Архив номеров

Маркировка: непростой путь отслеживания товара

Маркировка товара —  обязательное нанесение на него уникального кода, где зашифрована вся информация об этом товаре. Правила действия системы маркировки устанавливаются государством. Так оно  борется с контрафактом — товарами, на которых незаконно размещен товарный знак, а также товарами без маркировки, предусмотренной законом.

егкой промышленности России и за рубежом, в частности с отказом многих иностранных производителей предоставлять размерные признаки и свою техническую документацию.

Одна из целей маркировки — защита прав потребителя. У экспертов возникают сомнения: будет ли система маркировки совпадать с интересами потребителя, если они получат изделия с неточными размерами.
Пока не устранят разночтения в документах на импорт, невозможно ввезти товар без нарушений. А ответственность за неправильно маркированный импортный товар довольно жесткая, и лежит она не на поставщике, а на российском импортере. Если импортер из России перевел деньги за товар, а товар не поставлен, импортеру в соответствии с действующим законодательством РФ грозят ощутимые штрафы или даже уголовная ответственность за вывод средств за рубеж.

Принципиально важный момент для всей цепочки движения товаров: ответственность за неправильную маркировку несет не тот, кто допустил ошибку, а тот, в чьем звене она выявлена. Например, если в розничной торговле обнаружится ошибка поставщика, то ответственность должен нести не поставщик, а розница.

Постановления, вступившие в силу, не всегда, к сожалению, понятны тем, чью деятельность они призваны регулировать. Вот, например, постановление Правительства РФ от 5 июля 2019 г. № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» (далее — постановление № 860). В одном из положений этого документа (п. 34 г) говорится о сведениях, которые предоставляет заявитель регистрации обувных товаров в информационной системе мониторинга: «при ввозе обувных товаров в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в том числе обувных товаров, перемещаемых через территории государств-членов Евразийского экономического союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, представление в информационную систему мониторинга сведений, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, касающихся страны производства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, цвета, размера в штихмассовой системе, может осуществляться участниками оборота обувных товаров, осуществляющими ввоз обувных товаров, после помещения маркированных обувных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, но не позднее предложения маркированных обувных товаров для продажи».

На тематических форумах специалисты разъясняли требования системы маркировки, но участники этой системы, производители и продавцы, оставались в растерянности от груза новых обязанностей и затрат.

Предстоит пройти регистрацию на ряде порталов, заключить договоры, согласовать их с юристами; получить электронную подпись для сотрудников, которые будут работать в ГИС, разобраться с нормативной документацией. Неизбежен рост издержек на оборудование и программное обеспечение, на оплату труда дополнительных специалистов.

Между тем в интернете уже появились рекламные объявления от компаний, которые готовы взять на себя значительную часть работы по вводу маркировки «под ключ» (разумеется, не бесплатно). Была даже организована специальная сессия для специалистов по работе с программным обес-печением, кассами, учетными системами. Все это указывает на непростой характер подготовки к работе в новых условиях.

На встрече представителей молочной отрасли и оператора системы маркировки ЦРПТ с министром промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуровым участники обсудили промежуточные итоги эксперимента по маркировке молочной продукции и готовность российских производителей к обязательной маркировке. Рассматривались ключевые подходы к маркировке готовой молочной продукции. Так, регистрацию в системе производителей предлагается начать с 1 июня 2020 г.

С 1 декабря 2020 г. может стартовать обязательная маркировка продукции со сроком годности свыше 1 года, а с 1 марта 2021 г. — продукции со сроком годности менее одного года. При этом оборот немаркированной продукции предлагается разрешить до окончания срока годности продукции.

В первую очередь в проекте должны принять участие крупные и средние производители, занимающие подавляющую долю рынка. Фермерским хозяйствам и мелким производителям предполагается дать годовую отсрочку на введение маркировки. Важные переходные этапы были предложены для оптового звена: отсрочка на год прослеживаемости в опте, в течение следующего за ним года — только объемно-артикульный учет и лишь еще через год — поштучный учет.

Также Минпромторг России предлагает не маркировать товары весом единичной упаковки до 30 г и выдавать бесплатно коды маркировки для продукции стоимостью менее 30 р. Обязательное сканирование кода маркировки на кассах точек продаж начнется с даты введения обязательной маркировки. При этом российским розничным продавцам планируется предоставить отсрочку по штрафам сроком на 12 мес. с даты публикации постановления Правительства РФ об обязательной маркировке, чтобы бизнес в спокойном режиме успел дооснастить торговые точки сканерами для считывания кодов.

«Стандарты и качество» Март 2020

Рубрика: Новые реалии государственного менеджмента
01.03.2020

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!