Архив номеров

Российские железные дороги: стандарты как гарантия качества

Железные дороги являются основой транспортной системы России: на их долю приходится более 80% грузовых и около 40% всех пассажирских перевозок. Обеспечение безопасности и качества железнодорожных перевозок — задача национального масштаба. Современные технологии предъявляют повышенные требования к надежности и безопасности технических средств. О новых направлениях развития железнодорожного транспорта в контексте качества и о роли стандартизации в данном процессе рассказывает президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») В.А. ГАПАНОВИЧ.

— Валентин Александрович, 14 ноября отмечается Всемирный день качества. Как вы оцениваете роль качества в развитии железнодорожного транспорта?

— Качество — это приоритетное направление, фундамент, на котором строится вся наша деятельность: от него напрямую зависит безопасность оказываемых услуг.

Работать над качеством надо непрерывно, изо дня в день. Вот хороший пример. У меня есть знакомый — г-н Хайнц-Херманн Тиле, акционер немецкого концерна Knorr-Bremsе — крупнейшей в мире компании (имеет заводы в США, Китае, Европе, России) по производству тормозных систем, в первую очередь для железнодорожного подвижного состава и грузового автомобильного транспорта (тормозные системы для КАМАЗов делает именно она). Еще раз подчеркну: г-н Тиле не генеральный директор, не руководитель производства, а один из владельцев концерна. Так вот, у него в кабинете висит график изменения показателей качества выпускаемой продукции, каждый месяц г-н Тиле вносит в него новые данные, отслеживая динамику. Для европейского бизнеса качество — категория незыблемая, некая внутренняя конституция.

Вся экономическая система Германии ориентирована на качество. Это очень важно. Основные инструменты работы в данном направлении — стандарты: ИСО, отраслевые, внутренние. Возьмем немецкую машиностроительную компанию Liebherr, одного из ведущих мировых производителей строительной, горной, портовой и другой техники. У них действует система внутренних стандартов, разработанных на основе стандартов ИСО, но ориентированных на собственное производство. Казалось бы, в компании давно все отлажено — сделать бракованную продукцию просто нереально (например, на каждый подъемный кран, экскаватор, бульдозер, на каждую деталь наносится маркировка определенного цвета, в соответствии с годом выпуска: мелочь, но возможность поставить на технику или в гидравлическую систему просроченный элемент полностью исключается). И тем не менее при малейшем сбое в работе, малейшей неисправности в ходе эксплуатации (даже в условиях Крайнего Севера при температуре ниже –40 °С) создается специальная группа из конструкторов и сборщиков для определения причины и устранения дефекта. Очень эффективная система управления качеством.

Похожие системы, гарантирующие высокий уровень качества и надежности, реализуются и в России: в АО «Метровагонмаш», ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод», ООО «Уральские локомотивы», на предприятиях, поставляющих для нужд ОАО «РЖД» электротехническую продукцию и системы управления движением: ОАО «Радиоавионика», АО «Элара», ОАО «ЭЛТЕЗА» и др. Вообще, все, что связано с железнодорожным транспортом и метро (а разницы между ними практически нет) — особая тема, напрямую касающаяся безопасности граждан. Поэтому качество для нас — практически константа, мы занимаемся им не от случая к случаю, а постоянно. И сейчас наши показатели по новому железнодорожному подвижному составу находятся на одном уровне с европейскими и американскими.

Чтобы получить по-настоящему качественный продукт, должна быть не только оценка с точки зрения удовлетворенности потребителей, но и признание на национальном уровне со стороны экспертов и органов государственной власти. Я имею в виду Знак качества, который еще в советское время подтверждал высокое качество товаров. Определенные вопросы были, но система работала, — это очень стимулировало.
Неплохо подтверждать таким знаком безопасность и качество потребительских товаров, но хотелось бы опробовать данный инструмент и в нашей сфере — сфере транспортного машиностроения. Я не говорю пока о подвижном составе в целом, но можно взять отдельные компоненты, которые имеют высокую конкурентоспособность, в том числе и на зарубежных рынках. В транспортном машиностроении такая продукция есть. Наша задача — коллегиально ее выбрать, презентовать в соответствии с Положением Российской системы качества и побороться за получение соответствующего знака. Мне кажется, это неплохая мотивация, которая поможет провести объективную оценку и окажет поддержку нашим экспортерам. Конечно, выходить с российским Знаком качества на европейский рынок бессмысленно — там очень жесткая конкуренция и вряд ли он их заинтересует. Но если взять такие традиционные потенциальные для России рынки, как Куба, Индия, страны Ближнего Востока, Египет, с которыми мы сейчас интенсивно работаем, то для них Знак качества будет иметь значение. Думаю, это будет важно и для наших партнеров по СНГ. Надо попробовать запустить процедуру присвоения Знака качества продукции железнодорожного машиностроения уже в 2020 г., считаю вопрос очень актуальным и буду поднимать его на кон-ференции, посвященной Всемирному дню качества.

— Расскажите о работе НП «ОПЖТ» по совершенствованию систем управления качеством в сфере железнодорожного машиностроения.

— В некоммерческое партнерство «ОПЖТ» входят 147 организаций (из 31 субъекта Российской Федерации), на долю которых приходится производство 90% всей железнодорожной продукции в стране, а также компании из Украины, Белоруссии и Казахстана.

Одна из основных целей партнерства — совершенствование систем управления качеством и внедрение современных международных стандартов. Мы были активными участниками продвижения в Российской Федерации Международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS. В 2013 г. русскому языку присвоен статус официального языка в области IRIS; 120 предприятий отечественного транспортного машиностроения, из которых более половины являются основными системными интеграторами по производству подвижного состава и комплектующих, сертифицированы по этому стандарту. В настоящее время IRIS, если так можно выразиться, повысил свой статус с европейского до международного — сейчас действует разработанный на его основе стандарт ИСО/ТУ 22163:2017 «Железные дороги. Система менеджмента качества. Требования к системам менеджмента бизнеса для предприятий железнодорожной отрасли: ISO 9001:2015 и частные требования, применимые в железнодорожной отрасли». Примерно 64% его требований направлены на повышение качества выпускаемой продукции.

Для реализации поставленных перед партнерством задач создано 10 комитетов, а также Совет главных конструкторов и Научно-производственный совет НП «ОПЖТ». При непосредственном участии членов партнерства, в связи с вступлением в силу ИСО/ТУ 22163:2017, пересматриваются СТО ОПЖТ 22—2012 «Порядок оценки и одобрения производства железнодорожной продукции», СТО ОПЖТ 23—2012 «Методические рекомендации по внедрению стандарта IRIS на предприятиях железнодорожной промышленности», СТО ОПЖТ 28—2013 «Порядок утверждения полномочий организаций на право оказания консалтинговых услуг по внедрению и услуг по обучению требованиям стандарта IRIS. Требования к консультантам и порядку их аттестации». Все изменения направлены на обеспечение качества поставляемой продукции (услуг), исключение (минимизацию) рисков на всех уровнях цепи поставок, повышение качества изготавливаемой продукции, предназначенной для эксплуатации на железнодорожной инфраструктуре общего пользования, а также развитие системообразующих поставщиков и субпоставщиков.

До конца 2019 г. запланирована разработка СТО ОПЖТ «Методические рекомендации по применению передовых инструментов управления качеством» и СТО ОПЖТ «Единая методика оценки и повторной оценки поставщика в железнодорожной промышленности».

— Проводятся ли в ОПЖТ Дни качества (по примеру ОАО «РЖД»)?

— День качества для организаций-членов НП «ОПЖТ» является одним из важнейших элементов системы менедж-мента качества (СМК) и одной из форм реализации Политики организации в области качества.
День качества проводится с целью систематического контроля и анализа деятельности подразделений предприятия по реализации требований СМК, поддержания и повышения установленного технической документацией уровня качества продукции, необходимого уровня процессов и СМК. Довольно часто Дни качества организуются по инициативе инспекторов-приемщиков учрежденного НП «ОПЖТ» ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих». Тогда на них обсуждаются выявленные при инспекторском контроле несоответствия, случаи отказа продукции в эксплуатации, определяются направления ведения рекламационной работы, коллегиально разрабатываются корректирующие и предупреждающие мероприятия.

— Входит ли в число основных задач НП «ОПЖТ» деятельность по созданию нового поколения железнодорожного подвижного состава и высокотехнологичной продукции на основе инновационного развития?

— В числе организаций-членов партнерства основные производители грузового, пассажирского и специального железнодорожного подвижного состава нашей страны. Их деятельность тесно связана с постоянным улучшением качества выпускаемой продукции. Предприятия вкладывают значительные средства в разработку принципиально нового, инновационного железнодорожного подвижного состава. В рамках деятельности партнерства на заседаниях комитетов систематически проходит обсуждение характеристик нового подвижного состава.

— Как организована в ОПЖТ работа службы по стандартизации?

— Функционирует Комитет НП «ОПЖТ» по нормативно-техническому обеспечению и стандартизации. Его председателем является руководитель направления в области технического регулирования, стандартизации и метрологии, вице-президент НП «ОПЖТ» А.А. Смыков.

Работа комитета направлена на формирование ежегодной Программы стандартизации НП «ОПЖТ». Заинтересо-ванные организации-члены партнерства вносят предложения по разработке и актуализации стандартов, участвуют в обсуждении проектов стандартов и законодательных инициатив в области технического регулирования, стандартизации и т.д.

Также НП «ОПЖТ» является одним из членов технического комитета по стандартизации 045 «Железнодорожный транспорт» и рассматривает все проекты стандартов, которые поступают в секретариат ТК 045.

— Вы являетесь председателем ТК 045. По итогам работы за 2018 г. ТК 045 занял первое место в рейтинге технических комитетов Росстандарта. Расскажите об основных задачах ТК на 2020 г.

— Действительно, по итогам работы в 2018 г. ТК 045 «Железнодорожный транспорт» разделил с ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность» первое место в Рейтинге эффективности деятельности технических комитетов по стандартизации, составленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Такого высокого результата не удалось бы достичь без совместной слаженной деятельности организаций-членов ТК 045 и НП «ОПЖТ», направленной на разработку стандартов.

За нашим комитетом железнодорожного транспорта закреплен фонд стандартов, включающий 343 документа, за 2008—2018 гг. мы актуализировали 305 стандартов. В итоге если средний возраст стандарта по национальной стандартизации составляет 17,43 года (данные Росстан­дарта), то по железнодорожному транспорту — 5,5 года.

Не было бы этой работы — не было бы сегодня в России ни поездов «Сапсан», ни поездов «Ласточка». Ведь несмотря на то что «Ласточка» — немецко-российский проект, локализованный на 80%, в основе конструирования этого электропоезда лежало 50 национальных и межгосударственных стандартов.
Стоит также сказать, что разработка всех межгосударственных стандартов
в области железнодорожного транспорта осуществляется в рамках деятельности межгосударственного технического комитета по стандартизации — МТК 524 «Железнодорожный транспорт», участниками которого являются все страны Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация) и государства СНГ. Мы интенсивно работаем над обновлением нашей норма-тивной базы в области межгосударственной стандартизации и будем продолжать эту деятельность, активно привлекая российский бизнес к участию в работе таких организаций, как ИСО, в которой Российская Федерация является полноправным членом.

За последний год мы обновили представительство российских экспертов в международных технических комитетах по стандартизации. Если раньше в данной работе принимали участие всего два российских представителя, то сегодня уже около десяти. Одна из первоочередных задач на следующий год — повысить роль России в технических комитетах МЭК по железнодорожному транспорту, что очень важно для нашей деятельности, в том числе по беспилотному движению.

В 2020 г. начнется разработка более 40 стандартов, предложения по которым были выработаны в 2019 г. Темы ка-саются локомотиво- и вагоностроения (пассажирского и грузового), стандартов на специальный железнодорожный подвижной состав и путевую технику, железнодорожную инфраструктуру, автоматику и телемеханику, электроснабжение и электрификацию и т.д. Также в программе много тем, которые перешли из прошлых лет. Не менее важный аспект — актуализация действующих стандартов, включенных в перечни документов по стандартизации, применение которых обеспечивает исполнение требований технических регламентов.

И о более отдаленном будущем.

На форуме в Екатеринбурге (Иннопром-2019) много говорилось о машиночитаемых и машинопонимаемых стандартах. Мы эту инициативу подхватили: Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий добровольно взял на себя обязательство разработать машиночитаемый стандарт.

В США уже появились первые подобные документы.

Конечно, оцифровка стандартов не является новацией, переписать стандарт в цифровом виде не проблема — проблема в том, как его использовать при разработке конструкторской и технологической документации, инструкций. Поэтому нам вместе со специалистами Росстандарта придется серьезно разбираться, детально изучать международную практику в этой сфере, апробировать новый инструмент, в том числе в нашем техническом комитете, и двигаться вперед. Цифровизация — это не просто модное слово, это эффективный инструмент, которым нужно активно пользоваться.

— Какой вы видите стандартизацию будущего и какие меры надо предпринять уже сегодня, чтобы не отстать от рынка завтра?

— Только стандарты, работающие на опережение. К сожалению, в силу нашей ментальности, мы, как правило, не заглядываем далеко в будущее, а зачастую просто переписываем стандарты прошлых лет, которые не несут в себе научной новизны. В этом, на мой взгляд, основная слабость российской стандартизации. Я не про всю систему говорю, а про отдельные направления. Такой подход ведет к регрессии. Стандарты должны опережать время и по европейскому принципу выходить за горизонты пяти—семилетнего планирования в расчете на технику будущего. А для этого необходимо возрождение отечественной науки, нужны серьезные систематические (а не единичные, как в настоящее время) исследования. Будут исследования — будет и научный базис, который позволит четко спрогнозировать развитие техники и технологий хотя бы на ближайшие пять лет.

Подобный опыт уже есть. В 2004 г. в ОАО «РЖД» впервые разработали стратегическую программу поставок локомотивов нового поколения. Она была ориентирована на пятилетку — до 2010 г. Стремление идти вперед и скрупулез-ное изучение международного опыта (в России таких поездов еще не было) позволили четко сформулировать требования к локомотивам будущего. То, что было спланировано в 2004 г., реализовали в полном объеме. Так появились локомотивы нового поколения, электропоезда «Ласточка» и «Иволга», а также рельсовые автобусы. Поэтому будущее стандартизации — в работе на перспективу.

— А каким вы видите будущее железнодорожного транспорта в контексте качества?

— Главное предназначение железнодорожного транспорта — оказывать услуги в области пассажирских и грузовых перевозок. Есть, конечно, и дополнительные задачи: развитие внутренней инфраструктуры, работа с внешним контуром по вопросам транспортной логистики и т.д. Но основная функция во всем мире — своевременное, безопасное и качественное осуществление перево-зок. Поэтому для нас крайне важен уровень качества предоставляемых услуг.

Это целый спектр вопросов. Если мы говорим о грузоперевозках, то это электронная торговая площадка, если о пассажирском комплексе — количество услуг, оказываемых дистанционно (электронные билеты, информационное обеспечение и т.д.). Если перейти непосредственно к подвижному составу, то это качество обслуживания и комфортность поездки: плавность хода (особенно для высокоскоростного движения), температурный режим и т.д. Есть много компонентов, но основное, конечно же, график движения: пассажир должен вовремя прибыть в пункт назначения. С точностью до минуты. Эту задачу нам удается решать — согласно данным статистики, Российские железные дороги входят в лидирующую тройку среди всех стран мира по выполнению графика движения поездов. На первом месте, естественно, Япония, на втором — испанские железные дороги, на третьем — мы.

Как я уже сказал, услуги должны быть качественными, а качественные услуги требуют наличия стандартов. Без стандартов каждый будет решать проблемы по своему усмотрению — начнется хаос. Услуги обязательно надо стандартизировать. Такие стандарты мы уже вводим, в первую очередь на пассажирском транспорте. Для того чтобы все участники процесса железнодорожных перевозок могли использовать стандарты в своей производственной деятельности, необходимо подготовить современную нормативную и нормативно-техническую базу. И обязательно с учетом того, что в стране активно идет процесс цифровизации.

«Стандарты и качество» Ноябрь 2019

Рубрика: Актуальное интервью
Автор(ы): В. Гапанович, Н. Быкова.
01.11.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!