Архив номеров

Работа ТК по стандартизации

Продолжаем серию публикаций, посвященных работе технических комитетов по стандартизации в 2019 г.
Приглашаем ТК  принять участие в проекте. На территории нашей страны накоплено колоссальное количество отходов промышленного производства. Формируется новая система обращения с отходами, проводятся работы по стандартизации в данной области.
Золошлаковые отходы (ЗШО) образуются при сжигании угля на тепловых электростанциях и являются многотоннажными отходами теплоэнергетики. Хранение ЗШО в отвалах приводит к загрязнению окружающей среды (почвы, грунтовых вод, воздушного бассейна). Красные (буровые) шламы образуются при производстве алюминия. В России, как минимум, два больших шламохранилища. Бокситогорское шламохранилище находится в Ленин-градской области, разлив шлама повлияет на экосистему Ладожского и Онежского озер, а также, возможно, и Невы. Краснотурьинское шламохранилище расположено неподалеку от реки Турья, входящей в водную систему Тобола,  учитывая объем захороненния, неконтролируемый разлив может достичь реки Обь. Металлургические шлаки образуются в процессе выплавки черных и цветных металлов.  Ежегодный выход металлургических шлаков составляет 54,7 млн т.  

Золошлаковые отходы (ЗШО) образуются при сжигании угля на тепловых электростанциях и являются многотоннажными отходами теплоэнергетики. Хранение ЗШО в отвалах приводит к загрязнению окружающей среды (почвы, грунтовых вод, воздушного бассейна). Красные (буровые) шламы образуются при производстве алюминия. В России, как минимум, два больших шламохранилища. Бокситогорское шламохранилище находится в Ленин-градской области, разлив шлама повлияет на экосистему Ладожского и Онежского озер, а также, возможно, и Невы. Краснотурьинское шламохранилище расположено неподалеку от реки Турья, входящей в водную систему Тобола, учитывая объем захороненния, неконтролируемый разлив может достичь реки Обь. Металлургические шлаки образуются в процессе выплавки черных и цветных металлов. Ежегодный выход металлургических шлаков составляет 54,7 млн т.

Захоронение крупнотоннажных промышленных отходов в таких масштабах несет серьезные экологические риски. Между тем их переработка и использование в производстве имеют большой экономический потенциал, способны расширить материально-сырьевую базу страны. Так, например, в Финляндии и Германии в переработку и утилизацию во-влекают 90% ЗШО, во Франции и Великобритании — 70%. Для сравнения в России — до 10% (по некоторым данным, до 15%). Использование металлургических шлаков в производстве строительных материалов значительно снижает их себестоимость. Сталеплавильные шлаки обладают рафинирующим действием и очищают сталь от таких вредных примесей, как фосфор и сера, защищают металл от окисления газовой фазой. Растущий интерес профессионального сообщества к данной проблеме обусловлен не только ужесточающимися экологическим требованиями и политикой ведущих стран, но и возрастающей экономической целесообразностью вовлечения отходов в промышленный оборот.

Для обеспечения качественных свойств вторичных ресурсов и упрощения их оборота между организациями требуется расширение нормативно-технической базы, в которой на сегодняшний день существует много пробелов начиная с отсутствия в законодательном поле понятия «вторичные» ресурсы.

С 1 января 2019 г. на территории Российской Феде-рации формируется новая система обращения с отходами, полномочия по координации и стимулированию вовлечения отходов промышленного производства возложены на Минпромторг России. В связи с этим на базе Федерального государственного автономного учреждения «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (ФГАУ «НИИ «ЦЭПП») приказом Росстандарта от 30.10.2018 № 2272 создан Технический комитет по стандартизации ТК 231 «Отходы и вторичные ресурсы» (ТК 231).
Председатель ТК — доктор технических наук, профессор, научный руководитель ФГБУ УралНИИ «Экология» Б.Е. Шенфельд, ответственный секретарь — И.С. Курошев). Состав технического комитета приведен на схеме.


Технический комитет является формой сотрудничества представителей органов государственной власти, бизнес-сообщества, научных и проектных организаций, других заинтересованных организаций при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации в области управления отходами, терминологии, классификации, методов анализа и отбора проб, испытаний, контроля качества и технических требований к отходам и вторичным ресурсам.

ТК 231 участвует в работе международных технических комитетов — ИСО/ТК 238 «Твердое биотопливо», ИСО/ТК «297 Сбор и транспортирование отходов», ИСО/ТК 300 «Топливо твердое восстановленное».

Основные задачи ТК 231:

    • формирование программы разработки национальных стандартов в области обращения с отходами производства и потребления и вторичными ресурсами;
    • рассмотрение предложений по применению международных и региональных стандартов на национальном и межгосударственном уровнях в области обращения с отходами производства и потребления и вторичными ресурсами;
    • проведение научно-технической, правовой и нормативной экспертиз проектов национальных и межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим стандартам, а также представление их на утверждение (принятие) в национальный орган по стандартизации;
    • участие в работе межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), имеющего общую область деятельности с техническим комитетом (в том числе для ведения секретариата МТК), а также аналогичных технических комитетов (подкомитетов или рабочих групп) международных и региональных организаций по стандартизации;
    • регулярная проверка действующих в Российской Федерации и закрепленных за техническим комитетом национальных и межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены;
    • оценка целесообразности утверждения закрепленных за техническим комитетом предварительных национальных стандартов в качестве национальных стандартов Российской Федерации по результатам мониторинга их применения;
    • рассмотрение предложений об отмене действующих в Российской Федерации и закрепленных за техническим комитетом национальных и межгосударственных стандартов и предложений об одностороннем прекращении применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации;
    • рассмотрение проектов международных стандартов в закрепленной за техническим комитетом области деятельности и подготовка позиции Российской Федерации при голосовании по данным проектам;
    • рассмотрение предложений по разработке международных стандартов, в том числе на основе национальных и межгосударственных стандартов, закрепленных за техническим комитетом;
    • проведение экспертизы официальных переводов на русский язык международных и региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств в закрепленной за техническим комитетом области деятельности;
    • подготовка заключений о возможности применения международных, региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств в закрепленной за техническим комитетом области деятельности для подтверждения соблюдения требований технических регламентов и включения данных стандартов и сводов правил в соответствующие перечни;
    • проведение экспертизы проектов сводов правил и проектов технических регламентов, относящихся к области деятельности технического комитета;
    • участие в формировании перечней документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, и перечней документов в области стандартизации, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технических регламентов и осуществления оценки соответствия;
    • участие в работе технических комитетов международных и региональных организаций по стандартизации в области требований и норм, обеспечивающих методы анализа и испытаний, контроль качества и технические требования к отходам и вторичным ресурсам, в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных (региональных), в ведении их секретариатов в соответствии с соглашениями между национальными органами по стандартизации;
    • проведение экспертизы проектов правил стандартизации и проектов рекомендаций по стандартизации, относящихся к области деятельности технического комитета;
    • проведение экспертизы проектов стандартов организаций.

ТК 231 осуществляет подготовку предложений по включению в Программу разработки национальных стандартов (ПРНС). ТК 231 осуществляет подготовку предложений по включению в Программу работ по межгосударственной стандартизации тем, относящихся к области управления отходами, терминологии, классификации, методам анализа и отбора проб, испытаний, контроля качества и технических требований к отходам и вторичным ресурсам. При планировании работ по национальной и межгосударственной стандартизации технический комитет увязывает их с работами, проводимыми аналогичным техническим комитетом международной организации по стандартизации.

Не реже раза в пять лет техническим комитетом проводится проверка закрепленных за ним действующих стандартов с целью обеспечения их соответствия современному научно-техническому уровню и своевременного обновления.

По решению национального комитета по стандартизации технический комитет принимает участие в рассмотрении проектов международных стандартов и подготовке позиции Российской Федерации при голосовании по данным проектам, а также в иных работах по международной стандартизации.

В случае обращения в технический комитет национального органа по стандартизации или разработчика технического регламента (в том числе технического регламента Таможенного союза) с предложением провести экспертизу проекта технического регламента, относящегося к области деятельности технического комитета, комитет проводит научно-техническую экспертизу проекта технического регламента и рассматривает проекты перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного технического регламента, и перечня документов в области стандартизации, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения этого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

В настоящее время ТК 231 заключил соглашения с ТК 060 «Химия», ТК 187 «Проведение исследований в полярных регионах» и ТК 339 «Безопасность веществ и материалов».

Предметами настоящих соглашений является создание условий, необходимых для обеспечения дальнейшего развития и упрочения взаимовыгодного сотрудничества и эффективного взаимодействия технических комитетов по разработке и совершенствованию национальных и межгосударственных стандартов в сферах деятельности технических комитетов.

Программой национальной стандартизации на 2019 г. предусмотрена разработка следующих стандартов:

    • Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
    • Ресурсосбережение. Общие требования к утилизации продукции, потерявшей свои потребительские свойства;
    • Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения;
    • Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Системы экологического контроля и мониторинга на объектах по обезвреживанию опасных отходов;
    • Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководящие принципы и методы утилизации отходов бурения;
    • Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Расчет энергоэффективности сжигания отходов;
    • Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла продукции. Термины и определения.

«Стандарты и качество» Апрель 2019

Рубрика: Стандартизация
Автор(ы): М. Доброхотова, К. Скобелев, С. Вертышев
01.04.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!