Архив номеров

Некоторые итоги и ближайшие перспективы работ в области стандартизации

По просьбе читателей мы возобновляем рубрику «Страницы истории», в которой будут публиковаться статьи из нашего архива. Журнал начал выходить в апреле 1927 г. под названием «Вестник стандартизации», в 1952—1965 гг. — «Стандартизация», с 1966 г. — «Стандарты и качество».
Предлагаемая статья В.В. Куйбышева иллюстрирует отношение молодого советского государства к стандартизации. Многие идеи автора актуальны и в наши дни.
Период, истекший со времени организации Комитета по стандартизации при СТО2, харак­теризуется несомненными реальными достижениями в области развертывания работ по стан­дартизации.
К числу основных моментов, определяющих эти достижения, прежде всего относится та реальная работа, которая проделана за истекший период в отношении установления стандартов. <...> К настоящему времени имеется уже около 100 общесоюзных стандартов. Самый беглый просмотр хотя бы перечня этих стандартов с несомненностью свидетельствует, что работа в области стандартизации постепенно захватывает самые разнообразные отрасли нашего народного хозяйства.
В процессе развертывания этой весьма значительной работы, разумеется, возник ряд трудностей и практических задач. Разрешение и преодоление их, с одной стороны, происходило в процессе деятельности Комитета в отчетном периоде, а с другой, — должно лечь в основу ближайших задач, намечаемых в области стандартизации.

Период, истекший со времени организации Комитета по стандартизации при СТО, характеризуется несомненными реальными достижениями в области развертывания работ по стан­дартизации.
К числу основных моментов, определяющих эти достижения, прежде всего относится та реальная работа, которая проделана за истекший период в отношении установления стандартов. <...> К настоящему времени имеется уже около 100 общесоюзных стандартов. Самый беглый просмотр хотя бы перечня этих стандартов с несомненностью свидетельствует, что работа в области стандартизации постепенно захватывает самые разнообразные отрасли нашего народного хозяйства.
В процессе развертывания этой весьма значительной работы, разумеется, возник ряд трудностей и практических задач. Разрешение и преодоление их, с одной стороны, происходило в процессе деятельности Комитета в отчетном периоде, а с другой, — должно лечь в основу ближайших задач, намечаемых в области стандартизации.
Прежде всего, в отношении организационных вопросов Комитет с момента своего возникно­вения поставил задачей отнюдь не декларировать заранее жестких надуманных организационных схем, планов и положений, которые обычно жестоко ломаются жизнью. В целях достижения наибольшей гибкости и самодеятельности в работе Комитет в своих первых усилиях должен был исходить из необходимости поддержки и закрепления существующих организаций и содействия созданию новых организаций; Комитет стремился скорее к с о ч е т а н и ю работы существующих организаций, чем к ж е с т к о м у п л а н и р о в а н и ю и регулированию. Поэтому он выдвинул только два основных организационных документа (положение о Комитете, утвержденное СТО, и схему прохождения и проработки стандартов), которые, конечно, не могли достаточно четко разрешить всех организационных вопросов, но создали полную возможность развертывания практической работы, на базе которой только и следует создавать четкие организационные формы.
Эти организационные формы, совершенно естественные и неизбежные на определенный период времени, теперь являются у ж е н е д о с т а т о ч н ы м и, нуждаются в известных коррективах. Проработка стандартов, которые были утверждены Комитетом, указывает, например, на отсутствие должной согласованности, чрезвычайно затрудняющей работу Комитета и часто обесценивающей всю предварительную работу ведомств. Практика показала также, что во многих случаях согласование нужно начинать при самом образовании рабочей комиссии, а не после окончания ее работы.
Поступление стандартов в Комитет особенно усилилось с тех пор, как последний пришел к убеждению, что ему необходимо вмешаться во все фазы проработки стандартов, а не ждать получения готовых проектов для их окончательного оформления. В настоящее время сотрудники Комитета принимают активное участие в рабочих комиссиях и в ведомственных совещаниях. Они не только подталкивают работу, но с самого начала договариваются об основных требованиях, которые будут предъявлены к стандарту, и помогают как рабочим комиссиям, так и ведомственным бюро разработать проект в такой форме, чтобы после поступления последнего в Комитет он мог бы в минимальный срок получить оформление. Таким образом, выяснилась также полная целесообразность большего приближения рабочего аппарата Комитета к ведомственным бюро и рабочим комиссиям в самом процессе их практической работы.
Все эти и ряд других обстоятельств с несомненностью указывают на необходимость взять четкий организационный курс на еще большую у в я з к у работ по стандартизации. Частично эта организационная работа уже осуществляется (например, разработка инструкции о целях и функциях ведомственных бюро по стандартизации и пр.). Необходимо в дальнейшем детальнее проработать порядок организации рабочих комиссий и уточнить процесс согласования работы; необходимо уточнить порядок взаимоотношений с ведомственными и республиканскими бюро; необходимо более четкое разграничение прав и обязанностей отдельных организаций, ведающих вопросами стандартизации, и проч.
Теперь же следует поставить вопрос и о моментах п л а н о в о г о порядка в области работ по стандартизации. Выдвинув проблему последовательного усиления регулирования по основным линиям работ в области стандартизации, необходимо постепенно добиваться в дальнейшем установления конкретных планов, которые должны исходить не только из практического учета производимых работ
и их перспективного развития, но и иметь в виду п о с л е д о в а т е л ь н у ю з а в и с и м о с т ь стандартов.
То же самое следует отметить и в отношении м е т о д о л о г и и разработки стандартов. Особая важность и трудность методологических вопросов будет ясна, если сослаться хотя бы на два основных момента:

  1. стандарты касаются прежде всего классификации, номенклатуры и основных технических условий и являются, таким образом, узловым центром перекрещивающихся интересов, формой своеобразного генерального договора между производителем и потребителем на производство и приемку сырья и готовых изделий;
  2. в настоящее время значительная часть стандартов ВСНХ является чисто торговыми стандартами, фиксирующими требования, которые рынок может предъявить к готовой продукции.

Производственники, обычно, оказывают решительное сопротивление попыткам внести в стандарт какие-либо моменты производственного порядка. П р и м е р с п и ч е к является в этом отношении чрезвычайно характерным. В проекте стандарта, который в настоящее время направлен для отзыва, есть и размер соломки, и размер головки, указывается, сколько спичек взятой коробки должны зажигаться при испытании, но не указывается одного: состава головки и способа ее изготовления. Таким образом, нежелание стандартизировать производственный процесс привело к тому, что в стандарте нет ничего производственного, нет даже отрицательных моментов, т.е. не указывается, из чего не делать головки во избежание самовоспламеняемости. Между тем на коробке часто ставится: «безопасные спички». Кроме того, часто необходимо указывать на те методы изготовления, которые в о с п р е щ а ю т с я к а к в р е д н ы е д л я р а б о ч и х, занятых в данном производстве.
Комитет по стандартизации не отказывается утверждать неполные стандарты, но настойчиво предлагает намечать пути дальнейшего развития всякого стандарта.
Нет сомнения в том, что такая стандартизация, регулируя химический состав изделия и его физические свойства, тем самым неизбежно подготавливает почву для стандартизации п р о и з в о д с т в е н н о г о п р о ц е с с а, что является важнейшим фактором в хозяйственной жизни страны. Отсюда абсолютно ясна колоссальная роль методологии в дальнейшей работе в области стандартизации. Практика работы истекшего периода уже выдвинула со всей остротой эту проблему. Комитетом, в частности, была разработана инструкция по методологии проработки и установления стандартов и был дан целый ряд методологических указаний в процессе проработки отдельных стандартов. Но, разумеется, в дальнейшем эта проблема потребует еще большего, постоянного и сосредоточенного, внимания.
Обеспечение дальнейшей плодотворной работы в области стандартизации диктует необходимость осуществления целого ряда мероприятий, идущих в следующих направлениях:
Прежде всего, бесспорно увеличивается роль и значение Комитета по стандартизации, как организационного и методологического центра, что в значительной степени усугубляет ответственность работников Комитета и требует всемерного улучшения качества его работы. В этой области истекший период дал ряд достижений.
Настоятельная потребность систематического оплодотворения обширным заграничным опытом к настоящему времени в значительной степени реализована. Для установления связи с иностранными органами по стандартизации, представители Комитета были делегированы на Международную конференцию по стандартизации в Нью-Йорке; Комитет делегировал также завед. бюро КС тов. П а п е р н о в а З. А. на Лондонскую Международную конференцию и на Германское ежегодное собрание. Кроме того, т. П а п е р н о в посетил Францию, Чехо-Словакию, Австрию и Польшу. В результате связь Комитета с заграничными организациями к настоящему времени весьма окрепла. Комитет находится в постоянных сношениях с двадцатью странами, из которых регулярно получается весь материал и все стандарты, утвержденные этими организациями. В свою очередь, Комитет все утвержденные им стандарты рассылает иностранным организациям.
Начинает развертываться и информационно-издательская деятельность комитета. КС рас­полагает богатым материалом по вопросам стандартизации и снабжает представителей ведомств и рабочих комиссий справочным материалом; в частности, каталог библиотеки Комитета включает более четырех тысяч названий иностранных стандартов и ряд периодических иностранных изданий. Налажено дело печатания стандартов; приступлено к изданию журнала «Вестник стандартизации»; намечено издание библиотеки «ОСТ», посвященной популяризации отдельных стандартов, и пр. Разумеется, это только верные шаги, и разрешение поставленных задач почти целиком впереди. Потребуются еще очень большие усилия для планомерного развертывания работ в этой отрасли деятельности Комитета.
Следующей крупнейшей проблемой является вопрос о вовлечении в работу по стандартизации научно-технических учреждений. Нельзя, конечно, думать, что связанные
с проработкой стандартов научно-технические вопросы могут, как правило, прорабатываться в рабочих комиссиях, имеющих обычно временный характер. Обычно какое-либо научно-техническое учреждение, институт или совет, или какой-либо специалист разрабатывают проект, а в комиссии происходит обмен мнениями, и вносятся те или иные коррективы. Успех работы этих комиссий определяется, таким образом, как показывает опыт, не только их с о с т а в о м и м е т о д а м и работы, но в огромнейшей степени зависит от деятельности п о с т о я н н ы х н а у ч н о-т е х н и ч е с к и х
у ч р е ж д е н и й, накопленный опыт которых получает оценку и оформление в рабочих комиссиях. В частности, например, сортамент прокатных металлов был проработан наиболее тщательно еще и потому, что в конвенции металлопромышленности имеется постоянный совет по сортаменту, который имел полную возможность подготовить стандарт, использован весь накопленный в этой области опыт научно-технической мысли.
Нужно еще отметить, что, за исключением ВСНХ, хозяйственные наркоматы имеют в своем распоряжении весьма мало лабораторий и испытательных станций для подготовки и проверки стандартов. Положение НКВоенмора и Наркомторга в этом отношении исключительно тяжелое. Ряд опытных станций НКЗема нуждается также в дополнении и обновлении оборудования. Фактически все наркоматы весьма часто обращаются к учреждениям НТУ ВСНХ или к лабораториям ВТУЗов и ВУЗов для разрешения определенных вопросов, связанных со стандартизацией. Таким образом, вопрос о вовлечении научно-технических учреждений Союза в работу по стандартизации приобретает п е р в е н с т в у ю щ е е значение.
Перед Комитетом стоит настоятельная задача установления п о с т о я н н о й и с и с т е м а т и ч е с к о й у в я з к и работ в области стандартизации с деятельностью указанных учреждений, имея в виду осуществление в первую очередь следующих основных положений:

  1. направить деятельность этих учреждений по пути тех хозяйственных и технических проблем, которые связаны со стандартизацией, и
  2. использовать лаборатории и опытные станции для анализа и проверки соблюдения стандартов. Систематическая связь Комитета с научно-техническими учреждениями должна обеспечить
    р е г у л я р н у ю п о д г о т о в к у к разрешению технических проблем в рабочих комиссиях, к установлению стандартных методов испытания сырья и продуктов и к разработке вопросов, связанных
    со стандартизацией производственных методов.

Следующая группа вопросов, требующая специального внимания, связана с необходимостью всемерного обеспечения р е а л ь н о г о в н е д р е н и я стандартов. Здесь, прежде всего, нужно поставить вопрос о б о б я з а т е л ь н о с т и стандартов. Опыт работы показывает, что официальный и обязательный характер утверждаемых стандартов является чрезвычайно ценным, необходимым условием успеха в работе и реальности самого стандарта. Рекомендуемые же стандарты весьма часто не получали почти никакого осуществления, во-первых, потому, что они плохо про­рабатывались, и, во-вторых, потому, что не принимались во внимание хозяйственными ра­ботниками, которые считаются не с рекомендуемыми, а с обязательными распоряжениями регулирующих органов. Достаточно указать на пример строительного кирпича. ВСНХ рекомендовал размер кирпича в 250, в то время как Цекометр издал обязательное распоряжение об установлении кирпича в 270.
В результате этот вопрос до сих пор не удалось сдвинуть с мертвой точки, несмотря на его огромное значение. Отсюда необходимость вводить в практику в тех случаях, когда это возможно, обязательные стандарты.
Вопрос о п р а к т и ч е с к о м в н е д р е н и и стандарта фактически не получил еще никакого конкретного разрешения, и стандарты, даже прекрасно проработанные, рискуют повиснуть в воздухе. Систематического контроля над стандартами не установлено, не выяснено также, где будут создаваться центральные и районные лаборатории для контроля над соблюдением стандарта. В частности, например, опыт с чугунными канализационными трубами в достаточной степени показал, что голое утверждение стандарта может оказаться чисто бюрократическим актом, если одновременно не поставить вопрос о разработке производственных мероприятий, связанных с внедрением стандарта.
Вопрос об установлении систематического контроля над соблюдением стандартов, по-видимому, уже назрел и в самих ведомствах. Так, например, Наркомторг уже поднимает вопрос о нарушениях стандарта курительной махорки и об установлении контроля. Оказывается, произведенные анализы показали обычный недовес и несоответствие качества принятым в стандарте условиям. Проблема эта требует дальнейшей проработки и может быть разрешена только путем соответствующих правительственных распоряжений.
Наконец, последний вопрос, требующий специального внимания, — это необходимость уста­новления тесной связи с общественными организациями. Все сделанное в этой важнейшей, с точки зрения реального осуществления намечаемых стандартов, области является далеко недостаточным. Комитет должен принять все меры к пробуждению общественного внимания к вопросам стандартизации путем организации публичных докладов и лекций, издания популярной литературы и пр. Следует особо подчеркнуть, что вовлечение широчайших общественных кругов в обсуждение и проработку вопросов стандартизации будет плодотворным только в том случае, если внимание будет сосредоточиваться на с у г у б о к о н к р е т н ы х вопросах, связанных с проработкой отдельных стандартов.
Возьмем, например, стандарт строительного кирпича. Установление этого стандарта, несомненно, связано с интересами строительных рабочих. Экономическая выгодность этого стандарта зависит от системы заработной платы. Если кирпич станет меньше, то, очевидно, работа облегчится.
На совещании по строительному кирпичу поднимался вопрос, как отразится уменьшение кирпича на заработной плате. Этот вопрос необходимо согласовать с ЦК строителей. С другой стороны, если вес тысячи кирпичей уменьшится, транспорт получит облегчение.
Другой пример — суперфосфат. Наш стандарт повышает его качество и, таким образом, по­требуется меньше суперфосфата для удобрения. По приблизительным подсчетам наши железные дороги должны будут перевозить ежегодно на 500 тысяч пудов меньше суперфосфата повышенного качества, чем прежде.
Опыт показывает, что именно в таких случаях, когда со всей остротой встают п р а к т и ч е с к и е вопросы, как результат установления определенного стандарта, можно добиться широкого общественного интереса и участия заинтересованных организаций в разработке стандартов в той или иной отрасли народного хозяйства.
Таковы основные итоги годовой работы. Дальнейшая проработка организационных и методологических вопросов, усиление связи с союзными республиками и привлечение к вопросам стандартизации общественного внимания создадут все предпосылки для созыва I Всесоюзного съезда по стандартизации. При условии длительной и тщательной подготовки этот съезд сможет явиться крупнейшим этапом по пути дальнейшего развертывания дела стандартизации в Советском Союзе.

«Стандарты и качество» Февраль 2019

Рубрика: Страницы истории
Автор(ы): В. Куйбышев
01.02.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!