Архив номеров

Механизмы технического регулирования должны быть жесткими и эффективными

Создание единой системы технического регулирования — глобальный проект в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз) и базовый инструмент развития евразийской интеграции. Его реализация начата Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК, Комиссия) и государствами ЕАЭС несколько лет назад в условиях большого количества разногласий и противоречий между национальными системами технического регулирования.
В настоящее время есть три основные цели формируемой в Союзе единой системы технического регулирования: снятие технических барьеров во взаимной торговле, защита внутреннего рынка от небезопасной продукции и повышение качества и конкурентоспособности производимой в ЕАЭС продукции. В формировании единой системы технического регулирования имеются очевидные достижения. Приняты основные документы, составляющие правовую базу в этой сфере.

В настоящее время есть три основные цели формируемой в Союзе единой системы технического регулирования: снятие технических барьеров во взаимной торговле, защита внутреннего рынка от небезопасной продукции и повышение качества и конкурентоспособности производимой в ЕАЭС продукции.

В формировании единой системы технического регулирования имеются очевидные достижения. Приняты основные документы, составляющие правовую базу в этой сфере.

Вместе с тем еще сохраняется ряд проблем, большей частью застарелых, которые не позволяют устранить действующие технические барьеры в торговле, обеспечить эффективную защиту рынка от небезопасной продукции. Они негативно отражаются на взаимной торговле на рынке Союза. В первую очередь это затягивание сроков принятия союзных технических регламентов (ТР ЕАЭС). Есть примеры разработки технических регламентов на протяжении шести—семи лет! Так, по проекту ТР ЕАЭС в области строительства до сих пор нет сформированной позиции отдельных сторон, что сдерживает весь процесс формирования нормативной базы в этой сфере.

Также вызывает озабоченность введение или сохранение в государствах-членах Союза дополнительного национального регулирования по отдельным видам продукции (или процедурам допуска ее на рынок), в отношении которой установлены обязательные требования в ТР ЕАЭС. Хочу обратить внимание на важность четкой регламентации сфер технического регулирования и применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер для исключения дублирования в этих сферах процедур регулирования. Это сегодня является актуальной задачей, скорейшее решение которой позволит значительно снизить количество необоснованных запретов и ограничений во взаимной торговле в ЕАЭС.

Особое значение имеют вопросы обеспеченности ТР ЕАЭС современными межгосударственными стандартами, в первую очередь на методы испытаний. Органам по стандартизации стран Союза совместно с Комиссией необходимо отработать все возможные подходы к решению этой проблемы — и в первую очередь активизировать работу по межгосударственной стандартизации с учетом курса на цифровую экономику. Система технического регулирования ЕАЭС должна адекватно отвечать на современные цифровые вызовы, поскольку развитие промышленности требует все более быстрых ответов регуляторов на нужды бизнеса и потребителей.

Появление новых отраслей, прежде всего в сфере информационных технологий, обуславливает принципиальное изменение системы разработки и производства продукции. Не только создание, но и использование товара на всем протяжении его жизненного цикла уже немыслимо без привязки к интернет-технологиям и современным стандартам.

Промышленный интернет вещей и экосистема «умного» производства должны быть обеспечены электронными библиотеками стандартов. Данные, содержащиеся в этих хранилищах, позволят на этапе разработки создавать цифровые двойники продукта, в режиме реального времени отслеживая, как изменение тех или иных его параметров окажет влияние на безопасность изделия и возможность оценки соответствия установленным требованиям. К тому же процесс создания стандартов, норм и правил должен быть изначально оцифрован, а стандарты приведены к машиночитаемому формату.

Комиссия заинтересована в эффективном взаимодействии с Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества независимых государств (МГС СНГ) по вопросам стандартизации, так как разработка межгосударственных стандартов, особенно для замены включенных в перечни стандартов к ТР ЕАЭС ведомственных документов, является важным приоритетом. Необходимо воссоздать институт базовых организаций по стандартизации. Это поз-волит наладить системную работу по проверке научно-технического уровня действующих технических регламентов и перечней стандартов к ним, а также будет способствовать выработке прорывных решений по разработке перспективных требований и стандартов (в том числе в цифровой сфере) на площадке Совета руководителей национальных органов по стандартизации стран Союза.

К сожалению, пока не удалось создать единую эффективную систему защиты рынка ЕАЭС от небезопасной импортной продукции. Серийная оценка соответствия зарубежной продукции показала свою несостоятельность. Действия недобросовестных органов по сертификации и уполномоченных иностранными изготовителями лиц, отсутствие эффективных механизмов отмены документов, признанных необоснованно выданными, неурегулированность вопросов ответственности органов по оценке соответствия, включая испытательные лаборатории, за результаты их работ — в числе первоочередных проблем, требующих решения со стороны стран Союза и Комиссии. Механизмы аккредитации и оценки соответствия должны быть прозрачными, жесткими и эффективными.

Для защиты рынка от небезопасной продукции важно создать эффективный механизм взаимодействия органов государственного контроля (надзора) по соблюдению обязательных требований ТР ЕАЭС. Первым практическим шагом к созданию такой системы является гармонизация законодательств союзных государств на единых принципах и подходах, которые содержатся в проекте соответствующего соглашения (его подписание планируется в текущем году).

Вместе с тем нет необходимости рассчитывать на новые соглашения. Следует на уровне государств Союза, органов, ответственных за эти сферы, взяться за перезагрузку систем аккредитации и оценки соответствия, провести ревизию Единого реестра органов по оценке соответствия, а затем Единого реестра выданных или принятых документов об оценке соответствия и исключить из них некомпетентные органы и необоснованно выданные документы.

В современных условиях система защиты внутреннего рынка от небезопасной продукции должна постоянно совершенствоваться с учетом стремительного роста интернет-торговли и появления новых способов взаимодействия производителя, торговли и потребителя, что подтверждается опытом других интеграционных объединений, в частности Европейского союза.

Особое значение для этого имеет планируемый к запуску в текущем году пилотный проект по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям ТР ЕАЭС. Его цель — налаживание взаимодействия между органами государственного контроля (надзора) и ЕЭК, а также обеспечение дальнейшей реализации общего процесса по формированию системы информирования об опасной продукции. Проект будет запущен на примере шести ТР ЕАЭС: на низковольтное оборудование, продукцию для детей и подростков, игрушки, колесные транспортные средства, мясную и молочную продукцию.

Перед нами стоит задача гармонизировать в рамках Союза принципы и правила государственного надзора. Поэтому необходимо регулярно и системно рассматривать на площадке Комиссии результаты деятельности национальных органов надзора и формировать направления их совместной работы. Организация четкого взаимодействия этих органов между собой, с таможенными органами и органами по аккредитации должна соз-дать предпосылки для внедрения эффективных цифровых инструментов в практику государственного надзора.

Одной из важнейших стратегических целей технического регулирования в Союзе является повышение качества и конкурентоспособности производимой в ЕАЭС продукции. Ориентация на высокое качество — единственная возможность добиться успеха в конкурентной борьбе за внутренний и внешние рынки. Полагаем, что следующим этапом развития интеграции должно стать формирование евразийской системы обеспечения качества продукции. Только используя все инструменты технического регулирования и системного менеджмента и создав современную инфраструктуру качества можно решать весь комплекс задач по повышению конкурентоспособности промышленности стран Союза.

***

В процессе создания единой системы технического регулирования Союза проведена огромная экспертная работа, нашедшая воплощение в 47 технических регламентах и взаимосвязанных с ними документах. На сегодня 42 ТР ЕАЭС вступили в силу. При этом выявлены новые риски, которые не были присущи национальным системам технического регулирования, связанные в первую очередь с допуском продукции на рынок.

Реализация указанных направлений развития системы технического регулирования ЕАЭС создаст условия для совершенствования инфраструктуры качества и повышения конкурентных возможностей производителей стран ЕАЭС, а также в перспективе поможет сформировать цифровую платформу технического регулирования.

Комиссией совместно со странами Союза будет продолжена системная работа по совершенствованию всех направлений технического регулирования.

«Стандарты и качество» Август 2019

Рубрика: Техническое регулирование
Автор(ы): В. Назаренко.
01.08.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!