Архив номеров

Риски авиатранспортной системы при профессиональной подготовке пилотов диспетчеров

Cтатья посвящена проблеме профессиональной подготовки пилотов и диспетчеров, возможным рискам в процессе подготовки и мере реагирования на данные риски с целью повышения качества уровня профессиональной подготовки

Введение

Способность успешно и безопасно выполнять свою трудовую функцию работником авиатранспортной отрасли закладывается на этапе подготовки. Профессиональная подготовка играет важнейшую роль в обеспечении уровня безопасности полетов, так как именно в данном процессе закладываются фундаментальные модели поведения человека в рабочей обстановке, формируются алгоритмы реагирования на возникающие задачи в процессе выполнения трудовой функции. В подготовке авиационных специалистов (пилотов и диспетчеров) большую роль играет ориентация на принятие решений в условиях неопределенности и дефицита времени. Это связано в первую очередь с характеристикой авиатранспортной системы, в которой предстоит работать специалистам: она характеризуется условиями неопределённости, высокими скоростями принятия решений, высоким уровнем риска возникновения нештатных ситуаций.
С учетом проактивного подхода к управлению безопасностью полетов, возможные риски, влияющие на безопасность полетов, стоит рассматривать и учитывать уже на этапе подготовки авиационных специалистов, до того, как авиационные специалисты будут выполнять свои профессиональные обязанности в рамках авиатранспортной системы.

Авиатранспортная система

Авиатранспортная система включает в себя множество элементов, основными рассматриваемыми элементами применительно к данной статье рассмтаривается система экипажей воздушных судов (ВС) и органов управления воздушным движением (УВД).
Экипаж воздушного судна — (англ aircraft crew) по воздушному законодательству РФ летный экипаж (командир воздушного судна, др. лица летного состава) и кабинный экипаж (бортоператоры и бортпроводники) (ст. 56 ВК РФ). Применительно к статье рассматривается именно летный экипаж ВС.
На сегодняшний день, стремительное развитие авиатранспортной системы требует большого количества авиационных специалистов, несмотря на автоматизацию некоторых процессов управления и производства. Тем не менее, полностью автоматизировать выполнение полетов не возможно и человек всегда будет оставаться необходимым элементом подсистемы «самолет-диспетчер». Данная подсистема «самолет-диспетчер» является частью авиатранспортной системы и включает в себя следующие элементы:

  • экипаж ВС;
  • орган УВД;
  • окружающая среда;
  • оборудование, технические средства и инфраструктура, необходимые для выполнения полета и обеспечения связи межу основными элементами подсистемы: самолет и орган УВД.

Профессиональная подготовка
Как и любая другая система, подсистема «самолет-диспетчер» подвержена различным рискам, которые именно в этой связке «самолет-диспетчер», в случае их наступления, могут оказывать  огромное влияние на безопасность полетов, так как непосредственно выполнение конкретного полета под управлением пилота и контролем диспетчера зависит от устойчивого и надежного функционирования данной подсистемы.
Исходя из вышесказанного, профессиональная подготовка участников данной подсистемы играют важнейшую роль в управлении безопасности полетов. Рассмотрим подробнее профессиональную подготовку участников данной подсистемы.
Схема процесса подготовки пилота и диспетчера не имеет особых отличий, за исключением специализированного теоретического материала и практических занятий:

Табл.1 Процесс подготовки пилота и диспетчера

Курсант – пилот

Курсант - диспетчер

Вступительные испытания – теория

Вступительные испытания – физические дисциплины

Общая теоретическая и физическая подготовка

Профессиональные дисциплины в части пилотирования ВС, навигации

Профессиональные дисциплины в части УВД

Фразеология и англ. язык с точки зрения пилота

Фразеология и англ. язык с точки зрения УВД

Практические занятия на тренажере ВС

Практические занятия на тренажере УВД

Практические полеты ВС

Практическая работа в аэропорту УВД

Таким образом, зная основные этапы подготовки пилотов и диспетчеров, следует определить возможные риски в процессе их профессиональной подготовки и управлять идентифицированными рисками с целью исключения возможностей наступления негативных последствий для авиатранспортной системы.
Риск с точки зрения авиатранспортной системы — это объективная характеристика или мера количества опасности в прогнозируемом и еще неосуществившемся,  но могущем возникнуть опасном событии, которое может произойти случайно и принести последствия в виде вреда или ущерба.

Риски в процессе профессиональной подготовки
Рассмотрим возможные риски в процессе подготовки пилота, на каждом этапе подготовки:

Табл.2 Риски в процессе подготовки пилота

Этап подготовки пилота

Риски

Вступительные испытания – теория

  • Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (теоретических)

Вступительные испытания – физические дисциплины

  • Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (физико-психологических)

Общая теоретическая
и физическая подготовка

  • Риск не усвоения материала курсантом;
  • Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая)
  • Риск развития неустойчивого психологического состояния
  • Риск приобретения проблем связанных с физическим здоровьем

Профессиональные дисциплины
в части пилотирования ВС,
навигации

  • Риск не усвоения материала курсантом;
  • Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей
  • Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая)

Фразеология и англ. язык
с точки зрения пилота

  • Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей.

Практические занятия
на тренажере ВС

  • Риск возникновения эмоционального страха перед полетом
  • Риск приобретения и развития не соответствующих навыков
  • Риск, связанный с отсутствием совместной практики ведения фразеологии с диспетчером

Практические полеты ВС

  • Риск реализации ошибок пилотирования на практике;
  • Риск приобретения и развития не соответствующих навыков

 Рассмотрим также возможные риски в процессе подготовки диспетчера, на каждом этапе подготовки (дли примера приводятся только основные риски, без их детального анализа):

Табл.3 Риски в процессе подготовки диспетчера

Этап подготовки диспетчера

Риски

Вступительные
испытания – теория

  • Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (теоретических)

Вступительные испытания – физические дисциплины

  • Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (физико-психологических)

Общая теоретическая и физическая подготовка

  • Риск не усвоения материала курсантом;
  • Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая)
  • Риск развития неустойчивого психологического состояния
  • Риск приобретения проблем связанных с физическим здоровьем

Профессиональные
дисциплины
в части УВД

  • Риск не усвоения материала курсантом;
  • Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей
  • Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая)

Фразеология и англ. язык
с точки зрения УВД

  • Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей.

Практические занятия
на тренажере УВД

  • Риск возникновения эмоционального страха при УВД
  • Риск приобретения и развития не соответствующих навыков
  • Риск, связанный с отсутствием совместной практики ведения фразеологии с диспетчером

Практическая работа
в аэропорту УВД

  • Риск реализации ошибок на практике;
  • Риск приобретения и развития не соответствующих навыков

 Поскольку данные риски практически идентичны, рекомендуется объединить их  с целью применения единой интегрированной системы управления рисками в авиационном учебном заведении.
Таким образом, общая иерархия рисков выглядит следующим образом:

  • Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (теоретических и физико-психологических);
  • Риск не усвоения материала курсантом;
  • Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая);
  • Риск развития неустойчивого психологического состояния;
  • Риск приобретения проблем связанных с физическим здоровьем;
  • Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей;
  • Риск возникновения эмоционального страха при УВД;
  • Риск возникновения эмоционального страха при выполнении полета;
  • Риск приобретения и развития не соответствующих навыков;
  • Риск, связанный с отсутствием совместной практики ведения фразеологии с диспетчером;
  • Риск реализации ошибок на практике.

Для управления рисками их необходимо идентифицировать  классифицировать, назначить владельцев рисков, установить показатели для оценки риска и выработать мероприятия по работе с рисками. Сама по себе система управления рисками подразумевает наличие мероприятий, которые не позволяют рискам реализоваться в процессе профессиональной деятельности или, направленных на минимизацию последствий, если риск невозможно избежать.

Идентификация и классификация
Идентификация рисков должна выполняться в процессе профессиональной подготовки курсантов пилотов и диспетчеров, на регулярной основе. С учетом динамичного развития авиатранспортной системы матрица рисков должна быть «живым» инструментом, которая пересматривается на регулярной основе. Более крупные риски следует детализировать и применять декомпозицию матрицы рисков по нескольким уровням, для более детальной и точной идентификации всех возможных рисков.
Для ранжирования рисков рекомендуется применять следующую таблицу:

 

Незначительная возможность возникновения

Низкая возможность возникновения Средняя возможность возникновения Высокая возможность возникновения

Критические последствия

Средний риск

Средний риск
Критический риск
Критический риск
Значимые последствия
Средний риск
Средний риск
Высокий риск
Высокий риск
Средние последствия
Низкий риск
Средний риск
Средний риск
Высокий риск
Незначительные последствия
Низкий риск
Низкий риск
Средний риск
Средний риск

Рис. 1. Ранжирование рисков

Владельцы риска
Владелец риска - лицо, ответственное за планирование и реализацию утвержденной стратегии по управлению рисками.
Для каждого риска должен быть назначен владелец риска, который отвечает за процесс выявления риска, его оценки, принятия решения о возможных и необходимых мерах, а также своевременно разработке корректирующих мероприятий и организации их выполнения.

Показатели для оценки
Невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Соответственно система измерения рисков является наиболее важной составляющей в системе управления рисками. При этом основной формулой для оценки рисков должна являться формула расчета индекса риска, которая выражается как произведение вероятности наступления риска и последствий при наступлении риска, рассчитанные в количественном или качественном виде. Индекс риска = Вероятность ✕ последствия. Вероятность риска должна определяться с учетом теории вероятности и общей практики функционирования авиатранспортной системы.
Измерение и анализ рисков рекомендуется проводить с использованием инструментов системы качества, таких как: диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, сетевой график (диаграмма Ганта), диаграмма принятия решений (PDPC), матрица приоритетов.

Таким образом, применительно к указанным в статье рискам может быть применена следующая матрица рисков:

Табл.4 Матрица рисков профессиональной подготовки пилотов и диспетчеров

Риск

Причина

Владелец риска

Вероятность

Последствия

Индекс риска

Корректирующие мероприятия

Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (теоретических и физико-психологических)

При поступлении курсант скрыл данные о начальном образовании и/или физическом здоровье

Председатель приемной комиссии;
Председатель ВЛЭК

Средняя возможность возникновения

Значимые последствия:
В процессе выполнения полетов могут сформироваться критические последствия для здоровья курсанта, которые не позволят безопасно выполнить полет (ухудшение зрения, потеря слуха и т.д.)

Высокий риск

Тщательно проверять материалы абитуриента, независимый ВЛЭК при поступлении

Риск не усвоения материала курсантом

Не серьезное отношение курсанта к учебе;
Слабая вовлеченность преподавателя в образовательный процесс

Начальник
курса;
Курсант

Высокая возможность возникновения

Средние последствия:
По завершению обучения, в процессе выполнения полетов курсанту будет недоставать теоретических знаний для выполнения полета

Высокий риск

Внимание начальника курса на периодическую оценку знаний;
Осознание курсантом необходимости самостоятельной подготовки;
Вовлечение преподавателей в образовательный процесс

Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая)

В процессе сдачи экзамена, зачета, курсант «покупает» оценку

Преподава-
тельский
состав

Низкая возможность возникновения

Средние последствия:
Необъективная оценка знаний курсанта

Средний риск

Контроль за преподавательским составом;
Достойная оплата труда

Риск развития неустойчивого психологического состояния

В процессе обучения курсант находится в переходном возрасте, меняется его мировоззрение и осознание, негативное влияние дурных компаний и пр. может приводить к отклонениям от нормального эмоционального состояния

Преподава-
тельский состав;
Курсант

Незначительная возможность возникновения

Средние последствия:
Курсант не сможет далее обучаться и работать в рамках авиатранспортной системы, или
Развитие излишних агрессивных качеств

Низкий риск

Организация досуга курсантов

Риск приобретения проблем связанных с физическим здоровьем

В процессе обучения состояние здоровья курсанта изменяется, вплоть до не подходящего по состоянию для выполнения полетов

Председа-
тель ВЛЭК;
Курсант

Низкая возможность возникновения

Значимые последствия:
Курсант не сможет безопасно выполнять полеты или управлять воздушным движением

Средний риск

Периодический ВЛЭК;
Организация спортивных секций для курсантов

Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей

Устаревшие методики обучения

Преподава-
тельский
состав

Незначительная возможность возникновения

Значимые последствия:
Курсанты получают не актуальные данные, которые не смогут использовать в работе

Средний риск

Регулярная актуализация учебных материалов

Риск возникновения эмоционального страха при УВД или выполнении полета

Частые ошибки при проведении практических работ;
Излишняя критика со стороны инструкторов

Преподава-
тельский
состав (инструкторы)

Средняя возможность возникновения

Значимые последствия:
Курсанты не смогут адекватно применять навыки и знания, так как будут находиться в эмоциональном сжатии

Высокий риск

Наличие психолога;
Опытные инструктора

Риск приобретения и развития не соответствующих навыков

Получение знаний и опыта у некомпетентных преподавателей

Преподава-
тельский
состав (инструкторы)

Средняя возможность возникновения

Критические последствия:
Курсанты будут применять не соответствующие знания и навыки на практике, в процессе выполнения профессиональной деятельности

Критический риск

Оценка компетенций преподавателей и инструкторов;
Периодическая оценка образовательных программ;
Устранение риска получения неактуальных знаний

Риск, связанный с отсутствием совместной практики ведения фразеологии с диспетчером

Различные программы подготовок пилотов и диспетчеров: в части отсутствия совместной практики на тренажерах

 

Средняя возможность возникновения

Критические последствия:
Курсанты будут не способны адекватно вести фразеологию радиообмена, будут отвлекаться от пилотирования ВС

Критический риск

Внедрение виртуальной среды пилотирования

Риск реализации ошибок на практике

В процессе выполнения полетов используются не соответствующие знания и навыки курсантов, полученные ранее

Преподава-
тельский состав;
Курсанты

Средняя возможность возникновения

Критические последствия

Критический риск

Актуальные программы подготовок, соответствующие нормам;
Самостоятельная углубленная подготовка курсантов к выполнению практических занятий

При более детальной разработке матрицы рисков следует учитывать, что для каждого учебного заведения она будет своя. Это объясняется различным уровнем оснащения учебных заведений, различным уровнем компетенций преподавательского и инструкторского состава.
Для более детальной классификации можно применять стандартный подход по идентификации рисков:
Виды рисков по возможности предвидения:
Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием авиатранспортной системы. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков.
Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс-мажорные риски.
Виды рисков по источникам возникновения:
Внешний (систематический) риск это риск, не зависящий от деятельности учебного заведения. Этот риск возникает при смене отдельных стадий учебного цикла, и в ряде других случаев, на которые учебное заведение в своей деятельности повлиять не может.
Внутренний (несистематический или специфический) риск — это риск, зависящий от деятельности конкретного учебного заведения. Он может быть связан с неквалифицированным менеджментом, неэффективной структурой, низким уровнем компетенции преподавательского и инструкторского состава.
Виды рисков по размеру возможного ущерба:
Допустимый риск — это риск, потери по которому вызывают авиационного событий.
Критический риск — это риск, в результате которого может развиться аварийная ситуация или авиационное событие.
Катастрофический риск — это риск, связанный с потерями воздушных судов и жизней людей.
Виды рисков по комплексности исследования:
Простой риск характеризует вид риска, который не расчленяется на отдельные его подвиды.
Сложный риск характеризует вид риска.
Виды рисков по характеру проявления во времени:
Постоянный риск характерен для всего периода осуществления обучения.
Временный риск характеризует риск, возникающий лишь на отдельных этапах осуществления профессиональной подготовки.

Выводы

Риски в процессе профессиональной подготовки авиационного специалиста можно и нужно идентифицировать для их последующего управления с целью повышения уровня безопасности полета и недопущения развития аварийных ситуаций. Применение стандартных инструментов управления рисками, наряду с инструментами управления безопасностью полетов способно поддерживать уровень безопасности полетов на надлежащем уровне. Однако, развитие культуры безопасности полетов и повышения качества подготовки курсантов, требует системных мероприятий и более детального выявления и изучения рисков, что в целом представляет собой систему управления рисками авиационного учебного заведения. С учетом увеличивающегося влияния человеческого фактора на безопасность авиатранспортной системы, система управления рисками должна является неотъемлемой частью системы управления.

Библиографический список:

  1. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
  2. Зиньковская С.М. Рисковать профессионально. Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасных профессиях / С.М. Зиньковская. - Екатеринбург, 2006.
  3. Козлов В.В. Безопасность полетов: от обеспечения к управлению / В.В. Козлов. - М., 2010.
  4. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  5. Хофманн Д. Измерительно-вычислительные системы обеспечения качества: Пер. с нем. М.: Энергоатомиздат, 1991. 272 с.

«Стандарты и качество» Январь 2019

Авторы: С. Головнин, Г. Дмитриенко

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

01.01.2019

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play

Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!