Архив номеров

Национальные цели развития: стратегия России 2018―2024

Гайдаровский форум — 2019. Открытая дискуссия (РАНХиГС, 15—17 января 2019 г.).

А.Г. Силуанов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — министр финансов Российской Федерации
...Нацпроекты и национальные цели — это элементы Указа2. Абсолютно логично, когда ставятся межуровневые задачи — национальные цели развития страны — и говорится об инструментарии, как мы этого будем достигать.
Если сравнить новые задачи с теми, которые были поставлены шесть лет назад (в указе 2012 г.), то на тот период таких четких инструментариев прописано не было и такой работы организовано
не было. Там, где эта работа была поставлена на такой программный проектный подход, все получилось. Взять, например, вопрос о повышении заработной платы.
В этом направлении работа проводилась методично, была организована от самых высших до низовых структур, и данная задача реализована. Точно так же была выполнена задача по расселению из аварийного жилья.
А ряд других позиций, таких, как повышение ВВП, увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест, реализовать не удалось. Почему? Не было четко структурированной работы по этим направлениям…
Сейчас точно так же, как в 2012 г., есть задачи, но есть и инструментарий — национальные проекты, и мы уже говорили о том, что национальные проекты — это не только ресурсы и даже не столько ресурсы, сколько система уп­равления задачами и целями.
У нас есть понимание, что делать, кто будет делать и как будет делать. Это новация в нашем управлении. Уверен, что, создав четкую систему по решению этих глобальных задач от федерального до муниципального уровня, выстроив систему мониторинга, систему вовлеченности всех органов власти и местного самоуправления в процесс, мы добьемся результата.
Нацпроекты — это также инструменты достижения национальных целей. Например, национальная цель — вхождение в пятерку стран с наиболее развитой экономикой. У нас есть несколько нацпроектов о том, как увеличить объем экономики в России: это и производительность труда, и экспорт, малый и средний бизнес и т.д., у нас есть план по стимулированию инвестиций, есть планы по снижению регуляторного навеса. У нас есть и программные документы, и основные направления работы Правительства Российской Федерации, и, конечно, по каждой национальной цели есть свой план в правительстве. Он подготовлен и будет спущен правительством соответствующему исполнителю. <…> Для реализации национальных целей задействуются не только ресурсы нацпроектов и соответствующий инструментарий — задействуется вся государственная машина. Это важно понимать. Поэтому на вопрос, позволяют ли нацпроекты выполнить национальные цели, отвечаю однозначно — да. Нацпроект — это инструмент для их реализации.
Что касается госпрограмм, то программного подхода в работе правительства никто не отменял, и это справедливо. Другой вопрос, что эффективность этих госпрограмм ставится под сомнение экспертами, что тоже справедливо… потому что выстраивание этого инструментария не происходит так, как в нацпроектах. Нацпроект, по сути дела, это тот проектный подход, по которому должна строиться работа правительства.
Уверен, что мы постепенно перейдем к такому же программному подходу в рамках реализации госпрограмм... То есть четкие целеполагание, ответственность, контрольные точки, мониторинг ресурсов. Естественно, на всех уровнях. Такого подхода у нас по госпрограммам нет. Это нужно признать. Но мы будем наращивать этот механизм нацпроектов и распространять его все больше и больше на тот проектный программный подход, которым пользуется правительство.

А.Л. Кудрин, председатель Счетной палаты Российской Федерации
...Мне кажется, что указы, которые сейчас приняты, и прежде всего Указ № 204, устанавливают совершенно новые рамки для достижения национальных целей. Мы сегодня находимся на очень важной черте, потому что именно сейчас завершается подготовка основных национальных проектов, окончательных версий которых мы пока не видели. <…> Теперь персональная ответственность будет расписана не только за каждый нацпроект. Национальные цели — это вице-премьеры, нацпроекты — это вице-премьеры как кураторы и министры как ответственные исполнители.
Теперь о проблемах. Первая национальная цель — сокращение бедности. Такого нацпроекта у нас нет. Есть основные направления деятельности правительства... и там сказано, что каждой национальной цели будет посвящен отдельный план действий, который будет расписан детально. Таким образом, у нас сегодня появляется еще один формат документов — планы выполнения национальных целей, и они будут шире, чем национальные проекты. Поэтому считаю, что нацпроекты, даже если они полностью будут исполняться, не обеспечат выполнение национальных целей в полной мере. Достаточно ли шагов, прописанных в проектах, или нам нужны дополнительные деньги и дополнительные меры, — мы увидим из планов, о которых я уже говорил.
…Нацпроектов недостаточно даже для того, чтобы выйти на те темпы экономического роста, которые выводят нашу экономику в пятую величину, хотя несколько лет назад мы уже были пятой экономикой мира. Тем не менее эта цель снова стоит. Нужны другие, структурные, шаги, например, реформирование государственного управления. Вчера была объявлена очень смелая, на мой взгляд, идея — о сокращении регуляторной нагрузки почти в два раза (что я полностью поддерживаю, потому что наши оценки дают такие же ориентиры). Мы всегда говорили о необходимости сокращения государства в экономике, реструктуризации некоторых госкомпаний, перевод их в то же положение, что и обычный частный сектор, приватизации. Этой части в нацпроектах вообще нет. Кроме того, я считаю, что нужно существенно увеличить полномочия субъектов, передать часть земельных ресурсов субъектам. Это серьезные зональные структурные шаги. Они не все прописаны в нацпроектах. Вот поэтому нам нужны дополнительные политические меры, которые создадут тот драйв и тот экономический рост, который необходим. В 2012 г., как вы помните, тоже ставилось много целей и задач, но настоящего подведения итогов, я считаю, не было. Мы не обсудили результаты. Была озвучена цифра, что исполнено 90—93%. По нашим оценкам, 70%... Так, было запланировано создание 25 млн рабочих мест, но, как вы знаете, цель не была достигнута — создано всего 16 млн рабочих мест. Производительность труда должна была увеличиться за шесть лет на 50%, в результате она увеличена всего на 5%. За последние шесть лет у нас даже были годы, когда производительность труда в стране падала. Хочу вернуться к вопросу увеличения доли предприятий, осуществляющих технологические инновации. В 2008 г. была поставлена задача вывести ее на 40%. В тот момент это было 8%.
На сегодняшний день тоже 8%.
Нужны более четкие методики подсчета. Мы как счетная палата, независимый, кстати, от правительства кассационный орган внешнего государственного контроля, будем мониторить рынок… это наш вклад в реализацию национальных целей и задач. Мы будем не только говорить — выполнено или не выполнено, — мы будем анализировать, почему не выполнено, чего не хватило, нужно ли перегруппировать, привлечь другие ресурсы или какие-то другие шаги сделать. В этом смысле мы хотели бы находиться в непрерывном диалоге с правительством, быть партнерами <…>
Еще одна проблема. Сейчас иерархия нацпроектов и госпрограмм стала очень сложной... Все нацпроекты расписаны и разделены на мероприятия госпрограмм. Например, нацпроект «Демография» будет осуществляться через восемь госпрограмм. Госпрограммы — это инструмент или структурный элемент бюджетного планирования. Попасть в бюджет можно только через госпрограммы, и все нацпроекты будут расписываться по гос-программам. Мы хотим сконцентрироваться на приоритетах, эти приоритеты непрерывно отслеживать, но тут выясняется, что мы должны их разделить на восемь госпрограмм, у каждой госпрограммы есть свое ответственное лицо... Кроме того, каждая госпрограмма должна выполнять несколько нацпроектов, т.е. обратная история. Например, госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика» выполняет три национальных проекта. Получается, что у нас все время фокусы сбиваются. <…> Хочу добавить, что появился еще один формат планирования — федеральный проект... Дело в том, что нацпроект будет исполняться, в том числе, и через федеральный проект. Федеральный проект как структурное звено должен быть полностью погружен в государственную программу. <…> Таким образом, повторюсь, мы создали очень сложную систему управления. Между тем любой формат планирования должен позволять концентрироваться на главном, держать в фокусе приоритеты... Если цель не достигается, необходимо быстро перегруппировывать ресурсы, добавлять новые мероприятия. <…> Сегодня в системе управления национальными проектами, я считаю, есть риски в части самой системы управления.

«Стандарты и качество» Февраль 2019

Рубрика: Прямая речь
Автор(ы): А. Силуанов, А. Кудрин
01.02.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!