Архив номеров

Разработка IDEF0-модели реинжиниринга системы оценки эффективности российских вузов

Конкурентоспособность российских образовательных организаций высшего образования на международном рынке образовательных услуг рассматривается как функция качества си-стемы оценки их эффективности. На основе Рекомендаций по стандартизации Р 50.1.028-2001 предложен алгоритм разработки IDEF0-модели реинжиниринга системы оценки эф-фективности российских образовательных организаций высшего образования

Конкурентоспособность российских образовательных организаций высшего образования (далее – вузов) на международном рынке образовательных услуг во многом зависит от качества системы оценки эффективности вузов, её способности к саморегулированию, с учетом динамично изменяющихся внешних условий. При этом очевидно, что сколь совершенной ни была бы эта система, она требует постоянного развития, без чего невозможно достижение целей, включая и такие амбициозные, как, например, вхождение минимум пяти российский университетов в топ-100 лучших университетов мира.

Нами предложено, в целях дальнейшего развития системы оценки эффективности показателей вузов, используемых в настоящее время Министерством науки и высшего образования, руководствоваться Рекомендациями по стандартизации «Р 50.1.028-2001 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования» [1], на основе которых могут быть предложены и введены в практику оценки эффективности вузов следующие определения понятий (глоссарий):

    • область применения – реинжиниринг методами функционального моделирования действующей системы показателей оценки эффективности российских вузов;
    • <
    • цель разработки модели (М) – создание гибкого механизма оценки эффективности российских вузов;
    • моделируемый объект, или оригинал (А) – итеративно изменяемая субъектом управления система показателей оценки эффективности российских вузов;
    • имя функции Блока 1 – усовершенствовать действующую систему показателей оценки эффективности российских вузов;
    • входная стрелка, связанная с левой стороной Блока 1, - действующая система показателей оценки эффективности российских вузов;
    • управляющая стрелка, связанная с верхней стороной Блока 1, - требования указов  Президента Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации;
    • выходная стрелка, связанная с правой стороной Блока 1, - модернизированная система показателей оценки эффективности российских вузов, удовлетворяющая требованиям указов  Президента Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министерства науки и высшего образования;
    • стрелки вызова механизма, подключенные к нижней стороне Блока 1 и направленные вниз, к Блокам 2, 3… N, - запрос предложений на внесение коррективов в действующую систему показателей оценки эффективности вузов;
    • стрелки механизма, подключенные к нижней стороне Блока 1 и направленные вверх, со стороны Блоков 2, 3… N, - предложений на внесение коррективов в действующую систему показателей оценки эффективности вузов.

Таким образом, контекстная диаграмма верхнего уровня имеет вид, представленный на рис. 1.


Рисунок 1. Контекстная диаграмма верхнего уровня  А-0.
Источник: разработано автором.

Запросы предложений на внесение коррективов в действующую систему показателей оценки эффективности вузов могут быть адресованы: научно-исследовательским институтам академии наук, вузам, советам ректоров вузов, общественным палатам, профильным комитетам законодательных и исполнительных органов власти федерального и регионального уровней.

Цель таких запросов – выявить квалифицированное мнение, которое может быть положено в основу модернизированной системы показателей эффективности.

Процесс запросов и обработки результатов, по нашему мнению, должен включать как  минимум следующие этапы, наименования которых являются одновременно именами функций блоков, номера которых указаны в скобках:  

  1. формирование Министерством науки и высшего образования перечня организаций, принимающих участие в анкетировании (Блок 2);
  2. отбор организациями, включенными в перечень, экспертных групп и их руководителей (Блок 3);   
  3. формирование руководителями экспертных групп «библиотек» данных (Блок 4):
      1. систем, используемых мировыми экспертными сообществами (Блок 4.1);
      2. оценочных показателей, входящих в системы (Блок 4.2);
      3. удельных весов (значимости) применяемых оценочных показателей (Блок 4.3);
  4. проведение организациями-участниками анкетирования (Блок 5);
  5. обработка организациями-участниками результатов анкетирования и их представление в Министерство науки и высшего образования (Блок 6);
  6. подготовка Министерством науки и высшего образования проектов нормативно-правовых актов (Блок 7);
  7. рассылка Министерством науки и высшего образования организациям-участникам результатов анкетирования, а также проектов нормативно-правовых актов (Блок 8);
  8. принятие нормативно-правовых актов, с учетом мнения организаций-участников анкетирования (Блок 9).

Все блоки функций по своему синтаксису и семантике аналогичны описанному выше Блоку 1, при этом очевидно, что ключевым является Блок 4, так как именно он во многом определяет вектор изменений, а также набор тех показателей, которые активно используются в зарубежной практике, однако в отечественной системе оценки эффективности вузов пока не используются.

К таким показателям, в частности, относятся [2]:

    • Academic Services Spend – расходы на академические услуги;
    • Research Intensity – интенсивность исследований: доля научно-педагогических работников, вовлеченных в научно-исследовательские работы (НИР);
    • Research Quality – качество исследований;
    • Student Satisfaction  - мнение студентов о качестве преподавания в вузе и другие.

В заключение необходимо отметить, что предложенная нами IDEF0-модель реинжиниринга системы оценки показателей эффективности российских вузов включает все три типа документов, предусмотренных п. 6.4 Рекомендаций [1] (глоссарий; графические диаграммы; текст), в связи с чем могут быть приняты за основу при проведении реинжиниринга данной системы. Предложенный подход может быть также применен и в других отраслях народно-хозяйственного комплекса страны.

Список использованной литературы.

  1. Рекомендации по стандартизации «Р 50.1.028-2001 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования». – Режим доступа: URL: https://files.stroyinf.ru/Index2/1/4293850/4293850833.htm/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения: 31.10.2019).

  2. University League Tables Methodology. – Режим доступа: URL: https://www.thecompleteuniversityguide.co.uk/league-tables/university-and-subject-league-tables-methodology /, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. англ. (дата обращения: 31.10.2019).


«Стандарты и качество» Январь 2020

Рубрика: На соискание ученой степени
Автор(ы): Ю. Саночкина
01.01.2020

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!