Архив номеров

Арктика — территория стратегического значения

В XXI в. Арктический регион приобрел стратегически важное значение: здесь находятся национальные границы и спорные территории, одни из самых крупных запасов углеводородов в мире, проходит маршрут Северного морского пути, использование которого позволит в разы увеличить объем мировой торговли. О политических и экономических перспективах расширения присутствия России в Арктике и роли стандартизации в данном процессе в интервью журналу «Стандарты и качество» рассказывает директор АНО «Научно-информационный центр «Полярная инициатива», председатель ТК 187 «Проведение исследований в полярных регионах» Н.М. КУПРИКОВ.

— Никита Михайлович, каковы перспективы присутствия России в Арктическом регионе?

— Перспективы присутствия нашей страны в Арктике многогранны и связаны с политическими, военными, инфраструктурными аспектами хозяйственной деятельности. Ведь полярные территории — это не только географически определенные регионы и районы в северном и южном полушариях — Арктике и Антарктике, но и примыкающие к ним области, простирающиеся вплоть до зон средней полосы, по границе вечной мерзлоты, трассы Северного морского пути, Северного полярного круга и северных труднодоступных районов.

В Антарктическом правовом поле существуют международный Договор об Антарктике, заключенный в Вашингтоне 1 декабря 1959 г., обширный комплекс конвенций и договоров в его развитие, а также Федеральный закон от 05.06.2012 № 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике». Антарктическая нормативная база предписывает исключительно проведение научных исследований без нанесения вреда и техногенных последствий для южного полярного региона.

В Арктике ситуация выглядит сложнее. Несмотря на то что международный статус этих территорий закреплен в международных соглашениях, а в 1996 г. (в соответствии с Оттав-ской декларацией) был официально учрежден Арктический совет, отсутствие общепризнанного международного договора (дорожной карты) и национального законодательства, специализированной нормативно-правовой базы по арктическим вопросам формирует целый комплекс задач и проблем, требующих решения, в том числе за счет механизмов стандартизации и технического регулирования.

Наиболее актуальная из них — определение экономических и географических границ Арктической зоны РФ: территория Арктики поделена на пять секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. Между тем точные границы Арктики не определены до сих пор, а секторальный принцип постепенно уступает место разграничению территориальной принадлежности ее участков. Для решения географического аспекта данной проблемы были изданы Указы Президента РФ от 02.05.2014 № 296 и от 27.06.2017 № 287, устанавливающие перечень сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации. Гра­ницы морских владений РФ в Се­верном Ледовитом океане определяются международными правовыми нормами.

США, так и не ратифицировавшие Конвенцию ООН по морскому праву в 1982 г., проявляют устойчивый интерес к северным полярным тер-риториям. Упор в политике делается на продвижение американских интересов в этом регионе любыми способами — как путем активного участия в арктических форумах, так и посредством влияния через НАТО.

Основная задача Канады в Арктике на данный момент — отстаивание своего права на хребет Ломоносова, что приводит к противоречиям в российско-канадских отношениях и обостряет отношения нашей страны с Данией.

В Дании актуальна проблема не-зависимости Гренландии. Как и другие арктические государства, Дания усиливает свой арктический военный потенциал. В 2012 г. было объявлено о планах создания в течение ближайших лет Арктического военного командования. Эта страна уже ввела специализированное военное командование своих арктических территорий. В северной части Гренландии разворачивается военная база. Фор­мируется Арктическая группировка сил реагирования.

Норвегия (после частичного удовлетворения заявки в комиссии по границам континентального шельфа) развивает деятельность на основе своей арктической стратегии, особое внимание уделяя вопросу раз­работки нефтегазовых запасов. Аналогичную политику проводят Финляндия и Швеция.

Для комплексного решения возникающих вопросов в арктическом регионе государства формируют региональные организации, и это следующий уровень управления Арктикой —региональный.
Ведущее место на международной политической арене занимает Арктический совет. Главной целью Арктического совета было объявлено содействие сотрудничеству, координация взаимодействия государств-участников (прежде всего в сферах защиты окружающей среды) и способствование устойчивому развитию. Ранее этот орган был, скорее, «местом для дискуссий», сегодня он вполне может превратиться в место для принятия решений, и процесс реформирования уже запущен. Кроме того, на международной арене действуют различные полярные организации, созданные как альтернативные или узконаправленные политические или научные дискуссионные площадки.

Тем не менее в настоящий момент международное сообщество все еще находится на пороге формирования инструментов нормативно-правового и нормативно-технического регулирования деятельности в Южном полярном регионе с перспективой распространения подобной практики на северный полярный регион. Раз­работка национальных стандартов для проведения исследований на полярных территориях (с постепенным выводом отечественных нормативных документов на международный уровень) представляется перспективным инструментом для удержания лидерских позиций Российской Федерации в регионе и способствует проведению масштабных политических, социальных, научных, природоохранных мероприятий, связанных с деятельностью Российской Федерации в Антарктике, что предусмотрено в Стратегии развития деятельности Российской Фе­дерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу (разд. II, абзац 4) и ст. 2 Федерального закона от 05.06.2012 № 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике».

— Вы сейчас охарактеризовали политическую ситуацию в регионе. А что можно сказать об экономической составляющей международных отношений?

— Арктика чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов. Так, по данным Геологической службы США, потенциальные запасы нефти в этом регионе составляют 90 млрд баррелей, газа — 47,3 трлн м3, газового конденсата — 44 млрд баррелей. Прилегающий к территории России Арктический шельф может стать в XXI в. основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн км2 российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн км2, т.е. почти вся площадь, из них 4 млн км2 — это наиболее перспективные участки.

Именно поэтому к Арктике приковано внимание не только основных арктических государств, но и крупнейших рыночных игроков мира, среди которых неарктические государства, международные организации, транснациональные корпорации и высокотехнологичные компании. Страны и заинтересованные группы стремятся закрепить собственное физическое присутствие или инфраструктурное участие в проектах, пролоббировать поставку продукции, внедрение новых технологий, принятие узко-профессиональных и национальных отраслевых правил, стандартов и технических регламентов, используя как мирные дипломатические методы в формате научно-технического сотрудничества и кооперации, так и агрессивные приемы, потенциально несущие угрозу безопасности или независимости проекта.

К арктическим территориям проявляют повышенный интерес такие сильные внерегиональные игроки, как Индия, КНР, Южная Корея и Япония. Они не претендуют на огромные запасы Арктического шельфа, но активно изучают возможные перспективы использования морских транспортных путей для развития собственного экономического потенциала. С каждым годом влияние этих государств в регионе ощущается все сильнее.

— Расскажите о стратегических целях и задачах Российской Федерации по развитию арктических территорий.

— Политика РФ в Арктической зоне базируется на двух важнейших документах — Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года и на последующий период, принятые в 2008 г., и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (далее — Стратегия), принятая в 2013 г. К превалирующим национальным интересам России в Арктике относятся: использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны, сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, сбережение уникальных экологических систем, использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике.

Расширение присутствия РФ в Арктике оправдано ресурсами, логистикой и возможностями, которые открывают эти территории для экономики государства. Таким образом, разрабатываемая система обслуживания инфраструктуры требует решения ряда стратегических задач, связанных с труднодоступностью полярных регионов. В настоящий момент активная работа в данном направлении ведется в рамках реализации утвержденной Президентом РФ Стратегии.

В условиях глобальной конкуренции и сложных (многоуровневых) интегральных межгосударственных экономических связей основными участниками активной деятельности в полярных регионах становятся в большей степени высокотехнологичные компании и транснациональные корпорации, в меньшей — национальные и федеральные органы исполнительной власти, министерства и национальные агентства, а также силовые ведомства. Поэтому поддержание приоритета РФ в Арктической зоне базируется на развитии научных исследований и образовательных инициатив академических институтов и университетов, государственных научных центров, высокотехнологичных компаний и корпораций.

Между участниками полярной деятельности идет жесткая конкуренция за передовые технологии охраны границ и поддержания безопасности, морской и геологоразведки, космических исследований и методов дистанционного зондирования земли, за новые материалы и сплавы, а также за информационно-техническую поддержку на уровне создания перспективной инновационной продукции и технологий. В современной практике научно-технического развития обладателями технологий и прав на результаты интеллектуальной деятельности являются научные и производственные подразделения высокотехнологичных компаний, ведущие свою деятельность вне национальных границ одного или даже нескольких государств и зачастую исключительно в коммерческих целях.

Разнообразие игроков в полярных регионах, имеющих собственные интересы, реализуемые по отдельности, ведет к тому, что система взаимоотношений становится многоуровневой, слишком сложной, запутанной и децентрализованной. Наличие международных организаций, созданных в первую очередь для унификации действий в полярных регионах, не устраняет проблему отсутствия координации между участниками полярной деятельности.

Раскоординированность становится особенно явной при проведении академическими институтами и университетами, государственными научными центрами исследований и внедрении образовательных инициатив, необходимых как для социально-экономического развития полярных регионов и границ шельфов, так и для поддержания высокого уровня науки и технологий.

— В чем вы видите главную причину сложной геополитической обстановки в Арктическом регионе?

— Главная причина, на мой взгляд, — отсутствие унифицированных подходов к деятельности в Арктике, а также единых правил и стандартов, на которые могли бы опираться как региональные, так и международные игроки. Наличие подобных стандартизированных норм не только будет способствовать повышению конкурентоспособности и качества высокотехнологичной продукции, используемой при проведении полярных исследований, но и в целом положительно повлияет на развитие данных территорий.

Кроме того, представляется необходимым установление «научного приоритета» в Арктической зоне путем разработки специальных инструкций, технических регламентов, национальных стандартов. Таким образом, национальная практика технического регулирования инфраструктурной деятельности может стать основанием для повышения качества жизни в данном регионе.

— Насколько актуальна разработка специальных «арктических» стандартов?

— Разработка стандартов для Арктики — это миссия, которую ранее не брало на себя ни одно государство, и наша ключевая задача, от решения которой напрямую зависят позиции России и уровень ее влияния в регионе. Именно национальные стандарты могут и должны стать основой для международных стандартов полярных исследований, которым будут следовать все мировые игроки, заинтересованные в присутствии на данных территориях.

На текущий момент в РФ, как и в других странах, входящих в Арктический совет или претендующих на участие в полярной деятельности, не существует комплекса документов и стандартов, которые могут всесторонне регулировать работы за Северным полярным кругом. Это приводит к определенным сложностям при инфраструктурной деятельности, применении высокотехнологичной продукции, поскольку вся проектируемая и создаваемая продукция не является по умолчанию пригодной для использования в Арктическом регионе и удовлетворяет лишь требованиям действующих внутренних СТО и ГОСТ, которые устанавливают общие тактико-технические характеристики.

По этой причине, когда возникает потребность в продукции, которую можно применять в Арктике, уже существующие образцы подвергаются переоборудованию и модернизации, что негативно сказывается на конкурентоспособности высокотехнологичных компаний, в первую очередь за счет лишних затрат на разработку, внедрение, тестирование и производство специальной «арктической» продукции. Актуаль­ность разработки комплекса арктических стандартов обуславливается тем, что, будучи созданным при участии ведущих экспертов и компаний, он задает высокую планку производству и осуществляемой деятельности.

В июне 2016 г. Государственная комиссия по вопросам развития Арктики заявила о необходимости и важности разработки специальных арктических стандартов.

Вице-премьер Правительства РФ Д.О. Рогозин отметил «Арктический ГОСТ качества»: «Любая техника, если она проходит испытание в Арктике, годится, естественно, и для любого другого региона». Таким образом, «Арктика должна стать «тестом» для последних образцов высокотехнологичной продукции, в частности для «специальной экипировки, технологий сохранения тепла, строительных материалов, материалов для передвижной техники (от самолетов и вездеходов до техники для преодоления торосов), авиационной техники на лыжном шасси и многого другого».

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд стандартов на продукцию, предназначенную для районов Крайнего Севера (например, ГОСТ 15846—2002 «Продукция, отправляемая в районы Край­него Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркирование, транспортирование и хранение»). Однако они не решают всех проблем, так как распространяют свое действие лишь на незначительный спектр товаров и услуг. К тому же время не стоит на месте: появляются инновационные разработки, меняются технологии, уже существующие образцы техники модернизируются. Поэтому именно высокотехнологические компании должны стать инициаторами процесса создания полноценного комплекса арктических стандартов, необходимых для повышения конкурентоспособности инновационной отечественной продукции.

Реализовав национальный приоритет, можно перейти к формированию международного приоритета путем интеграции национальных арктических стандартов в рамках Международной организации по стандартизации (ИСO) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Доказательством важности данной инициативы служит то, что в рамках Генеральной сессии МЭК, проходившей в октябре 2017 г. во Владивостоке, одной из центральных тем была заявлена стандартизация повышенных требований к климатической стойкости электротехнических изделий именно на основе российского опыта стандартизации.

Подтверждением необходимости разработки арктических стандартов для повышения конкурентоспособности отечественной экономики стало создание в январе 2017 г. ТК 187 «Проведение исследований в полярных регионах». Это событие — крайне важное для российской системы стандартизации, так как в структуре Росстандарта до 2017 г. не было профильного «полярного» комитета, который мог организовать, систематизировать и контролировать данную работу.

Стремление Правительства РФ поддерживать отечественное производство и стимулировать стандартизацию арктической деятельности является показателем того, что с течением времени актуальность технического регулирования в Арктике будет возрастать. Разработка специальных арктических стандартов на национальном уровне позволит консолидировать подходы и механизмы меж-ведомственного взаимодействия национальных участников полярных исследований, что благотворно скажется на дальнейшем развитии Аркти­ческого региона.

— В октябре прошлого года вы возглавили ТК 187. Расскажите об основных направлениях его деятельности.

— Проведение исследований в полярных регионах — комплекс работ (научно-исследовательских, опытно-конструкторских или их этапов) и мероприятий (экспедиции, научные станции и др.), направленный на изучение, научное описание полярных регионов (в том числе и в Российской Федерации), создание образцов высокотехнологичной продукции, предназначенной для функционирования в условиях полярных регионов, а также на выработку рекомендаций по организации деятельности человека в условиях полярных регионов. ТК 187 работает над тем, чтобы поддерживать приоритетные позиции России в этих вопросах — ни в одной другой стране мира подобных компетенций на сегодняшний день нет.

На современном этапе политического и экономического развития для Российской Федерации сложились наиболее удачные условия для завоевания и удержания своего превосходства в этих районах. Выработанная в ходе исследования методика позволяет уже в самой ближайшей перспективе начать процесс повышения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, применяемой в Арктике.

В долгосрочной же перспективе, выступив в качестве инициатора международных стандартов на основе собственных национальных, Российская Федерация имеет все шансы получить конкурентное преимущество как в научно-технической сфере, так и в системе мировой стандартизации, по сути, предложив миру собственную эффективную систему международных арктических стандартов.

«Стандарты и качество» Август 2019

Рубрика: Актуальное интервью
Автор(ы): Н. Куприков, Н. Быкова
01.08.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!