Архив номеров

Направления развития нормативной базы перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов

Спецтяжавтотранс — крупнейшая российская инжиниринговая компания нового типа, которая в своей работе учитывает позитивный советский опыт, использует сильные и слабые стороны зарубежных предприятий, владеет комплексным подходом к реализации проектов, способна генерировать собственные инновационные технологии и выполнять работы EPC подрядчика, минимизируя денежные затраты и риски заказчика.

В состав ГК «Спецтяжавтотранс» входит ООО «Ниже­городская логистическая компания» (ООО «НЛК»), которая совместно с Combi-Lift по контракту с компанией Linde AG осуществляет доставку оборудования для Амурского ГПЗ по маршруту от морского порта Де-Кастри по рекам Амур и Зея. В период летней навигации 2018 г. для Амурского ГПЗ водным путем было доставлено 79 ед. негабаритного тяжеловесного оборудования, общим объемом более 60 тыс. фрахтовых т, в том числе два 88-метровых 830-тонных деметанизатора.

ООО «НЛК» оказывает полный комплекс услуг по организации перевозок грузов и буксировки объектов любой сложности по внутренним водным путям Российской Федерации.

В составе НЛК: 14 буксиров и 14 барж общей грузоподъемностью 15,5 тыс. т. ООО «НЛК» обладает бессрочной лицензией Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на осуществление буксировок морским транспортом MT-3 № 001611 от 26.03.2015.

Строительство и реконструкция промышленных производств неразрывно связаны с доставкой технологического оборудования, основная часть которого относится к категории крупнотоннажного и негабаритного. Высокие темпы роста производств в энергетической отрасли, нефтегазохимии, судостроении, машиностроении и др. свидетельствуют о нарастающих потребностях в перевозке крупнотоннажного негабаритного оборудования.

В реализации этих проектов задействованы многие российские и зарубежные компании. При этом от транспортно- экспедиторских организаций требуется надежность, высокая квалификация персонала, выстроенная система управления рисками и качеством.

Госкорпорация «Росатом» планирует за ближайшую пятилетку перевезти морем 164 тыс. т негабаритного оборудования, а по рекам и дорогам — почти в два раза больше (312 тыс. т).

Такое оборудование отличается длительным циклом изготовления, занимающим от 9 до 24 месяцев, и высокой ценой, которая варьируется от 20 млн до 1,5 млрд р. за единицу.

Отметим еще одну важную особенность этих перевозок: удаленность на тысячи километров друг от друга мест изготовления и монтажа оборудования. В большинстве случаев при его доставке задействованы морской, речной и сухопутный транспорт, а также мощные грузоподъемные механизмы.

Суровый климат нашей страны сокращает периоды морской и речной навигации. Обширная территория, недостаточная развитость инфраструктуры и дорожной сети требуют тщательной инженерной подготовки, разработки маршрута движения, получения необходимых разрешений.

При перевозках крупнотоннажных негабаритных грузов водным и железнодорожным транспортом разрешения выдаются соответственно капитаном порта и железнодорожной администрацией. Иначе обстоит дело при перевозках крупногабаритных тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам общего пользования. В этом случае необходимо получать специальное разрешение, выдача которого является государственной услугой и осуществляется согласно приказам Минтранса России от 24.07.2012 № 258 и от 28.03.2013 № 107.

В подавляющем большинстве случаев для получения спе-циального разрешения требуется разработка специального проекта. Однако в настоящее время отсутствуют детализированные однозначно понимаемые критерии необходимости разработки этого документа, требования и правила его создания и согласования, составу и содержанию структурных элементов. Не установлены требования к разработчикам проектов, подобно тому, как это организовано в строительной сфере.

Отсутствие соответствующих норм зачастую приводит к неверным оценкам возможности пропуска транспортных средств по дорогам, переездам и переправам. Ошибки, допущенные при проектировании перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов, приводят к высокому риску причинения значительного материального ущерба в результате разрушения мостовых сооружений, повреждения подземных и наземных коммуникаций, а также рискам причинения вреда окружающей природе и здоровью людей.

Учитывая государственный уровень выдачи специальных разрешений и высокую значимость специального проекта для обеспечения безопасности перевозок, а также принимая во внимание п. 19 правил транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554), согласно которому качество оказываемых услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов, представляется целесообразной разработка национального стандарта, регламентирующего содержание и порядок разработки специального проекта.

ГК «Спецтяжавтотранс» обладает всеми необходимыми компетенциями и опытом разработки специальных проектов. При этом не только широко используется, но и расширяется нормативная база.

По инициативе и непосредственном участии ГК «Спецтяжавтотранс» были обновлены ГОСТ Р 52297—2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Термины и определения, ГОСТ Р 52298—2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования», ГОСТ Р 51005—96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества». Кроме этого, был разработан ГОСТ Р 66.9.03—2016 «Оценка деловой репутации организаций, выполняющих перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов».

В рамках деятельности союза «Объединение перевозчиков «Спецтяжтранс» разработаны и действуют стандарты организации:

    • СТО Спецтяжтранс 2.1—2016 «Проектные перевозки. Общие положения и требования»;
    • СТО Спецтяжтранс 3.1—2015 «Требования к составу и содержанию проекта перевозки крупногабаритного тяжеловесного груза автомобильным транспортом»;
    • СТО Спецтяжтранс 3.2—2016 «Требования к составу и содержанию специального проекта пропуска тяжеловесного транспортного средства по автомобильным дорогам».

Опыт перевозок оборудования весом 800 т и более показал, что нуждается в корректировке введенная в действие постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 12 методика расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами. В ней не учтены особенности транспортных средств модульной конструкции, позволяющие за счет сочленения модульных прицепов по боковым поверхностям увеличивать число колес на одной оси.

В этом случае при сверхнормативной осевой нагрузке реальная нагрузка на колесо меньше, чем у обычных транспортных средств; соответственно и уменьшается вред, наносимый дорожной одежде.

В действующей методике размер вреда  рассчитывается без учета реальной нагрузки на колесо, что приводит к неверным оценкам наносимого ущерба дорожной одежде и кратному завышению платежей.

Представляется целесообразным внесение уточнений в нормативные технические документы по проектированию дорог и воздушных пересечений с ними (путепроводы, эстакады, газопроводы, трубопроводы, растяжки, надземные переходы, дорожные знаки, камеры видеонаблюдения, светофоры, линии электропередачи и т.п.) в части обеспечения возможности проезда автопоезда с негабаритным грузом за счет демонтажа объекта, расположенного над проезжей частью. Например, для путепроводов — возможность обхода по развязкам, для пешеходных эстакад — путем поднятия над проезжей частью на время прохода автопоезда с КТГ, для светофоров и дорожных знаков — отвод в стороны.

Недостаточность нормативной базы приводит к тому, что финансовые затраты на подготовку маршрута и законодательно установленные выплаты не находят своего отражения в проектно-сметной документации на строительство промышленных объектов. Наиболее затратная статья — подготовка маршрута: в нее входят проектирование и строительство причалов, объездов и мостовых переходов, обустройство инфраструктурных объектов. По нашему опыту, стоимость подготовительных работ для перевозки оборудования может достигать до 75% от стоимости контракта.

Состав разделов проектной документации для капитального строительства и требованиях к их содержанию установлены в постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87. Однако в нем явно недостаточно уделено внимания вопросам доставки тяжеловесного негабаритного оборудования.

В п. 23 только отмечено, что проект организации строительства должен содержать «решения по перемещению» такого оборудования.

В связи с этим представляется целесообразным дополнить постановление № 87 требованием включать в проектно-сметную документацию транспортно-логистические схемы доставки тяжеловесного негабаритного оборудования с подробным описанием операций по подготовке маршрута, включая подъездные дороги, искусственные сооружения, пункты разгрузки (специальные причалы, железнодорожные станции и т.п.), промежуточные склады, площадки и т.п.

Заключение

Заложенные в проект инфраструктурные решения позволят инвестору правильно определить бюджет на начальном этапе строительства, заказчику и перевозчику — минимизировать риски несвоевременной доставки оборудования, а администрации региона — рационально планировать территорию.

Развитие и совершенствование нормативной базы — необходимое условие снижения транспортно-логистических рисков и обеспечения своевременного ввода в эксплуатацию промышленных объектов.

«Стандарты и качество» Сентябрь 2019

Рубрика: Логистика
Автор(ы): С. Тропин, И. Кукушкин
01.09.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!