Архив номеров

Работа ТК по стандартизации в 2019 г.

В ведущих странах мира сформировался единый взгляд на экологическую стандартизацию как на эффективный инструмент реализации государственной политики в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Базируясь на основных принципах международных документов и национальных природоохранных законодательных актов стран мира, стандартизация оказывает как прямое, так и опосредованное влияние на выбор технологических процессов, формирование их характеристик и экологических параметров производств.

Стандарты, регламентирующие различные аспекты обеспечения экологической безопасности, в частности, содействуют [1]:

    • сохранению и поддержанию естественного либо приемлемого в данных экономических условиях качества окружающей природной среды;
    • распространению инновационных малоотходных технологий, созданию энерго- и ресурсоэффективных природосберегающих производств;
    • повышению доверия потребителя к продукции, его лояльному отношению к бизнесу.

Решать эти и другие проблемы экологического оздоровления международные организации — такие как ИСО и МЭК, рекомендуют с помощью экологических стандартов. Органы управления могут полагаться на эти стандарты как на основу для формирования ресурсосберегающей политики. Природопользователи выигрывают благодаря оптимизации регулирования отношений по использованию и охране природных объектов и получают конкурентные преимущества вследствие улучшения своего имиджа у потребителей, повышения авторитета у органов власти. Следуя рекомендациям ИСО, в Германии сформулирована концепция экологической стандартизации, обеспечивающая выполнение директивных актов. Мощный природно-хозяйственный комплекс КНР опирается на нормы Конституции, законы и стандарты, а в США предусмотрены системы федеральной и региональной стандартизации, регулирующей природопользование.

В РФ также сформировано правовое поле для развития экологической стандартизации. Положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ФЗ № 184) и Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (ФЗ № 162) закреплена разработка стандартов, поддерживающих систему нормативно-правового регулирования. Ст. 10 ФЗ № 162 предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти «организуют работы по стандартизации в соответствии с установленными полномочиями».

По инициативе Минприроды России приказом Росстандарта от 24 июня 2011 г. № 3004 создан технический комитет по стандартизации — ТК 409 «Охрана окружающей природной среды», при этом учитывалось, что стандартизация в области охраны окружающей среды направлена на обеспечение выполнения государственной политики в области экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов. К сожалению, в течение ряда лет ТК 409 практически не функционировал, в связи с чем в руководстве комитетом в 2018 г. произошла реорганизация. Это определило повышение активности ТК 409 в 2018—2019 гг. Были сформированы основные задачи комитета, среди основных:

    • соблюдение международных обязательств Россий-ской Федерации по международным конвенциям и протоколам;
    • рациональное использование и охрана природных ресурсов, включая недра, водные объекты, атмосферный воздух, леса, особо охраняемые природные территории, объекты животного мира и среду их обитания;
    • внедрение новой системы нормирования в области охраны окружающей среды и введение мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для распространения наилучших технологий;
    • охрана окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления;
    • создание нормативной базы в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга.

Были проанализированы действующие стандарты, в том числе:

    • ГОСТ Р 56165—2014 «Качество атмосферного воздуха. Метод установления допустимых промышленных выбросов с учетом экологических нормативов»;
    • ГОСТ Р 56163—2014 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета выбросов от стационарных дизельных установок»;
    • ГОСТ Р 56061—2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;
    • ГОСТ Р 17.4.3.07—2001 «Охрана природы (ССОП). Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений»;
    • ГОСТ Р 57058—2016 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Характеристики полимерных отходов»;
    • ГОСТ Р 17.0.0.06—2000 «Охрана природы (ССОП). Экологический паспорт природопользователя. Основные положения».

В настоящее время сформирован перспективный план развития работ по экологической стандартизации с учетом необходимости значительного повышения востребованности этой деятельности. Элементы плана определялись по итогам обсуждения вопросов экологической стандартизации на совещании в комитете. Было решено:

  1. в программу национальной стандартизации направлять заявки на разработку экологических стандартов (предполагающих ссылки на них в нормативно-правовых актах (НПА) и федерально-целевых программах (ФЦП), максимально отражающих как потребности природопользователей, так и задачи реализации государственной экологической политики;
  2. организовать активно функционирующую группу действительных членов (экспертов) ТК 409; при необходимости подготовить проект приказа Росстандарта об изменениях в структуре ТК 409;
  3. проводить разъяснение задач и принципов экологи-ческой стандартизации среди природопользователей, в том числе в Торгово-промышленной палате Российской Федерации и в Российском союзе промышленников и предпринимателей;
  4. организовать мониторинг востребованности экологических стандартов, предъявляемых к объектам закупки при размещении заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд;
  5. просить Росстандарт предусмотреть учет экологических аспектов в стандартах на продукцию по ГОСТ Р 56268—2014 «Руководство по включению экологических аспектов в стандарты на продукцию» (с соответствующим поручением ТК 409);
  6. учитывать, что одним из важных направлений деятельности ТК 409 являются работы по межгосударственной и международной стандартизации, в том числе участие в ИСО/ТК 207 «Управление окружающей средой» и выполнение функций постоянно действующего члена МТК 508 «Управление окружающей средой».

Для практической реализации этих положений и мероприятий по воплощению в жизнь Концепции развития национальной системы стандартизации Росстандарта будут организованы:

    • осуществление и поддержание в рабочем состоянии Перспективной программы работ по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды» на период 2018—2025 гг.;
    • разработка стандартов в целях повышения уровня модернизации и конкурентоспособности энерго- и ресурсоэффективных природосберегающих производств;
    • актуализация стандартов для приведения их требований в соответствие положениям законодательства Российской Федерации в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности продукции предприятий природоохранного комплекса;
    • отмена устаревших и практически не выполняющих свою функцию стандартов в целях снижения неоправданных технических барьеров.

По мнению экспертного совета и секретариата ТК 409, все это позволит увеличить эффективность экологической стандартизации.
Во-первых, сократится количество изменений к требованиям в области окружающей природной среды в НПА Минприроды России, Минпромторга России, Мин-сельхоза России и других ведомств.

Для этого необходимо добиваться переноса части конкретных экологических требований в стандарты. В существующей ныне одноуровневой системе документов по экологии их излишняя лабильность затрудняет работу природопользователей, тормозит реализацию наилучших доступных технологий и мер по экологической защите. Это не способствует применению новых экозащитных практик, экологически безопасных веществ, материалов и технологий. Использование соответствующих стандартов снимет данную проблему, обеспечивая стабильность законодательной базы. Однако условием для этого является установление в нормативно-правовых актах лишь общих требований использования и охраны природных ресурсов, сформированных по результатам долговременного прогнозирования развития природопользования.
Например, Роспотребнадзор почти ежегодно изменяет нормы содержания в окружающей среде вредных веществ. Так, в связи с конфликтами вокруг мусорных полигонов предельно допустимая концентрация метилмеркаптана в воздухе была установлена в 60 раз выше показателя, действовавшего 10 лет назад, и в 700 раз выше нормативов 1999 г. То же касается многих ядовитых веществ, вдыхание которых увеличивает интоксикацию организма и способствует снижению иммунитета. Использование стандартизации способствовало бы предотвращению таких волюнтаристских решений, адекватному анализу экологами обосновывающих материалов и стабилизации работы контрольно-надзорных органов, но главное — повысило бы безопасность граждан.

Во-вторых, ускорится актуализация нормативных актов, регламентирующих природохозяйственную деятельность, путем внесения изменений в стандарты позволит своевременно отражать передовой опыт. Стандарты «обеспечивают наилучший трансфер технологий и являются ключевым фактором инноваций» [2]. Поэтому очень часто «то, что не является стандартизованным, непригодно для экономического применения» [3, 4]. Для России это можно проиллюстрировать ситуацией с развитием системы санитарно-эпидемиологических требований к предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, где в последние годы происходило расширение количества регламентирующих показателей от 31 (в ГОСТ 2874—82 «Вода питьевая. Гигие-нические требования и контроль за качеством») до 2000 (в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»).

Приведем пример. В Приказе Минприроды России от 17 декабря 2007 г. № 333 «Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» отмечено, что «если при расчете величины НДС отсутствует достоверная информация о качестве воды выше сброса, то проводится расчет фоновых концентраций химичес-ких веществ в установленном порядке». Такой «порядок» не установлен, вследствие чего возникают бесконечные «водные» споры, ТК 409 получил по этому поводу письмо от группы уральских заводов, возмущенных невозможностью оценить «фон» и необходимостью очищать сточную воду до уровня ПДК по меди при том, что забранная вода имеет этот норматив на уровне 10 ПДК. В подобных случаях комитет намерен объединять экологическую общественность для участия в разработке необходимого стандарта.

В-третьих. Рациональное природопользование будет обеспечено благодаря повышению функциональной совместимости стандартизованного экологического оборудования и наилучших доступных технологий, формированию единства методов исполнения, контроля и измерений «вне зависимости от особенностей конкретного технологического решения» [5]. Известны многочисленные примеры, свидетельствующие о влиянии стандартизации на экономию ресурсов в разных отраслях промышленности.

Например, использование стандартов энергоэффективности позволило экономить до 10% электроэнергии, а применение стандартов серии Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) в три раза понизило стоимость ремонта оборудования [6]. Причина данного эффекта — в различии способов установления правовых актов и стандартов: первые принимаются «методом навязывания», государственного диктата, а вторые – «методом консенсуса» органами, где на общественных началах работают заинтересованные лица, научная общественность, представители бизнеса и власти. Поэтому развитие национального фонда экологической стандартизации позволило бы снизить вредное влияние.

В-четвертых. Коррупционные риски будут снижены при отказе от избыточной детализации требований в правовых актах.

Приведем пример. В секторе возведения гидротехнического сооружения на Оби в 2015 г. объявилось предприятие, который стремилось вытолкнуть из этой работы других участников, используя методы недобросовестной конкуренции. Оказалось, что для этого данный «игрок» предполагал добиться регламентации детализированных требований так, чтобы их не могли выполнить другие пользователи. Однако у него пропал интерес, поскольку оказалось, что манипулировать можно лишь общими требованиями безопасности. В частности, общая норма «деформация конструкции гидротехнических сооружений при нагрузке не должна превышать критических значений», не могла быть предметом манипулирования, а конкретная норма «деформация конструкции гидротехнических сооружений при нагрузке не должна превышать 10 т/м2» пригодна для этого, но была своевременно перенесена из НПА в стандарт, являющийся результатом коллективной работы заинтересованных лиц. Об этом случае упоминали на семинаре, организованном с участием ИСО/ТК 224 «Менеджмент в сфере водоснабжения и водоотведения» российские представители.

В-пятых, детальное регулирование требований природопользования будет перенесено из НПА в стандарты. Это касается, в частности, регулирования трансграничных водотоков. Такое регулирование средствами исключительно в НПА с заданием в них конкретных нормативов приводит к формированию колоссальных противоречий между странами, совместно использующими водные объекты. В настоящее время разработка водных требований даже в странах СНГ осуществляется без взаимных консультаций. Чем больше принимается правовых документов с конкретными характеристиками, тем больше проблем возникает при совместном водозаборе, в том числе в условиях трансграничного переноса вод. Для снятия проблем необходима детализация правил водохозяйственной деятельности в межгосударственных и международных стандартах.

Пример. Из-за отсутствия договоренности таких ведомств, как Росприроднадзор и Роспотребнадзор, имеются две разные классификации отходов — для регулирования отношений: 1 — в сфере охраны окружающей среды и 2 — в среде обитания и здоровья человека. Это создает необоснованные трудности для промышленности. Например, на сбросы сточных вод предприятия вынуждены получать сначала документ — «Решение на сброс сточных вод» (от Росприроднадзора) о предоставлении для этого водного объекта, а затем — «Разрешение» (от Роспотребнадзора), которое может не соответствовать «Решению». ТК 409 по стандартизации намерен попытаться найти выход из этой ситуации, проведя заседания комитета с участием представителей обоих названных агентств.

И, в-шестых, снизится административное давление на природопользователей определяется правилами для доказывания соблюдения требований правовых актов.

В соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2014 г. «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» «применение на добровольной основе стандартов… является достаточным условием соблюдения требований…». При этом «неприменение стандартов… не может рассматриваться как несоблюдение требований», но в таком случае «оценка соответствия осуществляется на основе анализа рисков». Другими словами, если водопользователь принимает двухуровневую систему управления и следует требованиям стандартов, то при государственном контроле (надзоре) доказывается отсутствие нарушений установленных требований.

Эта процедура, осуществляемая контролирующим органом, подобна так называемому браковочному контролю [6, 7]. При одноуровневом же управлении, когда стандарты не применяются, доказывается выполнение требований. Такая процедура, выполняемая уже природопользователем, подобна приемочному контролю.

О трудностях проведения последней процедуры и преимуществах использования стандартов при государственном контроле (надзоре) читайте в ближайших номерах журнала «Контроль качества продукции» РИА «Стандарты и качество».

Список использованной литературы

  1. Данилов-Данильян В.И., Розенталь О.М. Экологическая стандартизация в системе использования и охраны природных ресурсов // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. — 2018. — № 1. — С. 28—40.
  2. Miotti H. The Economic Impact of Standardization. Technological Change, Standards Growth in France. — AFNOR Group, June 2009.
  3. Аронов И.З., Версан В.Г., Чайка И.И. Стандартизация: по закону или по понятиям? // Стандарты и качество. — 2012. — № 10. — С. 8—14.
  4. Swann P. Report for UK Department of Business, Innovation and Skills (BIS), Version 2.2. — 27 May 2010.
  5. Элькин Г.И. Роль стандартов в повышении энергоэффективности и энергосбережения // Стандарты и качество. — 2010. — № 2.
  6. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Д., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. — М.: Вильямс, 2001. — 704 с.
  7. Розенталь О.М., Александровская Л.Н. Риск-ориентированный подход к менеджменту качества // Контроль качества продукции. — 2019. — № 8. — С. 18—23.

«Стандарты и качество» Ноябрь 2019

01.11.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!