Архив номеров

Новое качество управления многоквартирными домами

Жилищно-коммунальное хозяйство — традиционно непростая сфера для всех заинтересованных сторон, в числе которых поставщики жилищно-коммунальных услуг, ресурсоснабжающие организации, регуляторы рынка и, конечно, потребители. Рынок сложный и очень объемный: практически каждый человек является потребителем жилищно-коммунальных услуг.

В Российской Федерации около миллиона многоквартирных домов (МКД) — это порядка двух третей всего жилищного фонда России (он составляет 3,7 млрд м2). Собственники помещений в МКД в соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ выбирают тот или иной способ управления: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (на сегодня, по нашим оценкам, этот способ выбрали и реализуют не более 10% МКД); управление управляющей организацией — наиболее частый выбор собственников, что является определяющим вектором развития рынка управления многоквартирными домами.

Одним из определяющих факторов для игроков рынка управления МКД стало введение в 2015 г. лицензирования этого вида предпринимательской деятельности (Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). При этом система лицензирования организована таким образом, что для соискателей лицензий набор базовых требований минимален, основной же задачей управляющей организации становится сохранение лицензии и фокусировании на выполнении требований надзорных органов, дабы избежать высоких штрафов и возможного лишения лицензии.

К тому же интересы собственников жилья — конечных получателей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) — зачастую уходят на второй план. Несмотря на специфику и сложность рынка управления МКД на конец июля 2019 г. (по данным ГИС ЖКХ) в стране насчитывалось около 20 тыс. управляющих организаций, имеющих действующие лицензии, а последние опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) констатируют рост уровня удовлетворенности россиян качеством жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и работой управляющих компаний. Если в 2010 г. качеством ЖКУ были довольны 39% россиян, то сегодня таковых большинство — 60%. Количество нареканий к работе жилищно-коммунальных служб за 9 лет снизилось с 52 до 30%, качеством работы своей управляющей компании довольна (49%) почти половина россиян.

Вместе с тем уровень неудовлетворенности граждан-потребителей качеством ЖКУ остается высоким, не сужается и круг многочисленных внутренних проблем отрасли, касающихся регулирования рынка, взаимоотношений между его участниками, современных технологических вызовов. При этом труднопреодолимыми барьерами при осуществлении любых преобразований на территории всей страны остаются, во-первых, неплатежи за газ, тепло и другие ЖКУ, совокупный размер которых приближается к триллиону рублей, во-вторых, износ коммунальных систем, замена которых требует масштабных капиталовложений.

Учитывая близость к потребителю и стабильный спрос при почти 100%-ном охвате населения, когда, по сути, все жители страны являются потребителями ЖКУ, сфера управления МКД имеет огромный потенциал для роста и развития, при этом резервы эффективности кроются, как в оптимизации внутренних процессов, так и в формировании благоприятной институциональной среды, что требует ясного понимания всей картины происходящего со стороны государства. «Тотальный» рынок, где потребителем является каждый гражданин, обуславливает его высокую социальную чувствительность и, как следствие, высокую степень участия государства в деятельности управляющих организаций. Это, с одной стороны, должно защищать потребителей от недобросовестных поставщиков услуг, но, с другой, — существенно мешает естественному формированию клиенто-ориентированных подходов в деятельности управляющих компаний, для которых «приоритетным клиентом» становятся контролирующие и надзорные органы.

Еще один фактор, тормозящий развитие рынка управления МКД, — отсутствие достоверного технического учета жилищного фонда. Поэтому дать системную оценку его состояния, собрать из разрозненных источников, обработать и верифицировать информацию о сфере управления жилыми помещениями представляется довольно трудной задачей, а, следовательно, отрасль не может полноценно отвечать на технологические вызовы. Президент Ассоциации управляющих организаций «Новое качество» С.А. Пахомов на одном из недавних заседаний Экспертного совета комитета Госу-дарственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, обсуждая вопросы цифровизации, обратил внимание экспертов на неурегулированность процедуры получения персональных данных граждан ресурсоснабжающими организациями и управляю-щими компаниями для выставления платежей за жилищно-коммунальные услуги: «Мы не имеем ни достоверного технического учета жилищного фонда, ни цивилизованной процедуры обращения с данными о потребителях жилищно-коммунальных услуг, которыми является практически каждый житель нашей страны. Без стандартов безопасной работы с Big Data цифровизация отрасли ЖКХ невозможна».

Многополярность и высокая социально-экономическая значимость сферы управления МКД требует совместных усилий всех заинтересованных сторон для создания в России современного, конкурентоспособного и устойчивого рынка ЖКУ, обеспечивающих комфортное проживание населения в многоквартирных домах по доступной цене. Ассоциация управляющих организаций «Новое качество», под эгидой которой происходит консолидация профессионального сообщества на рынке управления МКД, создает модель такого продуктивного взаимодействия и предоставляет открытую площадку для обмена мнениями всех стейкхолдеров сферы предоставления ЖКУ и смежных отраслей, включая многочисленных игроков на рынке управления многоквартирными домами, собственников жилья и их различные объединения, экспертные организации жилищно-коммунальной сферы, соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Алгоритм работы Ассоциации — это тесное взаимодействие с собственниками жилья, управляющими компаниями на местах в регионах, выявление проблем, их предметное обсуждение и помощь в формулировке консолидированного мнения, которое руководители и эксперты Ассоциации оперативно доводят до регуляторов рынка. Совместно с органами власти эксперты Ассоциации ведут разработку и сопровождение инициатив по реформированию сферы предоставления ЖКУ. Один из актуальных вопросов, обсуждаемых по инициативе Ассоциации, — применение льгот по НДС для содержания и ремонта в МКД. Эта тема важна не только для экономической устойчивости управляющих организаций, но и для потребителей: взыскания со стороны налоговых служб доначислений по НДС с управляющих компаний в итоге отражаются на качестве услуг, получаемых жителями.

Ассоциация представляет интересы управляющих организаций в Экспертном совете комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ, где за последние несколько месяцев удалось донести мнение профсообщества по ряду актуальных инициатив, в том числе касающихся регулирования доступа операторов средств связи к общедомовому имуществу, практики применения индивидуальных приборов учета тепла в МКД, установления механизмов предоставления единых платежных документов (в том числе в электронной форме) для оплаты ЖКУ, правоприменительной практики прямых договоров между собственниками и РСО.

Ассоциация «Новое качество» активно участвует в подготовке Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2035 г. (далее — Стратегия) в рамках межведомственной рабочей группы при Минстрое России.

Позиция Ассоциации при разработке Стратегии строится на интеграции принципов менеджмента качества в деятельность управляющих организаций, в первую очередь, налаживании регулярной обратной связи с конечными потребителями ЖКУ — жителями многоквартирных домов и собственниками жилья. Одним из приоритетов деятельности Ассоциации на ближайшие годы является постоянный поиск областей для улучшения системы предоставления жилищно-коммунальных услуг в России, в том числе посредством изучения лучших мировых и российских практик управления жилой недвижимостью, что помогает управляющим организациям России обнаруживать резервы эффективности деятельности и переходить на уровень нового качества.

«Стандарты и качество» Сентябрь 2019

Рубрика: Качество ЖКХ
Автор(ы): А. Короленко, Д. Маслов
01.09.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!