Архив номеров

Михаил Криштал: «Нам удалось предугадать тренды»

Опорный Тольяттинский государственный университет (ТГУ) — лауреат премии Правительства Российской Федерации в области качества за 2019 г. Награды победителям 20 декабря в Москве вручил министр промышленности и торговли РФ Д.В. МАНТУРОВ. Ректор ТГУ М.М. КРИШТАЛ рассказал журналу «Стандарты и качество» о том, в чем университет может дать фору промышленным корпорациям и банкам, способно ли внедрение высокоэффективного менеджмента в нестоличном вузе сделать его лидером отрасли и как опыт Г. Форда в производстве автомобилей применим к подготовке выпускников вузов.

Университет — микромодель государства

— Михаил Михайлович, за весь период существования премий Правительства РФ в области качества лауреатами становились лишь девять высших учебных заведений страны, из них только три, включая Тольяттинский государственный уни­верситет, получали премию дважды. Зачем вузу участие в этом непрофильном для образовательных организаций конкурсе?

— Университет — большая корпорация, которая занимается различными видами деятельности. И это не только высшее, но и дополнительное образование, научные исследования, стандартные испытания, инжиниринг, консалтинг. В каждом направлении работы мы уделяем большое внимание качеству.

По сути, университет — это микромодель государства и общества, которая отражает происходящие в них процессы, в том числе связанные с цифровизацией. Ни в одной организации нет такого разнообразия процессов. Сейчас говорят о том, что у современного университета должно быть три миссии: образование, наука и инновации.

У нас есть еще четвертая — связанная с ответственностью за развитие региона. Соответственно миссиям вокруг вуза выстраивается большое количество партнеров и стейкхолдеров. Поэтому без особого внимания к качеству управления цена ошибки может быть очень высока. Участие и победы в 2019 г. в двух престижнейших конкурсах — на соискание премии Правительства РФ в области качества и конкурсе профессионального управления проектной деятельностью «Проектный Олимп», организованном Аналити­ческим центром при Правительстве РФ, позволили нам получить внешнюю экспертную оценку качества выстроенной нами системы управления вузом. Эти победы не просто огромная честь. Фактически мы вынесли на суд экспертов всю нашу систему управления развитием, основанную на проектном подходе и цифровизации.

— В 2009 г. ТГУ уже становился лауреатом премии Правительства РФ в области качества. Что именно поменялось в траектории развития за прошедший период?

— Тогда мы мечтали стать национальным исследовательским университетом и старались развиваться именно в этом направлении.

Для вуза, расположенного даже не в столице субъекта Федерации, но в городе с численностью более 700 тыс. человек — получение такого статуса могло косвенно отра-зиться на росте количества студентов. Тогда мы выбирали от максимума в своем регионе, но количество абитуриентов стремительно падало.

Для сравнения: в 2007 г. в ТГУ обучалось 14,4 тыс. студентов, а к 2014 г. их количество снизилось в полтора раза — до 9,5 тыс. Нами было принято решение выйти за границы региона и сделать это за счет создания системы реализации программ высшего образования онлайн с применением современных дистанционных технологий и цифровых решений. Так, с 2015 г. в ТГУ запустили проект дистанционного онлайн-обучения, под который зарегистрировали товарный знак «Росдистант», и с того момента количество поступивших в ТГУ на различные направления подготовки неуклонно растет. Если бы мы тогда коренным образом не поменяли наши бизнес-процессы, университета уже могло бы и не быть.

Сегодня более половины из примерно 17,5 тыс. студентов нашего университета обучается через платформу «Росдистант» с применением дистанционных образовательных онлайн-технологий. Подчеркну, что речь идет не о краткосрочных открытых онлайн-курсах (MOOC — Massive Open Online Courses), а о возможности получения высшего образования. Впрочем, и наши MOOC востребованы. В 2018 г. ТГУ реализовал 14 массовых открытых онлайн-курсов на международных платформах. Их слушателями стали более 5 тыс. человек. Масштаб нашей деятельности уже далеко не локальный. В сентябре 2019 г. онлайн-курс «Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании», разработанный ТГУ, в федеральном конкурсе АНО «Цифровая экономика» получил «Знак качества» и признан лучшим в номинации «Подготовка лидеров цифровой трансформации» из числа 50 заявок.

Тольяттинский государственный университет: инновационный предпринимательский цифровой университет

Дважды обладатель статуса Федеральной инновационной площадки (ФИП): 2012—2017 гг. и 2018—2023 гг. с проектом «Цифровая трансформация процессов университета («Умный университет»)».

Дважды лауреат премии Правительства РФ в области качества (2009 и 2019 гг.).

Обладатель спецприза премии СНГ в области качества (2011 г.).

Дипломант премии Правительства РФ в области качества (2018 г.).

Победитель крупнейшего в России конкурса профессионального управления проектной деятельностью «Проектный Олимп» Аналитического центра при Правительстве РФ в номинации «Управление проектами в системе высшего образования и науки» с проектом «Развитие дистанционного онлайн-обучения — проект «Росдистант» (2019 г.).

Соучредитель Научно-образовательного центра Самарской области, разработчик цифровой платформы взаимодействия центров компетенций НОЦ.

— Проект «Росдистант» стал своего рода спасательным кругом для вуза?

— Его появлению предшествовало построение эффективной системы менеджмента качества (СМК), проектного управления и глубокая цифровизация системы управления вузом. С начала 2000-х мы ежегодно находили и вкладывали в автоматизацию, информатизацию, а затем цифровизацию свои собственные ресурсы. Цифровизация стала для нас насущной необходимостью, и даже более того — вопросом выживания. Потребовалась гигантская работа всего коллектива университета и применение самых разных технологических, в том числе цифровых решений. Что-то мы сами делаем, что-то покупаем, но все это увязываем в единую систему и адаптируем под нее. Однако только с запуском проекта дистанционного онлайн-обучения «Росдистант» в 2015 г., на мой взгляд, началась цифровая трансформация ТГУ. Именно тогда стал кардинально меняться наш основной бизнес-процесс — образовательный.

Цифровая трансформация приведет к четвертой промышленной революции

— Что Вы подразумеваете под цифровой трансформацией?

— Четкое определение цифровой трансформации трудно найти. Сейчас очень часто обсуждают, с чего лучше начать цифровую трансформацию, не договорившись о сути этого термина. О чем только не говорят — от внедрения различных цифровых технологий до изменения культуры и ментальности. Поэтому я вынужден давать свое определение: цифровая трансформация — это реинжиниринг бизнес-процессов на основе внедрения цифровых технологий. Фактически мы это сделали и продолжаем делать для учебного процесса и университета в целом. По сути, в этой логике ТГУ живет уже лет десять.

Цифровизация отличается от автоматизации и информатизации тем, что цифровые технологии принципиально не сводимы к аналоговым. То есть с точки зрения получения необходимого технического результата в заданный срок цифровую технологию невозможно заменить никаким набором аналоговых действий.

Но даже цифровизация без трансформации бизнес-процессов не при­водит к нужным эффектам. От автоматизации и информатизации всегда ждали облегчения работы или экономических прорывов. И никогда этого не происходило. Например, автоматизация документооборота приводит к росту количества бумаг. И в этом парадокс: наращивание мощности по переработке информации приводит к еще более интенсивному росту ее объемов. А это увеличивает трудозатраты по ее переработке. Происходит это потому, что ничего не меняется в сути самих процессов. Именно в этом причина возникновения такого парадокса, который разрешается только в результате цифровой трансформации.

Цифровая трансформация способна дать скачкообразный рост эффективности производств и экономики в целом. Сейчас это повсеместный процесс, глобальный технологический переход — та самая четвертая промышленная революция. Смысл ее именно в цифровой трансформации, то есть в изменении бизнес-процессов на основе цифровых технологий, принципиально не сводимых к аналоговым.

Проект дистанционного онлайн-обучения «Росдистант»

Реализуется с 2015 г.

Бюджет «Росдистанта» — около 600 млн р.

В проекте задействовано свыше 300 преподавателей.

Разработано около 3 тыс. контентов по 63 образовательным программам.

Около 9 тыс. студентов, обучающихся онлайн по 20 направлениям подготовки бакалавров, 7 направлениям подготовки магистров и одной специальности.

В числе эффектов от реализации проекта:

    • увеличение контингента обучающихся в ТГУ (с 9,5 тыс. человек в 2014 г. до 17,5 тыс. в 2019 г.);
    • рост числа иногородних студентов с 8 до 41,7% (19 стран, 85 регионов России).

«Росдистант» согласован с задачами и показателями национального проекта «Цифровая экономика» в части развития цифровых компетенций и онлайн-обучения, а также национального проекта «Образование» в части экспорта образования.

 

— Что тогда Вы подразумеваете под цифровым университетом?

— Это университет, в котором основные бизнес-процессы построены на цифровых технологиях и таким образом принципиально не могут быть обеспечены никаким разумным сочетанием и количеством аналоговых действий.

— С чего началась цифровая трансформация Тольяттинского госуниверситета?

— Поскольку в университете реализуется множество процессов, количество проблем, с которыми сталкивается вуз при цифровой трансформации, многократно выше, чем даже у крупных промышленных предприятий или банков. В их решении большую роль играют условия, при которых вуз вошел в цифровую трансформацию, в том числе финансы, кадры, наличие или отсутствие системы стратегического планирования и управления проектами, если хотите — умения предугадывать тренды.

Уже к 2010 г. у нас был разработан ряд отдельных сервисов, по тем временам очень даже неплохих, но недостаточно интегрированных между собой. Сейчас мы говорим, что это была «лоскутная» автоматизация. Поэтому с 2011 г. вуз приступил к построению единой архитектуры автоматизированной системы управления университетом с системой «Галактика ERP» в ядре и набором хорошо интегрированных с ней и между собой информационных систем — как промышленных, так и собственной разработки. В том числе мы внедрили в ТГУ систему «Галактика», а также «Moodle», «Битрикс 24» и «1С: Документо­оборот».

За это время с использованием системы «Галактика ERP» были полностью автоматизированы процессы финансового, хозяйственного, бухгалтерского и управленческого учета, а также управление договорами, персоналом, студентами, приемной кампанией, учебными планами и успеваемостью. Далее была проведена чистка базы данных, которая стала единой для всех сервисов; созданы правила, обеспечивающие сохранение целостности данных и однократность их ввода. Все это стало основой для трансформации, которая в какой-то момент пошла параллельно с построением единой архитектуры управления.

Новый процесс — генерация инноваций

— В чем же заключается трансформация университета? Только лишь в проекте онлайн-обучения?

— Запуск проекта «Росдистант» был для нас, по сути, созданием новой технологии заочного обучения, а внедрение элементов «Росдис­танта» в очную форму обучения стало реинжинирингом технологии очного обучения.

— Существует ли принципиальное отличие онлайн-обучения от заочной формы обучения?

— Очное и заочное — формы обучения, а онлайн-обучение — комплекс технологий. У нас онлайн учатся и очники, и заочники. Где-то мы внедряем онлайн-технологии частично, а где-то охватываем ими весь образовательный процесс.

— Как поменялся образовательный процесс с внедрением элементов «Росдистанта» в очное обучение?

— Цифровые технологии стали основой для перераспределения учебного времени аудиторных занятий в пользу реальной практической и проектной деятельности студентов-очников, глубоко интегрированной в учебный процесс. При этом в ТГУ создана система формирования и анализа базы данных, которая отслеживает поведение студентов в учебном процессе. Сейчас мы вплотную подошли к введению интеллектуальных систем управления образовательным процессом. Технология онлайн-обучения позволяет в реальном времени снимать «цифровой след» учащегося: вплоть до того, когда студент зашел в электронный учебник, сколько секунд смотрел и слушал каждую страницу, как отвечал на каждый вопрос теста, перечитывал ли учебник в случае неудачи. По таким большим данным2 можно строить типологию учебного поведения и на ее основе для каждого студента предлагать сопровождение учебного процесса, которое позволит ему показать максимально возможные результаты в обучении. Таким образом можно выстроить подлинно адаптивную систему обучения.

Вот, на мой взгляд, яркий пример того, как цифровые технологии привели к реинжинирингу традиционного учебного процесса, который в очной форме обучения трансформировался в процесс генерации инноваций и подготовки команд, способных к их реализации.

— Как в университете выстроен процесс генерации инноваций?

— Мы высвободили 128 часов под проектную деятельность на первом-втором курсах, заменив часть лекционных занятий электронным контентом. Около 300 преподавателей обучено созданию электронного контента и еще почти 250 сотрудников — организации проектной работы со студентами, а также 60 сотрудников — стандартам управления проектами.

Для студентов-первокурсников все начинается 1 сентября с «проектной недели» под руководством игротехников. Затем — работа в течение семестра над проектами, и в конце семестра проводится ярмарка проектов.

Сегодня в ТГУ все студенты-очники 1—3-го курсов охвачены проектной деятельностью. Еще около трети студентов 4-го курса реализуют проекты повышенной сложности в шести центрах профессиональной проектной деятельности.

— Это уже дало какой-то качественный прорыв?

— Да. 2019 г. стал для ТГУ годом значимых побед на национальном и международном уровнях. Сту­денты демонстрируют результаты, невозможные при прежней технологии обучения.

Опыт Форда в образовании

— Насколько серьезные изменения процесс цифровой трансформации внес в ежедневную работу преподавателей? Не пришлось ли им отказаться от своей классической роли?

— На самом деле кажется удивительным, что функции преподавателя мало менялись за последние пару сотен лет, если не считать того, что к ним добавились несвойственные функции бумажной работы. Сегодня «идеальный преподаватель» должен быть профессионалом в том предмете, который преподает, и разбираться в методике преподавания — то есть уметь переложить профессиональные знания в доступный к освоению формат. Он должен обладать элементами актерского мастерства, хорошей дикцией, уметь готовить презентации. А также владеть федеральными образовательными стандартами и работать в корпоративных системах отчетности, составлять учебные планы, писать научные статьи, обеспечивать контроль над успеваемостью студентов…

И все-­таки основное — это профессиональные компетенции и умение переложить содержание предмета в удобный для восприятия формат. Все остальное можно сделать за преподавателя. Например, у нас электронные лекции по материалам, подготовленным преподавателями, читают профессиональные дикторы, при этом текст проходит обязательную корректуру, редактирование и проверку на неприемлемые заимствования. Кроме того, качество электронного контента мы тестируем с двух сторон: во-первых, это экспертиза, в том числе внешняя, при внедрении, во-вторых, анкетирование студентов по результатам прохождения курсов. При этом преподаватель кровно заинтересован в качестве, поскольку размер авторского вознаграждения, которое получают все авторы контента по системе роялти, зависит в числе
прочего и от количества положительных отзывов.

Следующим шагом развития технологий — и мы это уже опробовали — является разделение функции владения профессиональными компетенциями и знаниями и функции носителя педагогических компетенций. В этом случае педагог­дизайнер, работая с профессионалом в предметной области (например, из реального сектора экономики), может подготовить материал, который команда разработчиков «упакует» в формат электронного контента для онлайн-обучения. В итоге получаются актуальные профессиональные курсы, и автор такого курса — отнюдь не человек-оркестр, а коллектив профессионалов, каждый из которых занимается своим делом. Все эти технологии были в первую очередь отлажены на проекте «Рос­дистант».

В некотором смысле это похоже на то, что сделал Генри Форд для автомобилестроения. «Форд­ Т», который начали выпускать в 1908 г., был не лучше многих других автомобилей того времени. Но только Г. Форду удалось создать новую систему разделения труда, которая позволила выпускать качественные автомобили миллионами, при этом в десятки раз снизив их себестоимость. Мы делаем примерно то же самое: за счет изменения системы разделения труда резко повышаем эффективность образовательного процесса, в том числе результативность работы каждого преподавателя. В некотором смысле это тренд, который нам удалось предвосхитить.

Высшее образование за границами подготовки специалистов

— Как Вы намерены развивать проект?

— Сейчас «Росдистант» ориентирован на русскоговорящую аудиторию. Теперь мы работаем над освоением англоязычного рынка.

В этом смысле прохождение конкурсных процедур на соискание звания лауреата премии Прави­тельства РФ в области качества стало для нас одним из стимулов в развитии именно этого направления. В 2019 г. критерии премии Правительства РФ в области качества синхронизированы с критериями Европейской премии по качеству — Модели совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM — European Foundation for Quality Management). При этом оценка деятельности вуза экспертами конкурсной комиссии значительно выросла: по итогам 2009 г. эксперты оценили достижения вуза и уровень его СМК в 503 балла, в 2018 г. — в 582 балла, а в 2019 г. — в 709 баллов.

— ТГУ стал инициатором создания цифровой платформы взаимодействия центров компетенций научно-образовательного центра Са-марской области (НОЦ) на основе единой СМК. Расскажите об этой работе.

— Это один из наших экосистемных проектов, который был доложен в апреле 2019 г. на рабочей группе по созданию НОЦ и поддержан губернатором Самарской области Д.И. Азаровым. Цифровая платформа, работающая по принципу «единого окна», создаст максимально удобные условия взаимодействия участников НОЦ с заказчиками и индустриальными партнерами. Такой платформы пока нет ни у одного НОЦ в России. Однако речь не просто о платформе: в основе должны лежать единые регламенты взаимодействия различных центров компетенций НОЦ между собой, управляющей компанией и заказчиками. По сути, это единая СМК и построенная на ее основе цифровая платформа.

— Всероссийский форум качества в 2020 г. решено проводить именно на базе вашего университета. Что для Вас значит предстоящее мероприятие?

— Я горжусь, что нам доверили организацию такого события. 14 ноября 2019 г. состоялась символическая передача знамени Всемирного дня качества в рамках Всероссийского форума качества «Лучший опыт — для лучшей жизни!», который проходил в г. Мытищи Московской области. Я с большим интересом слушал доклады участников. Обсуждали темы, связанные с созданием единой СМК для предприятий, входящих в транснациональную корпорацию, с системами управления на основе цифровых платформ и цифровых двойников. Мы тоже работаем в данном направлении, и на форуме, который состоится в Тольятти в 2020 г.,
нам будет чем поделиться. Думаю, что предстоящий форум затронет самые важные аспекты менедж-мента качества для системы высшего образования, которая сегодня выходит далеко за границы только лишь подготовки специалистов.

«Стандарты и качество» Январь 2020

Рубрика: Качество образования
Автор(ы): М. Криштал, Т. Пишкова
01.01.2020

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!