Архив номеров

Технические комитеты по стандартизации — основа системы стандартизации или?..

Для профессиональных стандартизаторов вопрос в заголовке статьи носит риторический характер. Любой национальный орган по стандартизации с гордостью рассказывает о тысячах экспертов-профессионалов, объединенных в рамках технических комитетов по стандартизации (ТК) и представляющих все заинтересованные стороны при разработке стандартов. Это экспертная элита государств, которая обеспечивает реализацию и продвижение технической политики государств и компаний, выход национальной продукции на международные рынки. Однако в последнее время ряд действий российских органов власти, отвечающих за стандартизацию, делает вопрос о роли ТК весьма актуальным. Попробуем разобраться в создавшейся ситуации.

В конце 2018 г. в Правительство РФ был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», подготовленный Мин­промторгом России в соответствии с поручением Пра­ви­тельства РФ от 26 ноября 2018 г. № ДК-П7-8337 (далее — Законопроект). Этот небольшой по объему документ вызвал существенные возражения компаний, общественных организаций и ТК. Дело в том, что его текст существенно отличается от того, который был рассмотрен и одобрен на совместном совещании профильных комитетов Торгово-ромышленной палаты (ТПП) РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и ООО «Деловая Россия», прошедшем 20 сентября 2018 г. в РСПП при участии руководителей Минпромторга России и Росстандарта.

В качестве принципиального замечания необходимо отметить изменение определения технического комитета по стандартизации. В Законопроекте предложена следующая редакция: «Технический комитет по стандартизации — совещательный экспертный орган, созданный при федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации и объединяющий участников работ по стандартизации для разработки документов национальной системы стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности, а также для проведения работ в области международной и региональной стандартизации в области деятельности, соответствующей области деятельности технического комитета по стандартизации».

В предлагаемой Законопроектом формулировке это определение противоречит существующей практике, в том числе международной, а также положениям действующего Феде­рального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ (далее — ФЗ № 162) и его под-законным актам.

Установление для ТК статуса «совещательного» органа при Росстандарте не согласуется с полномочиями ТК по разработке, экспертизе и представлению проектов стандартов, а также по порядку их рассмотрения федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и порядку обжалования отклонения предложений ТК, установленными в ФЗ № 162 (ст. 24, 25). Статус ТК как «экспертного» органа при Рос­стандарте не соответствует функционалу ТК, приведенному в этом же определении, поскольку в нем за ТК закрепляются только функции разработки документов национальной системы стандартизации, функции экспертизы отсутствуют. Причем последнее противоречит полномочиям ТК по действующему ФЗ № 162 (ст. 24 и 25).

Положение о вхождении в состав ТК участников работ по стандартизации ограничивает участие в работе комитетов представителей всех заинтересованных сторон, в том числе изготовителей и общественных организаций.

Кроме того, определение ТК в Законопроекте содержит внутреннее противоречие, так как сам ТК входит в состав участников работ по стандартизации. Ограничение сферы деятельности ТК только документами национальной системы стандартизации (национальные стандарты и предварительные национальные стандарты) противоречит существующим функциям ТК по экспертизе: стандартов организации (ч. 5 ст. 21 ФЗ № 162), международных, региональных и межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств (ч. 2 ст. 26 ФЗ № 162; ч. 4 ст. 44 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ), сводов правил при их регистрации (постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 624, приказы Росстандарта от 22.05.2015 № 601, от 27.10.2016 № 1635 и от 22.05.2017 № 1031).

В соответствии с Законопроектом проектные технические комитеты по стандартизации (ПТК) создаются по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации. В настоящее время ПТК создаются по инициативе заинтересованных организаций (промышленности и бизнеса) для продвижения на рынок инновационной продукции.

В случае принятия предлагаемой редакции заинтересованные организации не смогут инициировать создание ПТК.

В сухом остатке: ТК в качестве совещательного органа может только разрабатывать стандарты, а не участвовать в их планировании и экспертизе, предлагать любые решения, но окончательное решение будет принимать Росстандарт.

При этом секретариаты ТК будут выведены в Национальный институт стандартов (НИС).

Более 50 организаций из числа опрошенных Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия поддержали необходимость доработки Законопроекта с уточнением полномочий и функций ТК, а также с проведением его повторного публичного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.

В интервью «Российской газете» 15 апреля 2019 г. руководитель Росстандарта А.В. Абрамов сказал: «К 2020 г. деятельность всех секретариатов технических комитетов будет поэтапно сосредоточена на единой платформе. В НИС эту работу будут вести порядка двухсот компетентных экспертов в конкретных областях стандартизации». Таким образом, Росстандарт предлагает полностью реформировать систему стандартизации. В связи с этим возникает целый ряд вопросов:

    • каким образом будут участвовать в стандартизации промышленность, бизнес и заинтересованные стороны в предлагаемой новой конструкции;
    • какова роль секретариатов НИС с учетом нового совещательного статуса ТК;
    • откуда в НИС появятся 200 экспертов, компетентных в атомной, железнодорожной, энергетической, пищевой и других сферах;
    • какова будет роль отраслевых институтов, которые в настоящее время ведут секретариаты ТК и пока еще поддерживаются крупными компаниями;
    • кто будет определять техническую политику и стратегическое планирование ТК;
    • как будут финансироваться работы по стандартизации и т.д.?

То, что секретариаты ТК ведут базовые профильные организации, полностью соответствует международной практике и обеспечивает заинтересованность промышленности в участии в процессах стандартизации. Если бизнес не видит законной возможности планировать создание стандарта и влиять на результат, с какой стати он будет финансировать его разработку? Обращаю внимание на слова «законной возможности». ТК создаются на основе равного представительства сторон, принципах добровольности и открытости, для достижения целей и решения задач стандартизации (ст. 11 ФЗ
№ 162). Обеспечивать соблюдение этих принципов — задача Росстандарта. В соответствии со ст. 9 ФЗ № 162 именно Росстандарт осуществляет методическое руководство деятельностью ТК и ПТК, организует их взаимодействие, осуществляет координацию их деятельности, контроль за работой, мониторинг и оценку их эффективности.

Когда в обоснование реорганизации ТК глава Росстандарта (в том же интервью «РГ») заявляет, что «на конкурентных рынках такая распределенная модель не способствует доверию и выталкивает из технического диалога бизнес-конкурентов» и что «мы считаем несправедливым выделять кого-то в отрасли», то это свидетельствует только о том, что принципы, установленные ФЗ № 162, в практике национального органа по стандартизации в полной мере не реализованы. К сожалению, этому есть много примеров, в первую очередь — дублирование деятельности ТК и, как следствие, стандартов.
Дублирование деятельности ТК приводит к нездоровой конкуренции и конфликту содержания стандартов, противоречит действующему законодательству в области стандартизации, международной практике, вводит добросовестных производителей и потребителей в заблуждение и открывает доступ на рынок некачественной продукции.

В российском законодательстве в области стандартизации и международных документах по стандартизации четко зафиксирована позиция о невозможности существования двух национальных или межгосударственных стандартов на один объект стандартизации.

В качестве принципов стандартизации в ФЗ № 162 установлены «обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации» (п. 3 ст. 4) и «непротиворечивость национальных стандартов друг другу» (п. 9 ст. 4). Согласно п. 6 ст. 24 ФЗ № 162, разработчик представляет проект национального стандарта в ТК или ПТК «в соответствии с их компетенцией». Это полностью отвечает международным принципам стандартизации, закрепленным в Директивах ИСО/МЭК Часть 2 «Принципы и правила построения и составления документов ИСО и МЭК», где установлено, что «документы должны избегать дублирования… Насколько это возможно, описание требований в отношении одного предмета или объекта стандартизации должно быть ограничено одним документом» (п. 5.7).

Это же положение закреплено в основополагающих меж-государственных стандартах: ГОСТ 1.0—2015 «Межгосу-дарственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосу­дарственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены» (п. 3.1.7). В ПМГ 22—2004 «Правила разработки программы работ по межгосударственной стандартизации» неоднократно упоминается необходимость исключения дублирования работ по стандартизации (п. 3.2, 3.4, 3.8). Четко прописаны подобные требования и в ГОСТ 1.4—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» (подп. 4.2.1).

В соответствии с п. 13 Порядка создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утвержденного приказом Росстандарта от 23.05.2016 № 588, Росстандарт должен принять решение о закреплении за ТК перечня национальных стандартов, действующих в Российской Федерации и относящихся к компетенции создаваемого ТК.

В случае закрепления за двумя ТК одних и тех же стандартов будут нарушены принцип стандартизации о непротиворечивости стандартов друг другу (ч. 9 ст. 4 ФЗ № 162), а также положения ФЗ № 162 о необходимости учета компетенции ТК (п. 6 ст. 24), закрепленные приказом Росстандарта от 23.05.2016 № 588.

Приостановление действия ГОСТ Р 1.1—2013 «Стан-дартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» (приказ Росстандарта № 768-ст от 30.06.2016) привело к отсутствию четких процедур работы с ТК, в том числе по исключению дублирования в их работе. Согласно п. 9 Порядка создания, деятельности и ликвидации ТК, ПТК, Росстандарт не проверяет заявку на создание ТК на предмет несоответствия принципам стандартизации и не может отклонить ее в случае нарушения принципов стандартизации.

Позиция Росстандарта по представлению всем компетентным участникам «реальной возможности тиражирования через стандарты перспективных технологий» привела к тому, что мы имеем целый ряд ТК, созданных этим ведомством с одинаковой областью деятельности. Это напрямую противоречит положениям ИСО/МЭК, МГС и ФЗ № 162, а также одному из основополагающих принципов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, устанавливающему, что «орган по стандартизации, находящийся в пределах территории члена, всемерно стремится избегать дублирования или частичного совпадения с деятельностью других органов по стандартизации на национальной территории» (п. «H» Приложения 3 «Кодекс добросовестной практики применительно к подготовке, утверждению и применению стандартов»).

Учитывая приведенные выше заявления руководства Рос-стандарта, можно констатировать, что дублирование структур по стандартизации вводится преднамеренно. В приказы Росстандарта по созданию (реорганизации) ТК вносятся одни и те же коды ОКС на объекты стандартизации или с примечанием «совместно с ТК». В качестве примеров можно привести:

    • ТК 465 «Строительство» — дублирует области 18 других комитетов, в том числе ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность», ТК 045 «Железно­дорожный транспорт», ТК 144 «Строительные материалы и изделия», ТК 357 «Стальные и чугунные трубы и баллоны», ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы», ТК 418 «Дорожное хозяйство», ТК 142 «Техно-логический инжиниринг и проектирование», ПТК 705 «Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости» и др.;
    • ТК 702 «Российская система качества» — ряд ТК по пищевой продукции и напиткам, продукции легкой промышленности;
    • ПТК 706 «Цифровые электрические сети» — ТК 016 «Электроэнергетика»;
    • ПТК 703 «Удобная дорога» — ТК 278 «Безопасность дорожного движения» и ТК 418 «Дорожное хозяйство»;
    • ТК 701 «Средства надежного хранения денежных средств, ценностей и носителей информации» — ТК 135 «Мебель», ТК 253 «Складское оборудование» и ТК 391 «Средства физической защиты и материалы для их изготовления»;
    • ТК 187 «Проведение исследований в полярных регионах» также дублирует целый ряд ТК.

Следствием искусственного — не имеющего мировых аналогов — создания Росстандартом условий для нездоровой конкуренции ТК и разработанных ими стандартов являются многочисленные обращения и апелляции в адрес Росстандарта. Наличие противоречащих друг другу стандартов не соответствует принципам стандартизации (ст. 4 ФЗ № 162), наносит урон национальной системе стандартизации, вводит в заблуждение потребителей стандартов, сдерживает применение данных документов в качестве ссылочных в технических регламентах и нормативных правовых актах.

В результате рассмотрения таких апелляций отменен ряд стандартов, например ГОСТ 30245—2012 «Профили стальные гнутые замкнутые сварные квадратные и прямоугольные для строительных конструкций. Технические условия», рассматриваются апелляции на ГОСТ Р 58398—2019 «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения».

На протяжении ряда лет в Минпромторг России, Минэнерго России и Росстандарт неоднократно поступали обращения от ТК 023 по поводу дублирования области его деятельности с ТК 465, а также дублирования и искажения стандартов, разработанных ТК 023.

Председатель ТК 144, заместитель министра Минпромторга России В.Л. Евтухов 9 апреля 2019 г. направил письмо в Росстандарт об исключении дублирующих кодов ОКС из области деятельности ТК 465. Его можно понять: в Программе национальной стандартизации на 2019 год со стороны ТК 465 было заявлено 118 стандартов, входящих в область деятельности ТК 144.

В 2017 г. в ТПП РФ прошло обсуждение проблемы дублирования деятельности ТК 701 и ТК 135, ТК 253, ТК 391, после чего в Росстандарт были направлены конкретные предложения предпринимательского сообщества по разрешению этой ненормальной ситуации. В их основе — скорейшее восстановление действия ГОСТ Р 1.1—2013 и внесение изменений в Порядок создания, деятельности и ликвидации ТК, ПТК в части введения прямого запрета дублирования ТК, как это предусмотрено положениями ИСО/МЭК, МГС и ВТО. Данные предложения неоднократно озвучивались на заседаниях Общественного совета, Совета по стандартизации и Комиссии по апелляциям при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. К сожалению, до настоящего времени в данной области сохраняется правовой вакуум.

Необходимо отметить, что проблемы оптимизации деятельности ТК не рассматриваются и в проекте плана мероприятий (дорожной карты) по развитию стандартизации в РФ на период до 2030 года (далее — проект дорожной карты), разработанном взамен Концепции развития стандартизации Рос­сийской Федерации до 2030 года и представленном в Правительство РФ. При том что количество разрабатываемых стандартов по сравнению с 2013 г. сократилось более чем в два раза, а темпы обновления документов снизились до 3,8%, в проекте дорожной карты нет конкретных предложений по улучшению ситуации и развитию системы стандартизации с учетом международного опыта использования института ТК.

Кроме того, в проекте дорожной карты (разд. 3) отсутствуют важнейшие задачи по созданию правового и организационного механизма привлечения промышленности к работам по стандартизации, использованию инструментов государственно-частного партнерства, стимулированию участия бизнеса и промышленности в работах по стандартизации. Достижение целей проекта дорожной карты без участия всех заинтересованных сторон в работе ТК и без развития системы ТК в качестве базовых экспертных организаций системы стандартизации невозможно.

Совершенствование структуры национальной системы стандартизации, формирование новой финансовой и организационной модели стандартизации должно строиться прежде всего на привлечении к работам по стандартизации промышленности и бизнеса, а не на полном «огосударствлении» стандартизации и централизации всех функций и полномочий в НИС.

В составе показателей и индикаторов проекта дорожной карты (разд. 4) приведены показатели, введение которых необоснованно и требует экспертной оценки ТК. Например, предлагается сократить долю общесоюзных (принятых до 1992 г.) стандартов в Федеральном информационном фонде стандартов с 36,7 (по состоянию на 1 января 2019 г.) до 10% (к 2025 г.), а средний возраст документов снизить соответственно с 17,08 до 7 лет. При этом проигнорирована принятая в мировой практике процедура закрепления соответствующего фонда стандартов за конкретным ТК, предусматривающая периодический анализ фонда стандартов со стороны ТК с внесением предложений по пересмотру, отмене или подтверждению статуса и актуальности стандарта.

Сокращение числа «советских стандартов» не должно быть самоцелью Росстандарта. Документы, которые востребованы промышленностью и бизнесом, должны продолжать действовать. Тем более что они обеспечивают экономическую интеграцию на пространстве СНГ. Вместе с тем в проекте дорожной карты абсолютно необоснованно ставится задача по «переходу от устаревшей модели межгосударственной стандартизации к современным форматам региональных организаций по стандартизации» (подп. 2.1), что полностью противоречит целям этого проекта по экономической интеграции, а также интересам российской промышленности и бизнеса по выходу на рынки 12 стран-членов признанной в 1996 г. ИСО региональной системы стандартизации МГС. Но если данная система устарела, то необходимо предусмотреть мероприятия по ее совершенствованию, а не отказываться от нее и не переходить на новую региональную систему стандартизации ЕАЭС из пяти стран.

а внеочередном совещании руководителей национальных органов по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации государств-участников Согла­шения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, которое состоялось в апреле в г. Кишинев, вопрос о создании новой региональной организации по стандартизации был вынесен на голосование и поддержан не был (п. 1.6 Протокола 3-го ВС МГС от 02.04.2019). Отметим, что Российская Федерация голосовала за создание новой
организации.

Выводы

В целях введения прямого запрета дублирования деятельности ТК необходимо принять в текущем году новую редакцию ГОСТ Р 1.1 и внести изменения в Порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации.

Обсуждение стратегических вопросов участия России в региональных системах стандартизации или создания новых региональных систем стандартизации должно осуществляться с основными бенефициарами этих систем — промышленностью и бизнесом, которые кровно заинтересованы в экономической интеграции и сохранении традиционных рынков сбыта своей продукции.

Любые изменения в законодательстве о стандартизации и предложения по развитию системы стандартизации должны основываться на эволюции системы ТК, активизации участия промышленности и бизнеса в работе ТК, а также на расширении экспертных возможностей ТК при работе со всеми существующими документами по стандартизации.

«Стандарты и качество» Июль 2019

Рубрика: Острый взгляд
01.07.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!