Архив номеров

Закон качества

Вода — это жизнь: от ее качества зависят как здоровье людей, так и «здоровье» окружающей среды. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» уделяет качеству приоритетное внимание, причем по всем направлениям и на системной основе — выбранный много лет назад путь постоянного развития здесь поддерживают и сегодня. Руководитель бюро качества менеджмента ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее — Водоканал) А.П. КИРИМИТЧИЕВ рассказал о результатах внедрения на предприятии систем менеджмента, основанных на международных стандартах, работе по программе импортозамещения и достигнутом экономическом эффекте.

— Анатолий Петрович, бывший руководитель Водоканала Ф.В. Кармазинов проделал огромную работу по выводу предприятия на новый уровень. Каких именно результатов удалось достичь?

— Феликс Владимирович Кармазинов — это целая коммунальная эпоха. Необычайная креативность этого человека еще 20 лет назад позволила понять всем сотрудникам, что качество — и в первую очередь качество управления — способно стать тем инструментом, с помощью которого можно настроить работу предприятия коммунального хозяйства, находящегося не в самом лучшем состоянии.

Ознакомившись с опытом компании Severn Trent PLC (Великобритания) — первого европейского предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, внедрившего систему экологического менеджмента (СЭМ), Ф.В. Кармазинов решил, что управлять ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» следует в соответствии со стандартами ИСО серии 14000 на СЭМ. И мы начали работать в этом направлении. Первый сертификат соответствия СЭМ Водоканал получил в 2003 г. Через несколько лет было принято решение создать систему менеджмента качества (СМК) по стандарту ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» и систему управления охраной труда по OHSAS 18001 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования». На это ушло два года. Поскольку Водоканал является одним из крупнейших потребителей электроэнергии в Санкт-Петербурге и уделяет большое внимание мероприятиям, направленным на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в 2011 г. были внедрены система менеджмента информационной безопасности (ИСО/МЭК 27000:2009 «Информационные технологии. Методы обеспечения защиты. Системы менеджмента защиты информации. Обзор и словарь») и система энергетического менеджмента (ИСО 50001:2011 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по использованию»).

Деятельность предприятий водоканализационного хозяйства оказывает существенное влияние на окружающую среду, поэтому задача любого водоканала состоит не только в предоставлении потребителям качественных услуг водоснабжения и водоотведения, но и в снижении негативного воздействия на нее. Мы стремимся управлять экологическими рисками и последовательно уменьшать экологическую нагрузку. Решена проблема утилизации осадка сточных вод — в городе работают три завода по его сжиганию. На петербургских очистных сооружениях внедрена технология глубокого удаления биогенов (азота и фосфора), обеспечивающая выполнение требований ХЕЛКОМ. Это снижает биогенную нагрузку на Неву, Финский залив, Балтийское море. В Водоканале внедрена система биомониторинга качества очистки сточной воды (его оценивают австралийские раки), а также состава дымовых газов завода по сжиганию осадка (с использованием гигантских африканских улиток).

С 2013 г. Водоканал совместно с Фондом содействия сохранению морских млекопитающих «Фонд друзей балтийской нерпы» помогает детенышам ластоногих животных региона, попавшим в трудную ситуацию. Тюленята и нерпята проходят реабилитацию на территории очистных сооружений поселка Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга. После того как животные окрепнут и научатся самостоятельно добывать пропитание, их выпускают в природную среду.

Вот так, поэтапно мы вышли на новый уровень управления. Для понимания целостной картины, оценки своих возможностей и достижений по всем направлениям работы Водоканал в 2006 г. первый раз провел самооценку своей деятельности по Модели премии Правительства РФ в области качества.

Предприятие дважды становилось лауреатом премии — в 2006 и 2015 гг.

В 2009 г. Водоканал прошел независимую экспертную оценку и получил сертификат EFQM «Признанное совершенство (5*)» (уровень R4E), а в 2010 г. подтвердил соответствие этому уровню. В 2011 г. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» — первым из промышленных предприятий России — получило кубок финалиста в конкурсе на соискание Награды EFQM за совершенство (EFQM Excellence Award, ЕЕА). Но руководство Водоканала понимало, что важна не столько награда, сколько изменение менталитета, и это стало первым шагом к трансформации корпоративной культуры предприятия в соответствии с моделью EFQM. С 2012 г. предприятие ежегодно проводит самооценку деятельности по модели EFQM силами профессионально обученных работников, по специально разработанной ими методологии. Результаты такой оценки позволяют определять приоритетные области для совершенствования подходов к управлению и принимать своевременные решения для повышения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

— Недавно сменилось руководство Водоканала. На какой работе акцент делается сегодня?

— В настоящее время обязанности руководителя Водоканала временно исполняет первый заместитель генерального директора А.Н. Данилов, который прошел путь от заместителя начальника района водоотведения до первого заместителя. Он сделал акцент на подготовке квалифицированных кадров, обучении персонала, анализе результатов деятельности, внедрении современных управленческих подходов. Наши планы на будущее — это использование собственной производственной системы управления под рабочим названием «4Э: эффективность, экология, экономика, эволюция», которая станет единой концепцией, объединяющей все процессы предприятия и подходы к совершенствованию менеджмента. Производственная система даст возможность формировать у персонала новое мировоззрение и повышать ответственность каждого сотрудника за конечный результат работы всего коллектива, т.е. построение новой системы взаимоотношений со всеми заинтересованными сторонами.

У Водоканала существует система внутренних аудиторов, которые корректируют работу в подразделениях. На основании многолетнего опыта мы убедились, что проведение внутренних аудитов — важная составляющая повышения результативности и эффективности общей системы менеджмента предприятия.

— Наличие качественного, высокотехнологичного оборудования — залог эффективной работы любого предприятия. Но непростая экономическая ситуация нередко становится серьезным препятствием для модернизации производства…

— Да, работать в условиях сложной международной обстановки, санкций нелегко. Проблема импортозамещения остро стоит в стране и конкретно на Водоканале, где достаточно много зарубежного оборудования. Однако в рамках водного кластера удалось организовать работу отечественных производителей, сориентировав их на изготовление оборудования, необходимого для отрасли водоснабжения и водоотведения. Конечно, не весь импорт можно заменить, но если раньше доля зарубежного оборудования в компании составляла 40% (наличие передовой западной техники являлось предметом гордости предприятия), то сегодня — всего лишь 1,5%. Но надо сказать, что материалы и оборудование не стали хуже. Просто мы нашли способ заинтересовать отечественные компании работать по лучшим западным образцам.

— Удалось ли Водоканалу получить экономический эффект от внедрения систем менеджмента и новых подходов к управлению?

— В мире не существует методики оценки экономического эффекта от внедрения системы. Изучив массу информации в интернете, мы смогли сделать такой расчет и посмотрели, что дает применяемый Водоканалом новый подход к управлению.

Во-первых, снижение аварийности. Если раньше на 10 км сети у нас было 10 аварий, то сегодня — 4. Это дает экономический эффект? Безусловно. Кроме того, благодаря грамотной экологической политике, отладке работы с промышленными предприятиями (многих мы просто вынудили построить очистные сооружения перед тем, как сбрасывать воды в наши стоки), уменьшилось количество штрафов за негативное воздействие на окружающую среду.

Во-вторых, осознанное отношение потребителей к воде. Водоканал большое внимание уделяет просветительской работе: в составе предприятия работает Информационно-образователь-ный центр, куда входят музейный комплекс «Вселенная воды» и Детский экологический центр. В свое время Ф.В. Кармази­нов сказал: «Нынешнее поколение взрослых людей перевоспитать и научить бережному отношению к воде сложно. Надо воздействовать на мышление детей». Сегодня петербуржцы вместо прежних 250 л воды в сутки на человека потребляют без ущерба для комфорта 128 л (этот уровень корреспондируется с европейскими показателями).

А значит, можно не строить громадные очистные сооружения и канализационные системы. Город получил миллиардный эффект. Высвобожденные средства в виде инвестиций пошли на другие проекты, которые позволили улучшать качество воды, модернизировать системы очистки сточных вод. Результат? Конечно результат. Усилия по воспитанию молодого поколения наряду с грамотной экологической, тарифной и управленческой политикой привели к тому, что воду стали ценить не только в рублях.

В-третьих, соответствие предприятия правилам технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации в части внедрения СМК в соответствии со стандартом ИСО 9001. Проведенный нами бенчмаркинг открытых источников, в которых представлена информация о крупнейших предприятиях водоканализационного хозяйства России, показал, что на водоканалах, имеющих сертифицированную по ИСО 9001 СМК, качество оказываемых услуг на 10—15% выше, чем на предприятиях, не внедривших эту систему. Действующая СМК помогает обеспечить улучшение качества питьевой воды, снизить количество повреждений на водопроводной сети, а также аварий и засоров на канализационной сети, повысить качество очистки сточных вод. Кроме того, там, где СМК не формальна, показатели рентабельности, прибыли и продаж лучше на 5—10%.

Мы на личном опыте убедились, что затраты на обучение персонала, сертификацию, участие во всевозможных конференциях, издание справочников и т.д. оправданы не только с точки зрения комфортности управления, но и с позиций экономии. Наши достижения — бесспорное доказательство того, что качественный менеджмент — залог устойчивого развития любой организации.

«Стандарты и качество» Октябрь 2019

Рубрика: Качество в Санкт-Петербурге
Автор(ы): А. Киримитчиев, Н. Сергеева
01.10.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!