Архив номеров

Бизнес должен быть качественным

ПАО «Силовые машины» — энергомашиностроительная компания, включенная в список системообразующих предприятий страны. Оборудование для тепловой, атомной и гидроэнергетики, электросетевого комплекса, промышленности и транспорта, выпускаемое на заводах компании, востребовано не только в России, но и за рубежом: география поставок охватывает практически все континенты. Это позволило обществу войти в пятерку лидеров мирового рынка электроэнергетики.

Поддерживать высокий уровень эффективности и оставаться ключевым игроком в отрасли вопреки санкциям, которые в январе прошлого года ввело против ПАО «Силовые машины» Управление по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) — подразделение Министерства финансов США, — компании удается во многом благодаря грамотной реализации стратегии развития, основанной на постоянном совершенствовании системы управления качеством, внедрении новых подходов и решений в этой сфере.

СМК: перезагрузка

Одна из основных задач ПАО «Силовые машины» — улучшение качества закупаемых материалов, проектирования, выпускаемой продукции и, как следствие, повышение уровня удовлетворенности заказчиков. В рамках ее решения действующая система менеджмента качества (СМК) была модернизирована в соответствии с требованиями ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования».

Это потребовало участия всего коллектива. Кросс-функциональные команды (производство, инженеры и менеджеры) выполнили ревизию процессов, заново определили взаимосвязи и показатели процессов, описывающих жизненный цикл продукции, — от контрактации до передачи изделия потребителю. Аудит компании TV Rheinland Group подтвердил успешность работы: эксперты назвали данный подход лучшей практикой в России.

Наличие сертифицированной, реально действующей СМК гарантирует соответствие продукции и услуг компании самым высоким требованиям российских и иностранных заказчиков, упрощает выход
на зарубежный рынок, дает преимущества в тендерах, помогает эффективно развивать бизнес-процессы.

Следующим этапом совершенствования СМК станет актуализация стандартов нижнего уровня в целях повышения эффективности внутренних процессов.

Многоступенчатый контроль

На каждом этапе создания продукции в «Силовых машинах» осуществляется многоступенчатый контроль качества.

1. Приемка и входной контроль. Перед поступлением на производство все материалы и изделия проходят обязательные проверки и различные виды контроля в лабораториях компании.

Центральная лаборатория неразрушающих методов контроля обеспечивает его проведение неразрушающими методами, включая ультразвуковой и рентгенографический контроль, магнитно-порошковую и цветную дефектоскопию. В центральной производственной лаборатории выполняется контроль свойств материалов разрушающими методами. Центральная лаборатория измерительной техники отвечает за метрологическое обес-печение и измерение требуемых геометрических и физических величин.

2. Операционный контроль в процессе производства. Здесь неплохие результаты дает использование петли качества (спирали качества) — модели, с помощью которой обеспечивается замкнутая последовательность мероприятий, направленных на всесторонний контроль производственного процесса, когда каждый последующий этап контролирует предыдущие.

Структурно петля качества включает четыре этапа. На первом сотрудник контролирует себя сам, убеждаясь, что созданы все условия для бездефектного труда, и проверяя результаты работы.

На втором — условия работы и правильность выполняемых действий оценивает мастер. Третий этап — контроль ОТК. Четвертый — выборочный аудит рабочих мест, процессов сборки и испытаний
изделий техническими специалистами, в том числе шеф-инженерами, которые впоследствии на объектах контролируют процесс монтажа агрегатов.

3. Участие заказчика или уполномоченной организации в приемке оборудования. Причем это может быть не только финишная приемка (испытания машин на мощных испытательных высокотехнологичных и современных стендах компании и приемочная инспекция готового к отгрузке изделия), но и проверка в ходе производства геометрических параметров, результатов неразрушающего контроля или участие в испытаниях узлов оборудования.

Инструменты качества

Для реализации политики качества в компании применяется широкий спектр инструментов. Так, для учета несоответствий, накопления опыта и повышения эффективности работы по улучшению качества реализована электронная система управления внутренними несоответствиями и рекламациями в информационной корпоративной системе.

В рамках Дней качества происходит оперативный разбор отклонений, приведших к временным или финансовым потерям. К обсуждению привлекаются сотрудники всех уровней (директор по качеству, директор завода, начальники цехов, мастера, рабочие, конструктора, технологи, сотрудники ОТК). Они совместно устанавливают причину и определяют корректирующие меры.

Обязательная часть работы — аудиты. Внутренние нацелены прежде всего на выявление возможностей для улучшения деятельности подразделений и фиксацию установленных нарушений. Аудиты поставщиков позволяют оценить их возможность предоставлять продукцию требуемого качества в заданные сроки.

Совет по качеству имеет трехуровневую градацию: начальник цеха, директор завода, генеральный директор. Основные задачи Совета: повышение качества разрабатываемого, производимого и закупаемого оборудования, выработка и реализация мер для предотвращения повторных несоответствий.

Выбор поставщиков

Качество продукции и услуг зависит во многом от поставщиков и подрядчиков компании. «Силовые машины» постоянно ищут новых партнеров — как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья, с целью иметь пул надежных поставщиков, способных обеспечить необходимые сроки и качество поставок.

В ходе технических аудитов специалисты по качеству и закупкам, представители инжиниринга оценивают технологические и конструкторские возможности потенциальных поставщиков, организацию производственного процесса и систему контроля качества. В рамках выездных инспекций по планам качества у поставщика проверяются основные параметры готовых заготовок, проводятся визуально-измерительный контроль и контроль неразрушающими методами.

Обратная связь

Важная часть работы по повышению качества продукции — обратная связь от заказчика. В течение гарантийного срока эксплуатации ведется мониторинг работы объектов, действует канал связи с заказчиком. Обращения, содержащие нарекания в части качества поставленного оборудования либо вопросы по его работе, фиксируются в электронной системе учета обращений, претензий и рекламаций. Затем к ситуации оперативно подключаются специалисты «Силовых машин». Таким образом формируется единая база данных, где зафиксированы все нарушения и отклонения по объектам за всю историю их работы в гарантийный и зачастую послегарантийный периоды. Это позволяет анализировать и учитывать те или иные моменты в будущих проектах.

Для решения вопросов в ходе монтажа, пусконаладки, гарантийной эксплуатации и плановых ремонтов компания открывает представительства на объектах, а ее шеф-инженеры выполняют надзор
за монтажом, этапами сборки и испытаний, при необходимости привлекают заводские службы.

Сотрудничество с наукой

Каждый проект реализуется в сотрудничестве с научными институтами, что позволяет обеспечить высокое качество решений. «Силовые машины» взаимодействуют с головными материаловедческими организациями в части совместных разработок и верификации конструкторских решений. На базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого открыта совместная кафедра энерго- и электромашиностроения, которую возглавляет заместитель генерального директора «Силовых машин», доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН Ю.К. Петреня. В задачи кафедры входит не только подготовка научных кадров и инженерного состава, но и научно-исследовательское обеспечение деятельности «Силовых машин».

Кроме того, в компании действуют девять собственных конструкторских бюро — мощная инженерная школа, созданная в начале ХХ в., помогает сохранять традиции и наращивать потенциал.

«Стандарты и качество» Октябрь 2019

Рубрика: Качество в Санкт-Петербурге
Автор(ы): Н. Заковряшина
01.10.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!