результатов выполненных НИОКР, млн р.

Степень удовлетворенности заказчиков качеством научных работ

Количество удовлетворенных заказчиков по итогам анкетирования, %

Для каждого из них определены значения соответствующих критериев, точки контроля, сформированы методики измерения, установлена структура записей. Эти показатели характеризуют качество продукции и услуг как результат деятельности Института, состоящей из выполнения отдельных проектов. Институт входит в состав крупной вертикально интегрированной компании, которая имеет очень узкую сферу деятельности, связанную с добычей полезного ис-копаемого. Соответственно значительно ограничена и сфера деятельности Института. В такой ситуации, кроме требований к продукту со стороны заказчика, устанавливаются дополнительные требования, которые относятся к результатам деятельности Института и в соответствии с которыми в тематический план работ вносятся поправки, связанные, например, с увеличением общего объема работ, изменением их структуры (категории сложности и специфики) и приоритетности выполнения. В последние 10 лет доля подобных поправок в среднем составляет 40—90%. Процент изменения тематического плана является для Института показателем качества, который относится не к продукции предприятия, а к результату его деятельности. Поэтому Институт выстраивает работу таким образом, чтобы иметь возможность реализовать все дополнительные требования заказчика.


Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.01.2019

448
Поделиться:



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play

Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!