Архив номеров

Стратегические измерения эффективности национальной стандартизации

Выявленная проблема недостаточной открытости национальных систем стандартизации и национальных органов по стандартизации различных стран обуславливает необходимость проведения стратегических измерений эффективности этих систем. Данные измерения выступают инструментом определения и оценки достижения целей стандартизации для участников работ по стандартизации и получения простой и доступной информации о деятельности в этой сфере — для общества.

Актуальность стратегических измерений эффективности стандартизации

Весной прошлого года приказом Минпромторга России от 14.03.2018 № 774 (далее — приказ Минпромторга России № 774) были утверждены показатели и индикаторы, на основе которых оцениваются результаты работ по стандартизации в национальной системе стандартизации (НСС). Он должен лечь в основу инструментария стратегических измерений работ по стандартизации в широком смысле данного понятия.

Весной 2019 г. Минпромторг России направил в Правительство РФ ежегодный государственный доклад о состоянии работ в сфере стандартизации за 2018 г.(далее — Государственный доклад за 2018 г.), в выводах которого указано, что работа над проектом Концепции развития стандартизации в РФ на период до 2027 года период до 2027 года (далее — проект Концепции) и его открытое обсуждение позволили среди прочих выявить потребность «разработать и внедрить единую методологию формирования показателей и индикаторов оценки результатов работ по стандартизации в национальной системе стандартизации и системе стандартизации оборонной продукции».

Актуальность разработки методологии стратегических измерений эффективности функционирования НСС РФ обусловлена и положениями Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти (далее — Концепция открытости ФОИВ), в которой под открытостью ФОИВ понимается последовательное и неукоснительное соблюдение при реализации государственных полномочий и функций следующих принципов:

    • информационная открытость;
    • понятность;
    • вовлеченность гражданского общества;
    • подотчетность.

Здесь соблюдение принципа «понятность» следует понимать как представление целей, задач, планов и результатов деятельности ФОИВ в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти.

Далее будут представлены методические подходы к разработке инструментария оценки эффективности НСС РФ (по данным за 2018 г.) как элемента методологии стратегических измерений стандартизации в нашей стране с перспективой ее распространения в странах-членах Межгосударственного союза по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств.

Современный уровень стратегических измерений эффективности стандартизации в РФ

Мы не случайно упомянули Концепцию открытости ФОИВ в обосновании актуальности настоящей статьи и предстоящей работы по разработке методологии стратегических измерений эффективности стандартизации в России.

В рамках выполнения в 2018 г. аналитической работы по заказу Минпромторга России по исследованию методов определения и выявления приоритетов, стратегических целей, задач, принципов стандартизации и проблем функционирования систем стандартизации на национальном уровне в Великобритании, Франции, Германии, США, а также по построению сценариев развития НСС РФ на среднесрочную перспективу нами были проанализированы действующие стратегии стандартизации Германии, США, стратегия стандартизации Франции на 2016—2018 гг. и промышленная стратегия Великобритании (ее реализация, по данным из годовых отчетов Британского института стандартов (BSI Group), является приоритетом для планирования работ по стандартизации BSI Group как национального органа по стандартизации на долгосрочную перспективу) [1—4]. В результате была выявлена проблема недостаточной открытости национальных систем стандартизации и самих национальных органов по стандартизации Франции, Великобритании, Германии и США, которая проявляется в отсутствии каких-либо показателей в стратегиях стандартизации указанных стран. При этом информация о количественных оценках и показателях деятельности участников работ по стандартизации предоставляется исключительно в отчетах за прошедший год с ретроспективой не более чем к предыдущему годовому отчету (исключение составляют годовые отчеты BSI Group, где есть прогноз развития финансовых показателей института по направлению «стандартизация» на год вперед), а на сайтах национальных органов по стандартизации в большинстве случаев информация о показателях функционирования НСС предоставляется без указания актуальной даты. Совместная инициатива по стандартизации Европейского союза (ЕС) не изменила отношения к проблеме недостаточной открытости НСС: самые актуальные отчеты в 2019 г. раскрывают положение дел в 2017 г. [5].

В нашей стране также наблюдается указанная проблема, но в абсолютно обратном проявлении — индикаторы и показатели оценки эффективности функционирования НСС РФ установлены на долгосрочный период и декларируются практически ежегодно:

    • постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;
    • приказ Минпромторга России № 774;
    • распоряжение Правительства РФ от 24.09.2012 № 1762-р «Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года»;
    • проект Концепции/Государственный доклад за 2018 год;
    • Публичная декларация Росстандарта о целях и задачах на 2018 год (далее — Публичная декларация Росстандарта).

Однако проведенный нами сравнительный анализ показал, что при большом количестве показателей оценки эффективности работ по стандартизации и данных по ним, первые слабо согласованы друг с другом, а вторые несистематичны. Так, только три показателя из Публичной декларации Росстандарта и семь показателей проекта Концепции согласуются с 46 показателями из приказа Минпромторга России № 774. Также необходимо отметить, что в государственной программе РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» закреплены только два показателя оценки эффективности работ по стандартизации — количество утвержденных национальных стандартов в год и уровень гармонизации национальных стандартов с международными. В Государственном докладе за 2018 г. мы не нашли сводной таблицы данных по показателям приказа Минпромторга России № 774 (приведены данные только по 18 показателям из 46).

Перспективы исполнения приказа Минпромторга России № 774 представляются нам более чем неопределенными, учитывая, что в печатном раздаточном материале к прошедшему 10—11 октября в Санкт-Петербурге национальному форуму «Стандартизация-2019» этому приказу не нашлось места ни в одном разделе, включая «Законодательство в сфере стандартизации».

Таким образом, принципы «понятности» и «информационной открытости», установленные Концепцией открытости ФОИВ, не соблюдаются в полной мере в рамках реализации государственной политики РФ
в сфере стандартизации и не способствуют устранению проблемы «недостаточной открытости» НСС РФ, что подтверждает необходимость ускоренной разработки единой методологии стратегических измерений эффективности НСС РФ и ее последующего последовательного применения.

Методические подходы к разработке инструментария оценки функционирования НСС РФ

За основу регламентной базы анализа подходов к разработке методики оценки функционирования НСС РФ мы предлагаем взять приказ Минпромторга России № 774 и приказ Росстандарта от 03.02.2015 № 145 «Об утверждении ключевых показателей эффективности деятельности руководящего состава, а также помощника и советника Руководителя Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии» (далее — приказ Росстандарта № 145).

Приказ Минпромторга России № 774 устанавливает следующую структуру показателей НСС РФ:

    • разработка документов, разрабатываемых и применяемых в НСС;
    • совершенствование нормативной правовой базы в области функционирования НСС;
    • вовлечение квалифицированных кадров в деятельность по стандартизации;
    • деятельность технических комитетов по стандартизации (ТК);
    • деятельность по международной и межгосударственной стандартизации;
    • результативность работ по распространению национальных стандартов и оценка их информационной востребованности;
    • финансирование работ по стандартизации;
    • субсидирование работ по стандартизации.

Форма группировки показателей и индикаторов, примененная в приказе Минпромторга России № 774, приведена в табл. 1.

Таблица 1

Форма группировки показателей и индикаторов в приказе Минпромторга России № 774

Наименование показателя и индикатора

Единица измерений

Необходимо отметить, что нормативное закрепление показателей эффективности НСС РФ — не первый случай утверждения показателей и индикаторов ведомственным приказом в новейшей практике госрегулирования деятельности в сфере стандартизации. В приказе Росстандарта № 145 не только были установлены числовые характеристики показателей на 2015 г., но и приведена методика их расчета, правда без указания механизма ее информационного обеспечения — обязанность по предоставлению исходных данных возложена на «владельцев» показателей. Подход Росстандарта к определению целевых показателей в сфере стандартизации, по нашему мнению, является хорошей практикой установления основы для стратегического измерения процессов эффективности НСС РФ. Форма группировки показателей и индикаторов, использованная в приказе Росстандарта № 145, приведена в табл. 2.

Таблица 2

Форма группировки показателей и индикаторов  в приказе Росстандарта № 145

Должность

Наименование показателя

Нормативное значение

Ед. изм.

Кол-во

1

Руководитель Федерального агентства

2

На 2018 г. Росстандарт также установил показатели и индикаторы своей деятельности в сфере стандартизации: в Публичной декларации Росстандарта и Основных задачах Росстандарта на 2018 год. Сводные данные о количестве показателей и индикаторов эффективности НСС РФ, установленных в перечисленных документах, приведены в табл. 3.

Таблица 3

Сводные данные о количестве показателей и индикаторов эффективности НСС РФ, установленных в 2015—2018 гг.

Наименование показателей
по оценке эффективности НСС РФ
согласно приказу
Минпромторга России № 774

Количество индикаторов, шт.

Приказ
Минпромторга
России № 774

Приказ Росстандарта № 145
(термин «индикатор»
не упоминается)

Публичная декларации Росстандарта на 2018 год,
Основные задачи Росстандарта на 2018 год
(термин «индикатор» не упоминается)

Разработка документов, разрабатываемых и применяемых в НСС

12

6

1

Совершенствование нормативной правовой базы в области функционирования НСС

3

1

5

Вовлечение квалифицированных кадров
в деятельность по стандартизации

3

0

2

Деятельность ТК

5

                          0*

0

Деятельность по международной и межгосударственной стандартизации

9

2

7

Результативность работ по распространению национальных стандартов
и оценка их информационной востребованности

2

0

1

Финансирование работ по стандартизации

8

0

0

Субсидирование работ по стандартизации

4

                          0**

0

Примечания: * — рейтингование ТК проводилось с 2014 г.; ** — субсидии на компенсацию части работ по стандартизации были введены только с июня 2015 г.

Далее опишем предлагаемую нами структуру инструментария оценки эффективности НСС РФ по установленным показателям и индикаторам. Данный подход содержит рекомендации и механизм определения и измерения по каждому показателю.

Методический аппарат состоит из восьми разделов (сформированы как показатели в приказе Минпромторга России № 774), которые характеризируют принципы, приоритеты, цели и задачи развития НСС РФ, определенные государственной политикой РФ в сфере стандартизации, Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ и нормативными правовыми актами в сфере стандартизации.

Предлагаемый нами методический аппарат предполагает группировку индикаторов по каждому из восьми показателей оценки эффективности функционирования НСС РФ, которые могут быть дополнены по результатам возможного дальнейшего обсуждения проекта Концепции развития стандартизации в РФ и на период до 2027 года, с обязательным указанием следующей информации.

  1. Мероприятие государственной программы РФ, в рамках которого выполняются работы по стандартизации.
  2. Показатель, описывающий качественную характеристику конкретного вида деятельности участников работ по стандартизации в рамках НСС РФ.
  3. Индикатор, определяющий характеристику, которая позволяет измерить показатель того или иного процесса или объекта в деятельности участников работ по стандартизации в рамках НСС.
  4. Единица измерения, в которой определяется индикатор, количественно характеризующий показатель (например, число или процент).
  5. Расчет индикатора в виде описания формулы для вычисления того или иного индикатора (если имеется).
  6. Дата подготовки отчетных данных, определяемая исходя из положений постановления Правительства РФ от 13.07.2016 № 672.
  7. Информационная обеспеченность: источники получения и подтверждения достоверности информации, используемой для расчета числовой характеристики индикатора и определения степени выполнения показателя, а также сроки и механизм ее получения.

На основе предлагаемого подхода каждый участник работ по стандартизации может, во-первых, заполнить информационную карту о результативности своей деятельности, характеризующую реальное состояние дел по каждому показателю (плюсы и минусы по различным направлениям). Во-вторых, на основе исходных данных по каждому показателю спланировать достижение желаемого уровня прогресса в области стандартизации за определенный временной период.

Форма группировки показателей и индикаторов, предлагаемая в рамках описанного подхода, приведена в табл. 4.

Таблица 4

Форма группировки показателей и индикаторов, предлагаемая в рамках методического аппарата оценки эффективности НСС РФ

Мероприятие государственной программы (ГП) РФ*

Показатель

Индикатор

Ед. изм.

Уровень

начальный, 2017 г.**

целевой, 2018 г.

целевой, 20.. г.

1

1…

1.1…

Факт/ГП

Факт/ГП

Факт/ГП

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания: * — под ним понимается мероприятие подпрограммы госпрограммы РФ, которую администрирует ФОИВ, являющийся участником работ по стандартизации; ** — при наличии индикатора в госпрограмме РФ по соответствующему мероприятию подпрограммы значение проставляется слева от символа «/».

Пример систематизации (фрагмент) обобщенных данных по показателям и индикаторам, указанным в приказе Минпромторга России № 774 и в Публичной декларации Росстандарта, приведен в табл. 5.

Таблица 5

Фрагмент обобщенных данных по показателям и индикаторам,
указанным в приказе Минпромторга России № 774 и в Публичной декларации Росстандарта


Мероприятие
госпрограммы РФ
«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

Приказ Минпромторга России № 774

Публичная декларация
целей и задач Росстандарта на 2018 год

Показатель

Индикатор

Ед.
измерения

Целевой уровень 2018 г.

Индикатор

Ед.
измерения

Целевой уровень 2018 г.

1

Мероприятие 8.1.2. Реализация Программы национальной стандартизации, включая экспертизу, редактирование, нормоконтроль, подготовку к утверждению и введение
в действие проектов национальных
и межгосударственных стандартов

Разработка документов, разрабатываемых
и применяемых
в НСС

1.1. Период с даты утверждения национальных стандартов РФ (далее — стандарты) до 31 декабря текущего года (в том числе по секторам экономики)

годы

1.2. Доля стандартов, разработанных до 1991 г. и содержащихся в Федеральном информационном фонде стандартов

%

 

1.3. Средний срок разработки документов НСС

мес.

мес.

16,7 (15,8 в 2019 г.)*

1.4. Доля гармонизированных документов НСС (в том числе по секторам экономики

%

50,3 (50)*

...

 

 

 

 

 

1.6. Количество
утвержденных
стандартов в год
(в том числе по секторам экономики)

шт.

600 (666)*

...

 

 

 

 

 

1.12. Доля утвержденных документов НСС, созданных за счет средств разработчика, в общем количестве утвержденных документов НСС (в том числе
по секторам
экономики)

%

1.1. Увеличение количества утверждаемых
в течение года стандартов, разработка которых финансируется
за счет
бизнеса

%

16 (36,5% от утв. стандартов)*

Заключение

Проблема недостаточной открытости НСС существует как в России, так и в ряде экономически развитых государств, но ее черты имеют прямо противоположный характер: в РФ эта проблема проявляется в избыточном количестве показателей и индикаторов, несогласованных друг с другом, в Великобритании, Франции, Германии, США — в отсутствии каких-либо показателей в национальных стратегических документах в сфере стандартизации. Несистематичность предоставления данных по принятым (традиционно сложившимся) показателям оценки эффективности НСС характерна для всех рассматриваемых стран.

С учетом результатов проведенного нами в 2018 г. опроса государственных гражданских служащих о подходах к формированию инструментария оценки эффективности НСС РФ [6], предлагаем включить в приказ Минпромторга России № 774 дополнительный индикатор — «Разработка и внедрение документов национальной системы стандартизации для обеспечения коммерциализации передовых технологий, включая цифровые технологии, в высокотехнологичных (инновационных) отраслях экономики РФ» в соответствующих двух показателях.

Настоящая статья завершает цикл публикаций, предваряющий выход в свет в декабре 2019 г. нашей монографии «Национальная система стандартизации Российской Федерации. Принципы, цели, задачи, прогноз развития». Надеемся на обратную связь с читателями.

«Стандарты и качество» Декабрь 2019

Рубрика: Стратегическое развитие
Автор(ы): А. Барыкин, В. Икрянников
02.12.2019

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!