Архив номеров

Торговля как драйвер развития экономики

Сфера торговли в России — один из драйверов развития экономики. После спада основных показателей отрасли в 2014—2016 гг., связанного с общими кризисными явлениями в экономике страны, с 2017 г. снова отмечаются положительные тенденции развития.

— Поскольку на департамент развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации возложены задачи по оказанию содействия развитию предпринимательской деятельности, расскажите о ситуации в торговле в настоящее время. Какие основные тенденции и проблемы существуют в отрасли?

— В 2018 г. сфера торговли формировала 14,3% ВВП страны, в этой отрасли были заняты 13,7 млн человек.

По результатам 2017 г. впервые с предыдущих кризисных периодов вырос оборот розничной торговли, который составил 29,8 трлн р., что в сопоставимых ценах на 1,3% больше, чем в 2016 г. В 2018 г. указанная тенденция сохранилась и оборот розничной торговли составил 31,5 трлн р., что в сопоставимых ценах на 2,6% боль-ше, чем в 2017 г.

По данным мониторинга малых форматов торговли, осуществля­емого Минпромторгом России, количество торговых объектов в I квартале 2018 г. по отношению к I кварталу 2017 г. изменилось следующим образом:

    • число нестационарных торговых объектов увеличилось на 2,7% (до 184 340 торговых объ­ектов);
    • число мобильных торговых объектов увеличилось на 2,6% (до 20 610 торговых объектов);
    • число ярмарочных площадок увеличилось на 8% (до 8549 единиц).

К сожалению, сокращается число розничных рынков: в 2018 г. по отношению к 2017 г. — на 8,2% (до 1002 ед.). Это происходит из-за наличия избыточных требований законодательства, предъявляемых к организации и осуществлению торговли на рынках.

Наблюдается активное развитие сетевой торговли. Доля розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли в 2018 г. составила 32,8% (в 2017 г. — 29,9%, в 2016 г. — 27,4%, в 2015 г. — 25%, в 2014 г. — 22,9%).

Вообще в новейшей истории России торговля, включая услуги потребительского рынка (общественное питание и бытовые услуги), показала стремительный рост. С 1990 г. оборот розничной торговли вырос в три раза. При этом инфраструктура торговли сегодня в полном объеме не сформирована. В России обеспеченность населения торговыми площадями составляет порядка 800 м2 на одну тысячу человек. (в 2017 г. — 773 м2, в 2016 г. — 740 м2, в 2015 г. — 702 м2, в 2014 г. — 643 м2), и это в два раза меньше, чем в Германии (1500 м2) или Франции (1400 м2).

Потенциал у отрасли огромный.

Есть проблемные участки в розничной торговле, которые требуют дополнительного регулирования со стороны государства, поэтому необходимо особо отметить целый ряд инициатив Минпромторга России.
Министерство осуществляет совершенствование законодательства Российской Федерации в целях создания условий для развития малого торгового бизнеса.

Минпромторг России разработал законопроект в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли; 5 декабря 2018 г. законопроект был внесен Правительством РФ в Государственную Думу РФ на рассмотрение.

Законопроект предусматривает определение прозрачных правил предоставления мест для неста­ционарных и мобильных торговых объектов, а также долгосрочный характер (пять—семь лет) договоров на размещение нестационарных торговых объектов с их последующим продлением с добросовестными хозяйствующими субъектами без торгов.

Законопроект также уточняет требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов, в том числе определяется их состав, закрепляется порядок их изменения и дополнения.

Предлагаемые законопроектом изменения обеспечат малому и среднему бизнесу стабильные условия работы в долгосрочной перспективе, позволят мелким предпринимателям начать развиваться, а не выживать.

Принятие законопроекта будет иметь очень серьезное значение для экономики. Местные бюджеты получат дополнительные существенные поступления от платы за размещение мобильных и нестацио­нарных торговых объектов.

Рост числа торговых объектов шаговой доступности, в первую очередь в городской среде, будет способствовать увеличению объемов реализации и потребления продовольствия.

Законодатель­ство в сфере регулирования торговли на рынках также нуждается в совершенст­вовании.

Таких жестких требований, какие установлены сейчас для рынков, нет в отношении других форматов торговли, и это напрямую сказывается на исчезновении этих торговых площадок. Сегодня действует одна тысяча рынков, а десять лет назад их было шесть тысяч.

По инициативе регионов и совместно с ними Минпромторг Рос­сии разработал пакет законопроектов. Мы предлагаем максимально упростить действующие требования к торговле на рынках и сделать их соразмерными иным торговым форматам.

Принятие изменений позволит остановить исчезновение рынков и создать необходимые условия для восстановления их количества.

Мы рассчитываем, что в течение трех лет после принятия законопроекта в России появятся дополнительно еще около двух тысяч рынков. И это будет гигантский прорыв, так как мелкие сельскохозяйственные производители, в том числе фермеры и граждане, получат огромные дополнительные возможности для сбыта своей продукции.

Сегодня недостаточная развитость торговой инфраструктуры связана также с дефицитом качественных торговых площадей на рынке стрит-ритейла. Магазины вынужденно размещают в пристроенных помещениях, подвалах, выведенных из жилого фонда квартирах.

Дефицит на рынке стрит-ритейла ощущается сегодня во всех городах, без исключения. Особенно это актуально для небольших помещений площадью около 100 м2.

Советская застройка не предполагала размещения торговых объектов на первых этажах. Ни о каких витринах и выходах на тротуар оживленной улицы не могло быть и речи. Поэтому в стрит-ритейле приходится сталкиваться с «вечными» проблемами: неудобная планировка, нехватка электроэнергии, плохая вентиляция, отсутствие «про­дающих» витрин.

Данный вопрос был рассмотрен и власти «Неделя российского ритейла», на котором наши коллеги из регионов поделились опытом создания таких объектов. В настоящее время мы готовим концепцию развития стрит-ритейла и в этом году направим ее в регионы.

Однако деятельность регионов по развитию торговой инфраструктуры — это только одна сторона решения данного вопроса. Он очень многогранен, поскольку затрагивает градостроительное планирование, архитектурные требования, проблематику управления недвижимостью при наличии множества собственников и многое другое.

— Расскажите об особенностях создания и развития системы маркировки средствами идентификации и прослеживаемости товаров в Рос­сийской Федерации. Был ли при этом использован зарубежный опыт? Какие еще современные средства и механизмы противодействия незаконному обороту промышленной продукции (в части, касающейся сферы деятельности министерства) используются и разрабатываются в настоящее время?

— В последние годы одним из мировых трендов стало введение систем маркировки и прослеживания для различных групп товаров. Многие развитые страны реализуют подобные инициативы. Напри­мер, в Европейском союзе прорабатываются проекты по маркировке табачной продукции и лекарственных средств. Нельзя не отметить и опыт использования добровольной маркировки самим бизнесом, когда компании по своей инициативе маркируют свои товары.

Маркировка является одним из инструментов противодействия незаконному обороту товаров, доказавших свою эффективность. Он основывается на принципе прослеживания товара на всех этапах его оборота от момента ввода в оборот (производство или импорт) до вывода (в том числе при розничной реализации конечному потребителю посредством кассы) и фиксации соответствующих сведений в информационной системе.

Для бизнеса создание системы маркировки в первую очередь предоставит возможность легальным производителям увеличить долю рынка и объемы выручки благодаря снижению доли незаконного оборота товаров. Также система позволит снять излишние регуляторные и административные барьеры. Переход на электронный документооборот существенно сократит объем бумажных документов. Маркировка позволит компаниям оптимизировать внутренний учет и снизить логистические издержки.

Для государства это повышение прозрачности рынков (как результат — рост собираемости налоговых и таможенных платежей), цифровизация и ав-томатизация основных операционных процессов участников оборота. Кроме того, государство получит мощный инструмент общественного контроля в результате появления возможности каждого покупателя проверять подлинность товара посредством мобильного приложения.

Активная работа ведется и в рам­ках Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промыш-ленной продукции. Ее председатель — министр промышленности и торговли Россий­ской Федерации Д.В. Мантуров. Комиссия осуществляет координацию деятельности по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, нелегальных товаров, а также постоянно оценивает ситуацию в этой сфере на территории страны. Она также разрабатывает меры, направленные на противодействие незаконному обороту промышленной продукции и на профилактику этого оборота, рассматривает новые механизмы эффективного противодействия появлению нелегальных товаров на рынке.

Наиболее показательным примером работы комиссии являются расчетные показатели объемов незаконного оборота в легкой промышленности. Согласно данным Росстата, объемы незаконного оборота в отрасли за три года снизились более чем на 10% — а это почти 400 млрд р. Положительная динамика сохраняется уже несколько лет — в целом благодаря скоординированной политике в сфе­ре противодействия незаконному обороту и грамотной работе с бизнес-сообществом и потребителями, как на федеральном уровне, так и в регионах.

Достаточно эффективно с начала 2018 г. начали работать одобренные комиссией поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющие налагать оборотные штрафы на продавцов некачественного топлива. По данным Росстандарта, объем наложенных штрафов за 2018 г. составил 48,9 млн р. (при средней сумме штрафа около 570 тыс. р.).

— Расскажите, как осуществляется координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и участников оборота товаров по реализации проектов по маркировке товаров средст­вами идентификации в Рос­сийской Федерации.

— Все ключевые принципы и параметры создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров зафиксированы в соответствующей Кон­цепции, утвержденной распоря­жением Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 2963-р.

Координатором создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров является Минпромторг России, осуществляющий в том числе координацию деятельности ведомств и участников оборота товаров в части проектов, связанных с маркировкой товаров в Российской Фе­дерации.

В целях всестороннего рассмотрения ключевых вопросов развития системы маркировки (например, формирование правил маркировки, проведение эксперимента, выбор средств идентификации, определение сроков введения маркировки) в соответствующих обсуждениях принимают участие как заинтересованные ведомства, так и представители бизнес-сообщества.

Указанной Концепцией установлено, что ведомства, ответственные за государственную политику в сфере оборота отдельных товаров, могут выступать заказчиками, формирующими функциональные требования к государственной информационной системе маркировки и предложения в правила маркировки соответствующих товаров, а также осуществлять мониторинг оборота таких маркированных товаров.

«Стандарты и качество» Октябрь 2019

Рубрика: Менеджмент
Автор(ы): Н. Кузнецов
01.10.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!