Архив номеров

Оценка и подтверждение квалификации: международный опыт и российская практика

Современный рынок труда предъявляет к работникам не только повышенные, но и унифицированные требования, определяет профессиональный уровень, которому они должны соответствовать. Это обстоятельство вызвало появление особого вида нормативного документа — профессионального стандарта.
Профессиональный стандарт — это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции», а квалификация работника — уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы1 (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ).
Ст. 195.3 ТК РФ определяет порядок применения профессиональных стандартов и особо оговаривает случаи обязательного их применения работодателем.
Появление профессиональных стандартов вызвало необходимость создания систем подтверждения соответствия их требованиям, где в качестве органа по подтверждению соответствия выступает третья сторона (в международной практике — орган по сертификации персонала).

Профессиональный стандарт — это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции», а квалификация работника — уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ).
Ст. 195.3 ТК РФ определяет порядок применения профессиональных стандартов и особо оговаривает случаи обязательного их применения работодателем.
Появление профессиональных стандартов вызвало необходимость создания систем подтверждения соответствия их требованиям, где в качестве органа по подтверждению соответствия выступает третья сторона (в международной практике — орган по сертификации персонала).
В 1989 г. был опубликован стандарт EN 45013, содержащий требования к органам по сертификации персонала. В 2003 г. начал действовать стандарт ИСО/МЭК 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала» (ISO/IEC 17024:2003 Conformity assessment — General requirements for bodies operating certification of persons), в 2012 г. вышла его новая версия. Стандарт устанавливает, что принципы, в соответствии с которыми проводится сертификация персонала, должны быть документально оформлены в политике и прослеживаться
в процедурах органа по сертификации. Отдельное внимание уделено взаимоотношениям, которые могут создавать угрозы для беспристрастности органа по сертификации. Установлено, что орган по сертификации должен иметь юридический статус, нести ответственность за свою деятельность в области сертификации, иметь полномочия без права их делегирования, касающиеся принятия решений по сертификации. Это имеет существенное значение для завоевания доверия к результатам его работы.
Сертификация персонала может выполняться только при наличии схемы, разработанной в соответствии с требованиями ИСО/МЭК 17024:2012. Основой процедуры сертификации персонала является экзамен, состоящий из нескольких частей, как правило, письменной, устной и практической.
В экзаменационный процесс не должны вмешиваться лица, принимающие участие в подготовке и обучении экзаменующихся, а в принятие решения о выдаче сертификата — лица, которые были привлечены к подготовке или проведению экзамена. Таким образом обеспечивается беспристрастность и уменьшается риск конфликта интересов.
В 1999 г. была создана Международная ассоциация по подготовке и сертификации персонала (International Auditor and Training Certification Association, IATCA), которая объединила органы по сертификации персонала. Со временем масштаб ее деятельности был значительно расширен, что привело к созданию в 2003 г. Международной ассоциации по сертификации персонала (International Personnel Certification, IPC).
Из российских органов по сертификации персонала полноправным членом IPC является Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», ассоциированным — Ассоциация по техническому регулированию «АССТР».
Членство в IPC гарантирует, что орган по сертификации полностью выполняет требования ИСО/МЭК 17024:2012 и схем сертификации IPC, а персонал проходит сертификацию по критериям не ниже применяемых органами по сертификации персонала — полноправными членами IPC, например таких стран, как Австрия, Великобритания, Германия, Гонконг, Италия, Канада, Китай, Норвегия, США, Южная Корея. Ассоциированное членство позволяет осуществлять совместную деятельность и сотрудничество с IPC. Описание схем сертификации IPC и критерии сертификации персонала в органах по сертификации-членах IPC детально представлены в документах, размещенных на сайтах этих организаций.
На основе требований ИСО/МЭК 17024 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024) в России были созданы и функционируют системы добровольной сертификации (СДС) специалистов, экспертов и аудиторов в области неразрушающего контроля, управления проектами, оценки недвижимости, строительства, сварки, энергоаудита, страхового, ресторанного и гостиничного бизнеса, риелторской и адвокатской деятельности, ветеринарии, бытового обслуживания и проч. Это объективно характеризует состояние российского рынка трудовых ресурсов, производства и услуг и уровень рисков для всех заинтересованных сторон. Созданы СДС персонала на региональном уровне. В качестве нормативной базы для разработки схем сертификации органами по сертификации персонала используются технические регламенты, стандарты и иные документы, устанавливающие требования к объектам подтверждения соответствия. По мере их актуализации схемы сертификации пересматриваются. Все действующие в нашей стране СДС персонала проходят государственную регистрацию в Росстандарте.
В последние годы в РФ были предприняты важные шаги по развитию независимой оценки квалификации (НОК) персонала:

    • учрежден Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (Указ Президента РФ от 16 апреля 2014 г. № 249). К решению этой задачи подключились Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Национальное агентство развития квалификаций;
    • создана Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, являющаяся основой для разработки профстандартов;
    • запущен (с 2013 г.) процесс активной разработки профстандартов и начато их использование в сфере профобразования и занятости;
    • созданы (на базе общероссийских отраслевых/межотраслевых объединений работодателей) советы по профессиональным квалификациям, задача которых — курирование независимой оценки персонала в отдельных отраслях и сферах деятельности;
    • введен в действие Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ, который определил участников системы независимой оценки квалификации — национальный совет, национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям, центры оценки квалификаций, работодатели, соискатели.
( агентство развития квалификаций и рамка квалификаций)

НОК проводится центрами оценки квалификаций (ЦОК) в форме профессионального экзамена. При оценивании соискателя на соответствие уровню квалификации конкретного профессионального стандарта проводится проверка его готовности к выполнению трудовых функций определенного уровня квалификации и в рамках определенной должности. По итогам профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки — заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для соискателя.
Порядок работы ЦОК установлен приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 декабря 2016 г. № 759н (далее — приказ № 759н), правила независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена — постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204 (далее — постановление № 1204).
По сути, НОК объединила в себе деятельность по разработке профстандартов и оценку их востребованности работниками и работодателями. В нормативных документах НОК прослеживаются принципы, изложенные в ИСО/МЭК 17024:2012. Означает ли это, что НОК соответствует международным требованиям? В рамках данной статьи попробуем сравнить понятия и требования ИСО/МЭК 17024:2012
и документов НОК. Наиболее явные отличия приведены в таблице.

Соответствие понятий и определений, содержащихся в ИСО/МЭК 17024:2012 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024—2017) и документах НОК

ИСО/МЭК 17024:2012 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024—2017)

Нормативные документы НОК

Заявитель — лицо, подавшее заявление о допущении его к процессу сертификации.
Кандидат — заявитель, который выполнил установленные предварительные условия и был допущен к процессу сертификации.
Соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в ЦОК для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном ФЗ № 238
Схема сертификации — компетентность и другие требования, относящиеся к профессиональным или квалификационным категориям персонала Понятие отсутствует, но практически реализовано в профстандартах, утверждаемых Минтрудом России
Собственник схемы — организация, ответственная за разработку и ведение схемы сертификации (организация может быть самим органом по сертификации, государственным органом или каким­либо другим органом) Понятие отсутствует, но фактически собственником всех схем является Минтруд России — уполномоченный орган исполнительной власти
(ФЗ № 238)
Компетентность — способность применять знания и навыки для достижения намеченных целей Понятие не определено и не применяется
Квалификация — демонстрируемые образование, подготовка и опыт работы, если применимо Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ)
Сертификационные требования — комплекс установленных требований, включающий требования схемы, которые должны быть выполнены в целях проведения или сохранения сертификации Понятие применяется в профстандартах, но не определено
Оценивание — процесс оценивания выполнения данным лицом требований схемы сертификации Понятие не определено, но реализовано в описании комплекта оценочных средств для проведения профэкзамена.
Оценочные средства — комплекс заданий, критериев оценки, используемых ЦОК при проведении профэкзамена (постановление № 1204)
Экзамен — механизм, являющийся частью оценивания, который измеряет степень компетентности кандидата с использованием одного или более способов, письменного или устного, практического или способа наблюдения, согласно требованиям схемы сертификации Профессиональный экзамен проводится ЦОК для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (постановление № 1204)
Экзаменатор — лицо, компетентное в области проведения оценивания экзамена в тех случаях, когда экзамен требует профессионального суждения Члены экспертной комиссии должны иметь подтвержденную Советом по профессиональным квалификациям квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения профэкзамена (приказ № 759н)
Наблюдатель — лицо, уполномоченное органом по сертификации, которое руководит или контролирует проведение экзамена,
но не оценивает компетентность кандидата
Наблюдателями имеют право и могут быть (т.е. это требование
не обязательное) представители Минтруда России, Совета
по профессиональным квалификациям (постановление № 1204)
Процесс сертификации — виды деятельности, с помощью которых орган по сертификации устанавливает, что данное лицо отвечает сертификационным требованиям, включая заявку, оценивание, решение по сертификации, повторную сертификацию, использование сертификатов и логотипов/знаков НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профстандарта и квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная ЦОК в соответствии с ФЗ № 238 (ФЗ № 238)
Орган по сертификации персонала — организация, существляющая разработку и ведение схем сертификации, оценивание заявителей и принимающая решение по сертификации Совет по профессиональным квалификациям — орган управления, наделенный полномочиями по организации проведения НОК
по определенному виду профессиональной деятельности, утверждающий оценочные средства для проведения профэкзамена и осуществляющий отбор и наделение полномочиями ЦОК, мониторинг и контроль за их деятельностью, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации и размещает их в реестре, создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб (приказ № 758н).
Центр оценки квалификаций — юридическое лицо, уполномоченное Советом по профессиональным квалификациям для проведения профессиональных экзаменов и включенное в реестр независимой оценки квалификаций (приказ № 759н)

При сравнении прежде всего бросаются в глаза различная интерпретация термина «квалификация» и отсутствие понятия «компетентность» в документах НОК. Само по себе то, что терминология НОК не претендует на полноту, не является критичным, однако в ИСО/МЭК 17024:2012 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024—2017) она гораздо шире и точнее. Согласно данному стандарту, система менеджмента органа по сертификации должна быть документирована, внедрена, поддерживаться в рабочем состоянии, демонстрировать результативность и содержать следующие взаимосвязанные элементы: структуру, документацию, ресурсы, процессы (разработки схем сертификации и собственно процесс сертификации), измерения и анализ (аудиты, корректирующие и предупреждающие действия, анализ со стороны руководства).
В документах НОК требования к системе менеджмента, обеспечивающей должное функционирование ЦОК, не установлены, поэтому представляется целесообразным разработать типовые структуру центра и состав его документов.
Приказом № 759н введено требование, исключающее сочетание в рамках ЦОК функций по обучению и оценке: «Деятельность центра не может быть организована на базе образовательной организации или организации, в составе учредителей которой имеются образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения)». Очевидно, что такое сочетание может вызвать сомнение в объективности оценок, поэтому ЦОК и все созданные на их базе экзаменационные центры и площадки должны продемонстрировать, что процесс профэкзамена независим от обучения и тем более то, что он не проводится по лекалам итоговой аттестации выпускников. Однако надо учитывать, что возникают новые организационно-правовые формы ЦОК и схемы аутсорсинга, требующие регламентации и учета конфликта интересов.
Независимость и компетентность экспертов лежат в основе процедуры НОК, в противном случае нельзя гарантировать, что какой-либо эксперт сможет адекватно и объективно провести оценку. Поэтому вполне логично требование ИСО/МЭК 17024:2012 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024—2017) по введению механизма поддержания компетентности экспертов. Основания же для наделения полномочиями экспертов (экзаменаторов) в документах НОК необходимо уточнить, поскольку в оценочных средствах никакой информации об экспертах, кроме фамилии, имени, отчества и реквизитов документов, подтверждающих их квалификацию (а не компетентность), не требуется.
Не все соискатели и их потенциальные работодатели могут отслеживать новые законодательные требования и понимать их суть, в частности обязательность процедуры независимой оценки квалификации. Соискателям прежде всего необходимо получить (от своего работодателя, в случаях когда применение профстандарта является обязательным в организации, например при приеме на работу, изменении штатного расписания) обоснование мотивации к сдаче профэкзамена, выбрать профстандарт и соответствующий ЦОК из числа действующих для подтверждения искомой квалификации (центры, как правило, имеют разные специализации). Однако из-за недостатка информации о работе центров сложно провести анализ и сравнение их активности.
Хотелось бы также обратить внимание на следующие аспекты.
1. В РФ создана замкнутая многоуровневая система администрирования процедур НОК, в которой:

    • Минтруд России наделен полномочиями по утверждению профстандартов и нормативных документов НОК, контролю системы НОК;
    • советы по профессиональным квалификациям разрабатывают наименования квалификаций, утверждают оценочные средства для проведения профэкзаменов, создают сети центров оценки квалификаций и подтверждают квалификацию экспертов (экзаменаторов), принимают решения по соискателям, рассматривают жалобы, осуществляют мониторинг и контроль центров и ведут реестр НОК;
    • ЦОК организуют проведение профэкзаменов либо делегируют свои полномочия создаваемым в своей структуре экзаменационным центрам и/или экзаменационным площадкам, которые, по сути, являются субподрядчиками. При этом деятельность последних никак не регламентирована.

2. В документах НОК речь идет о внутреннем мониторинге и контроле этой системы, причем основными задачами являются сбор статистических данных для формирования реестра сведений и проведение контрольных проверок советов и центров. Однако вся система, все ее элементы должны подвергаться всестороннему мониторингу и анализу, и целью должно быть выявление проблем, улучшение и развитие.
3. В течение периода действия документа о квалификации мониторинг деятельности работника для подтверждения его соответствия требованиям профстандарта не проводится. Также не определен период пересмотра профстандартов и соответствующих оценочных средств.
В целях международного признания схем сертификации персонала и их результатов, способствующего мобильности и обмену человеческими ресурсами между странами, орган по сертификации должен пройти процедуру аккредитации на соответствие требованиям данного стандарта. В соответствии с ИСО/МЭК 17000:2004 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» аккредитация — это «подтверждение соответствия третьей стороной, относящееся к органу по оценке соответствия и служащее официальным признанием его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия». В действующей системе НОК аккредитация, т.е. внешняя независимая проверка системы, не предусматривается.
Таким образом, требования ИСО/МЭК 17024:2012 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024—2017) в сравнении с моделью НОК представляются более цельными, системными, понятными и заслуживающими доверия. Международный опыт говорит о том, что деятельность по оценке соответствия будет эффективна до тех пор, пока в ней будут участвовать все заинтересованные стороны. Поэтому для международного признания системы НОК и ее результатов, т.е. квалификационного уровня российских трудовых ресурсов, некоторые элементы НОК требуют дальнейшего обсуждения, детальной проработки и корректировки. Вместе с тем хотелось бы отметить, что параллельное существование в России двух моделей — независимой оценки квалификаций и сертификации персонала — неизбежно приведет к сотрудничеству всех заинтересованных сторон и координации в этой сфере усилий регулирующих органов в лице Минтруда России, Минпромторга России и Минобрнауки России, а впоследствии к стиранию границ между этими моделями.

Список использованной литературы

    1. Зворыкина Т.И. Национальная система квалификаций на основе технических, профессиональных и образовательных стандартов // Стандарты и качество. — 2018. — № 9. — С. 36—40.
    2. Лейбович А.Н. Вопросы эффективности национальной системы квалификаций // Образовательная политика. — 2015. — № 1. — С. 37—42.
    3. Лейбович А.Н. Кадры решают все // Business Excellence. — 2018. — № 10. — С. 44—49.
    4. Волкова Н.Н., Муллин А.В., Сахно Т.В. Новая вервия ИСО/МЭК 17024 // Стандарты и качество. — 2014. — № 5. — С. 64—66.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.02.2019

448
Поделиться:



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play

Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!